Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2454/2022 ~ М-2225/2022 от 23.08.2022

УИД 37RS0010-01-2022-002726-68

Дело № 2-2454/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 ноября 2022 года                                                                                                       город Иваново

Ленинский районный суд г. Иваново в составе

председательствующего судьи Шолоховой Е.В.,

секретаря Никифоровой К.Р.,

с участием представителя истца Семериковой Н.В.,

представителя ответчика Комитета по экологии Администрации города Иванова Романовой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское делопо иску Зайцева Александра Олеговича к Комитету по экологии Администрации города Иванова о взыскании ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Зайцев Александр Олегович обратился в суд с иском к Комитету по экологии Администрации города Иванова о взыскании ущерба, мотивировав его следующим.

ДД.ММ.ГГГГ возле <адрес> на обочине дороги в зоне парковки на транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , принадлежащее истцу на праве собственности, упало дерево, что подтверждается актом осмотра места ДТП от ДД.ММ.ГГГГ. Повреждения транспортного средства были зафиксированы независимой автотехнической экспертизой ООО «АВТОКОМБИ ПЛЮС» в заключении эксперта от 11.07.2022, согласно которому рыночная стоимость его восстановительного ремонта составляет 211300 рублей. За проведение экспертизы истец заплатил 7000 рублей согласно квитанции. Для получения выплат истец обратился к Управлению благоустройства Администрации города Иванова с претензией, однако от выплаты ответчик отказался. Истцом была отправлена в Управление благоустройства Администрации города Иванова телеграмма о том, когда и где будет произведен осмотр транспортного средства, однако, представитель Управления благоустройства Администрации города Иванова не явился.

На основании изложенного истец просил суд взыскать с Управления благоустройства Администрации города Иванова:211300 рублей – сумму ущерба; 7000 рублей — стоимость составления заключения эксперта; 2000 рублей - стоимость составления претензии; 5313 рублей - расходы по оплате государственной пошлины; 797 рублей - почтовые расходы; расходы на оплату юридических услуг в размере 25000 рублей.

    В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Комитет по экологии Администрации города Иванова.

    В судебное заседание истец Зайцев А.О. не явился, о времени и месте слушания дела извещен в установленном законом порядке, в деле участвует его представитель.

В судебном заседании представитель истца Семерикова Н.В. заявила об отказе от исковых требований к Управлению благоустройства Администрации города Иванова, исковые требования к Комитету по экологии Администрации города Иванова поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Комитета по экологии Администрации города Иванова Романова Л.В.против принятия отказа истца от иска к первоначальному ответчику не возражала, обоснованность предъявленных исковых требований к Комитету и размер ущерба не оспаривала.

Определением суда от 21.11.2022 принят отказ истцаот исковых требований к Управлению благоустройства Администрации города Иванова.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что истец является собственником автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак (далее – автомобиль истца), что подтверждается копией свидетельства о регистрации транспортного средства

27.06.2022 в <адрес>, возле <адрес>, в результате падения дерева произошло повреждение автомобиля истца <данные изъяты>, государственный регистрационный знак

В результате падения дерева на автомобиль последнему были причинены механические повреждения, в целях фиксации которых истец обратился в ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново (заявление истца зарегистрировано за № КУСП от ДД.ММ.ГГГГ).

Материалом проверки по данному заявлениюподтвержден факт повреждения принадлежащего истцу автомобиля в результате падения на него дерева.

11.07.2022 по инициативе истца ООО «АВТОКОМБИ ПЛЮС» произведен осмотр и оценка ущерба, причиненного автомобилю истца, о чем извещалось Управление благоустройства Администрации города Иванова.

Согласно экспертному заключению о стоимости восстановительного ремонта транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , составленному ООО «АВТОКОМБИ ПЛЮС», рыночная стоимость восстановительного ремонта по средним ценам региона без учета износа составляет 211300 рублей.

21.07.2022 истцом направлена досудебная претензия в Управление благоустройства Администрации города Иванова с требованием произвести выплату ущерба автомобилю истца в размере 211300 рублей, а также расходы за проведение независимой автотехнической экспертизы в размере 7000 рублей, стоимость телеграммы 362 рубля, расходы по составлению претензии – 2000 рублей.

Ответа на претензию не последовало, в связи с чем истец был вынужден обратиться в суд с настоящим иском.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Пунктом 1 ст. 1064 ГК РФ установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Пунктом 2 указанной статьи определено, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу вышеприведенных норм закона для наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков в рамках деликтного обязательства (обязательства из причинения вреда) необходимо наличие в совокупности следующих условий: факта причинения вреда потерпевшему и размера убытков; совершения ответчиком противоправных действий (бездействия); вины его в их совершении; причинной связи между понесенными убытками и действиями (бездействием) ответчика.

В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Как следует из п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктах поселения и в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения и городского округа (п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона).

В силу ст. 70 указанного Федерального закона органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

С 01.01.2019 в качестве функционального органа Администрации города Иванова образован и действует Комитет по экологии Администрации города Иванова (далее – Комитет), к основным задачам которого относятся: проведение единой политики по охране окружающей среды г. Иваново, рациональному использованию природных ресурсов муниципального образования, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования г.о. Иваново, разработка городских экологических программ и проектов; обеспечение озеленения и цветочного оформления г. Иваново (п. 2.1, п. 2.5 Положения о Комитете по экологии Администрации города Иванова, утвержденного решением Ивановской городской Думы от 19.06.2019 № 756).

В целях выполнения указанных задач на Комитет возложены такие функции, как организация мероприятий по охране окружающей среды на территории г. Иваново и обеспечение их выполнения (п. 3.1 Положения о Комитете); организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, в том числе противопожарного обустройства лесов; мероприятия по проведению рубок зеленых насаждений, работ по лесоустройству и лесовосстановлению; проведение лесопатологических обследований; ликвидация очагов вредных организмов; мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов; санитарно-оздоровительные мероприятия; вырубка сухостоя и валежника; инвентаризация лесов (п. 3.8 Положения о Комитете); разработка лесохозяйственных регламентов (п. 3.9 Положения о Комитете); осуществление выдачи разрешений на снос зеленых насаждений на территории г. Иваново (п. 3.10 Положения о Комитете); проведение инвентаризации зеленых насаждений (п. 3.12 Положения о Комитете); организация содержания зеленых насаждений (п. 3.13 Положения о Комитете); разработка программ в сфере охраны окружающей среды г. Иваново, обеспечение выполнения утвержденных программ (п. 3.17 Положения о Комитете); осуществление функции муниципального заказчика на работы и услуги в сфере охраны окружающей среды, предусмотренные действующим законодательством РФ (п. 3.18 Положения о Комитете); осуществление в пределах своей компетенции контроля за количеством и качеством выполненных работ, услуг в рамках заключенных муниципальных контрактов, иных гражданско-правовых договоров, правильностью оформления документов, определения объемов работ и применяемых расценок (п. 3.19 Положения о Комитете); разработка проектов муниципальных правовых актов г. Иваново по вопросам охраны окружающей среды (п. 3.20 Положения о Комитете); рассмотрение предложений, заявлений и жалоб организаций и физических лиц по вопросам охраны окружающей среды г. Иваново (п. 3.21 Положения о Комитете).

Решением Ивановской городской Думы от 27.06.2012 № 448 утверждены Правила благоустройства города Иванова.

Согласно п. 1.1 данных Правил Правила благоустройства города Иванова в соответствии с действующим законодательством устанавливают порядок организации благоустройства и озеленения территории г. Иваново, очистки и уборки его территории и обязательны для всех граждан и организаций.

В силу п. 3.11 Правил благоустройства благоустройство территорий, не закрепленных за гражданами, индивидуальными предпринимателями, организациями любых организационно-правовых форм, осуществляется органами местного самоуправления города Иванова (их функциональными органами) в соответствии с установленными полномочиями.

Пунктом 4.1.3 Правил благоустройства предусмотрено, что работы по содержанию объектов благоустройства включают мероприятия по уходу за деревьями и кустарниками, газонами, цветниками (полив, стрижка газонов и т.д.), иными зелеными насаждениями по установленным нормативам.

Согласно п. 4.2.5 Правил благоустройства снос сухих, аварийных и потерявших декоративный вид деревьев и кустарников с корчевкой пней, посадку деревьев и кустарников, подсев газонов, санитарную обрезку растений, удаление поросли, стрижку и кронирование живой изгороди, лечение ран при необходимости входит в комплекс работ по ремонту (текущему, капитальному) объектов благоустройства.

Работы по благоустройству, предметом которых являются зеленые насаждения, производятся с соблюдением требований, установленных Положением о порядке сноса зеленых насаждений и оплате восстановительной стоимости зеленых насаждений на территории г. Иваново, утвержденным Администрацией города Иванова, а также требований иных нормативных правовых актов, регламентирующих выполнение указанных работ (п. 4.6 Правил благоустройства).

В силу п. 6.1.5.4 Правил благоустройства лица, ответственные за содержание, уход и сохранность зеленых насаждений, обязаны осуществлять обрезку и вырубку сухостоя, снос опасно наклоненных и аварийных деревьев, вырезку сухих и поломанных сучьев и вырезку веток, ограничивающих видимость технических средств регулирования дорожного движения.

Согласно п. 6.1.13 Правил благоустройства зеленые насаждения не должны ухудшать условия эксплуатации жилищного фонда, подземных сооружений, безопасности движения транспорта и пешеходов, мешать работе наружного освещения, городским кабельным сетям.

Постановлением Администрации города Иванова от 03.12.2012 № 2712 «Об утверждении Реестра муниципальных услуг города Иванова» оказание муниципальных услуг по выдаче разрешения на снос зеленых насаждений на территории г.о. Иваново (стр. 90 Реестра), по разработке проектов благоустройства и озеленения (стр. 90.2 Реестра) возложено на Комитет.

Кроме того, содержание деревьев и кустарников, система оценки состояния озеленения территорий предусмотрены Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ, утвержденными приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 № 153 (далее - Правила).

В соответствии с п. 3.1.4.1 Правил одним из основных мероприятий по правильному содержанию городских зеленых насаждений является обрезка кроны.

Согласно п. 3.1.4.2 Правил санитарная обрезка кроны направлена на удаление старых, больных, усыхающих и поврежденных ветвей, а также ветвей, направленных внутрь кроны или сближенных друг с другом. Санитарную обрезку следует проводить ежегодно в течение всего вегетационного периода.

В соответствии с п. 5.1 Правил система оценки состояния озелененных территорий предусматривает комплекс организационных, инженерно-планировочных, агротехнических и других мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства.

Согласно п. 5.3 Правил оценку состояния озелененных территорий осуществляют либо специализированные учреждения (если речь идет о зеленых насаждениях общего пользования), либо организации, предприятия и др., в ведении которых находятся эти территории, с последующим экспертным заключением по материалам обследования квалифицированными специалистами.

В силу п. 5.6 Правил ежегодная плановая оценка проводится путем ежегодного обследования озелененных территорий. Кроме ежегодных плановых осмотров может при необходимости проводиться оперативный осмотр.

В силу п. 5.8 Правил ежегодный плановый весенний осмотр (в конце апреля) проводится с целью проверки состояния озелененных территорий, включая состояние деревьев, кустарников, газонов, цветников, дорожек и площадок, оборудования, инвентаря и готовности их к эксплуатации в последующий летний период. В процессе осмотра уточняются объемы работ по текущему ремонту, посадке и подсадке растений, определяются недостатки, неисправности и повреждения, устранение которых требует специального ремонта.

Пунктом 5.9 Правил предусмотрен ежегодный плановый осенний осмотр (в сентябре), который проводится по окончании вегетации растений с целью проверки готовности озелененных территорий к зиме. К этому времени должны быть закончены все работы по подготовке к эксплуатации объектов в зимних условиях.

Кроме ежегодного планового осмотра может проводиться оперативный осмотр в результате чрезвычайных обстоятельств - после ливней, сильных ветров, снегопадов и т.п. (п. 5.10 Правил).

Конкретные сроки всех видов осмотров устанавливаются землепользователями озелененных территорий (п. 5.11 Правил).

Таким образом, учитывая, что в структуре Администрации г. Иваново имеется функциональный орган со специальной компетенцией в сфере экологии - Комитет по экологии Администрации города Иванова, который с 01.10.2019 обязан обеспечивать своевременное выполнение таких мероприятий, как своевременные кронирование и (или) снос аварийных деревьев, расположенных на территории земель общего пользования г. Иваново, в том числе в полосах отвода автомобильных дорог местного значения г. Иваново и элементах их обустройства (парковках), Комитет является надлежащим ответчиком по делу и именно на него следует возложить гражданско-правовую ответственность за причинение истцу ущерба.

Из обстоятельств дела следует, что ущерб истцу причинен падением части ствола и веток дерева на автомобиль истца, которое произрастало на землях общего пользования – на территории специально оборудованной парковки автомобильной дороги местного значения, проходящей по улице Кирякиных в г. Иванове, что ответчиком не оспаривалось.

Из искового заявления следует, что причиной падения дерева является его ненадлежащее содержание, с чем суд, учитывая отсутствие доказательств обратного, считает возможным согласиться.

Поскольку вина ответчика как причинителя вреда презюмируется, бремя доказывания отсутствия его вины возложено непосредственно на Комитет.

Доказательств наличия иных причин падения дерева на автомобиль истца материалы дела не содержат; ответчиком ходатайств об истребовании каких-либо доказательств обратного не заявлено; факт причинения им вреда истцу не отрицается.

Причиненные автомобилю истца повреждения зафиксированы в Акте осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленном старшим УУП ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново, страшим лейтенантом полиции ФИО6 на месте происшествия; кроме того, они подтверждаются также фотоматериалами, сделанными на месте происшествия.

Поскольку ответчик не оспаривал размер ущерба, суд, руководствуясь ст. 56 ГПК РФ принимает в качестве относимого, допустимого и достаточного доказательства Экспертное заключение , составленное ООО «АВТОКОМБИ ПЛЮС», представленное истцом.

Поскольку для восстановления своего нарушенного права истцу пришлось обращаться за оценкой ущерба (определением стоимости восстановительного ремонта своего автомобиля) к специалистам ООО «АВТОКОМБИ ПЛЮС», стоимость услуг последнего по составлению в размере 7000 рублей является убытками истца, которые подлежат взысканию в его пользу в полном объеме (ст. 15 ГК РФ).

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 Кодекса.

В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Учитывая требования разумности, степень сложности спора, количество судебных заседаний, суд приходит к выводу, что в возмещение расходов по оплате помощи представителя в пользу истца с ответчика подлежат взысканию денежные средства в разумном размере - 15000 рублей; в удовлетворении остальной части заявления о взыскании судебных расходов истцу следует отказать.

На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ в пользу истца с ответчика также подлежат взысканию понесенные истцом расходы по оплате государственной пошлины в размере 5313 рублей, расходы по составлению претензии в размере 2000 рублей, почтовые расходы в размере 797 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Зайцева Александра Олеговича к Комитету по экологии Администрации города Иванова удовлетворить.

    Взыскать с Комитета по экологии Администрации города Иванова в пользу Зайцева Александра Олеговича ущерб, причиненный автомобилю истца в результате падения дерева, в размере 211300 рублей, убытки по проведению оценки ущерба и составлению заключения специалиста в размере 7000 рублей, судебные расходы: по составлению претензии в размере 2000 рублей, по оплате юридических услуг представителя в размере 15000 рублей, почтовые расходы в размере 797 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 5313 рублей, всего взыскать 241410 (двести сорок одну тысячу четыреста десять) рублей.

    Во взыскании остальной части судебных расходов отказать.

    Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                                                                                                                                Шолохова Е.В.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 28.11.2022

2-2454/2022 ~ М-2225/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зайцев Александр Олегович
Ответчики
Управление благоустройства Администрации г. Иваново
Комитет по экологии Администрации города Иванова
Суд
Ленинский районный суд г. Иваново
Судья
Шолохова Екатерина Владимировна
Дело на странице суда
leninsky--iwn.sudrf.ru
23.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.08.2022Передача материалов судье
30.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.09.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.10.2022Предварительное судебное заседание
21.11.2022Судебное заседание
28.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2022Дело оформлено
30.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее