УИД: 61RS0033-01-2023-000230-30
Дело №2-509/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
24 марта 2023 года ст. Кагальницкая Ростовской области
Зерноградский районный суд Ростовской области в составе судьи Полякова Н.В., единолично, при секретаре Асланян К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кагальницкого района Ростовской области к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Ласточка», третьему лицу Отделу образования Кагальницкого района Ростовской области, об обязании оборудовать здание устройством вызова помощи с целью обеспечения доступа инвалидов в здание учреждения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кагальницкого района Ростовской области обратился в суд с данным исковым заявлением, в котором указал следующее. Прокуратурой Кагальницкого района проведена проверка соблюдения прав и интересов инвалидов в части исполнения законодательства, направленного на обеспечение для указанных категорий граждан общедоступности социальной инфраструктуры в деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад (далее по тексту - МБДОУ детский сад «Ласточка»). Проверкой установлено, что вход в здание не оборудован пандусом. В целях устранения выявленных нарушений, прокурором района 25.11.2022 заведующей МБДОУ детский сад «Ласточка» внесено представление. Согласно ответу представление фактически удовлетворено, но нарушения не устранены. Прокурор Кагальницкого района Ростовской области просил обязать МБДОУ детский сад «Ласточка» вход в здание оборудовать пандусом, отвечающим предъявляемым к данному сооружению требованиям.
В окончательной редакции иска от 24.03.2023 прокурор Кагальницкого района Ростовской области просил обязать МБДОУ детский сад «Ласточка» оборудовать вход в здание, в котором расположен филиал МБДОУ детский сад «Ласточка» - детский сад «Солнышко» по адресу: <адрес>, устройством вызова помощи с целью обеспечения доступа инвалидов в здание учреждения.
В судебном заседании помощник прокурора Кагальницкого района Ростовской области Яценко Д.В. иск поддержал в полном объёме, подтвердил доводы иска, просил иск удовлетворить.
В судебном заседании заведующий МБДОУ детский сад «Ласточка» Грибенникова С.В. иск признала в полном объеме.
В судебном заседании представитель Отдела образования Кагальницкого района Ростовской области Кандашова Н.Е., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения иска.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
В силу Федерального закона от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" (принята в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 г. Резолюцией 61/106 на 76-м пленарном заседании 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно его преамбуле, определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные указанным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст. 2, 7, 18 и 19).
В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ (в редакции от 9 декабря 2010 года) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Согласно положениям ст. 30 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.09 г. "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения. Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.
В разделе 3 Строительных норм и правил 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29 ноября 1999 года № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предъявляются требования о том, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
В судебном заседании установлено, что МБДОУ детский сад «Ласточка» является юридическим лицом, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ. Согласно выписке из ЕГРЮЛ МБДОУ детский сад «Ласточка» имеет филиал учреждения - детский сад «Солнышко» по адресу: <адрес>.
Прокуратурой Кагальницкого района Ростовской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в части создания условий инвалидам, в ходе которой выявлено, что перед входом в здание детский сад «Солнышко» по адресу: <адрес>, отсутствует устройство вызова помощи с целью обеспечения доступа инвалидов в здание учреждения. При этом, с технической точки зрения указанное здание невозможно оборудовать пандусом.
На здание, в котором расположен детский сад «Солнышко», в полной мере распространяются требования вышеназванных правовых норм, в связи с чем ответчиком должны быть созданы надлежащие условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов.
Факт невыполнения ответчиком указанных нормативно-правовых актов по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в соответствии с установленными нормами и правилами, установлен в судебном заседании, не оспаривается представителем ответчика и подтверждается материалами дела.
Несоблюдение перечисленных требований действующего законодательства, является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.
Суд принимает признание иска представителем ответчика, поскольку оно выражает свободное волеизъявление ответчика, не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые интересы иных лиц.
В силу ст. 68 п. 2 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В соответствии со ст. 173 п. 3 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Проанализировав положения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд приходит к выводу о том, что беспрепятственный доступ инвалидов должен быть обеспечен ко всем объектам социальной инфраструктуры, в том числе и в помещение детского сада.
Учитывая, что отсутствие беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - помещению детского сада, является нарушением закрепленных и гарантированных прав граждан на обеспечение инвалидам равных с другими гражданам возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд делает вывод о том, что несоблюдение и невыполнение Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад «Ласточка» требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к помещению детского сада затрагивает интересы неопределенного круга инвалидов, а также иных маломобильных групп населения. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие, в связи с чем, имеются основания для возложения на ответчика обязанности по устранению выявленных прокурором нарушений.
При таких обстоятельствах, суд считает заявленные требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Истец в порядке ст.333.36 Налогового Кодекса РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины по делу, в связи с удовлетворением иска с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по делу.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Кагальницкого района Ростовской области удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ласточка» оборудовать вход в здание, в котором расположен филиал учреждения - детский сад «Солнышко» по адресу: <адрес>, устройством вызова помощи с целью обеспечения доступа инвалидов в здание учреждения.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Ласточка» в доход бюджета Кагальницкого района Ростовской области государственную пошлину по делу в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 31 марта 2023 года.
Судья Н.В.Поляков