Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-585/2023 ~ М-573/2023 от 22.06.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                           30 августа 2023 года

Новоалександровский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Жолобова В.В.,

при секретаре Иноземцеве И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО Хлебоприемное предприятие «Плаксейка», ООО «Управляющая компания АСБ-Агро» об устранении факта неисполнения законодательства об охране атмосферного воздуха,

УСТАНОВИЛ:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ООО Хлебоприемное предприятие «Плаксейка», ООО «Управляющая компания АСБ-Агро» об устранении факта неисполнения законодательства об охране атмосферного воздуха. Требования мотивированы тем, что ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках анализа соблюдения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в деятельности ООО ХЛЕБОПРИЕМНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ПЛАКСЕИКА» выявлены нарушения требований законодательства об охране атмосферного воздуха. Установлено, что общество эксплуатирует объект III категории, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду ООО «Хлебоприемное предприятие «Плаксейка», состоящей на учете за -П, т.е. объект, оказывающий незначительное негативное воздействие на окружающую среду. Проверкой установлено, что общество, имеющее источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и эксплуатирующее объект III категории, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - ООО «Хлебоприемное предприятие «Плаксейка», состоящий на учете за -П, в период с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. даты вступления в силу приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ , по настоящее время, в нарушение требований статьи 3 и пункта 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ, пункта 5 Требований и пунктов 7 и 11 Порядка, согласованного с министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> плана мероприятий по уменьшению в сбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не имеет, соответственно, мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий не проводит. Согласно информации министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , указанные в перечне хозяйствующие субъекты (запрос межрайпрокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ ), в том числе ООО ХЛЕБОПРИЕМНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ПЛАКСЕЙКА», с заявлением в названное министерство для согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий не обращалось, такие мероприятия министерством не согласовывались.

На основании изложенного просит возложить на ООО ХЛЕБОПРИЕМНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ПЛАКСЕЙКА» (ОГРН 1132651011283, ИНН 2615801337) обязанность в срок не позднее двух месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 04.С 5.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пункта 5 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ и пунктов 7 и 11 Порядка проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории муниципальных образований <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от 3ДД.ММ.ГГГГ -п, путем согласования с министерством природных ресурсов и жраны окружающей среды <адрес> мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий для объекта III категории, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду - ООО «Хлебоприемное предприятие «Плаксейка», состоящего на учете за -П.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора <адрес> Прозоров Р.Ю. исковые требования поддержал, и наставил на их удовлетворении.

Представитель ответчиков ООО «Хлебоприемное предприятие «Плаксейка», ООО «Управляющая компания АСБ-Агро», действующий по доверенности ФИО1, не возражал против удовлетворения исковых требований, дополнительно пояснил, что в настоящее время ответчиком сдан весь пакет документов для согласования с министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>.

Выслушав представителя истца, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закон «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В целях недопущения таких последствий, прокурор имеет основания и полномочия обратиться с иском в суд для защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, поскольку, направляя в суд заявление в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прокурор действует в рамках полномочий, представленных законом, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц.

Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках анализа соблюдения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в деятельности ООО ХЛЕБОПРИЕМНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ПЛАКСЕИКА» выявлены нарушения требований законодательства об охране атмосферного воздуха.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, который также регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 3 Закона № 7-ФЗ одним из принципов охраны окружающей среды является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Согласно статье 1 Закона № 7-ФЗ объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией на основании соответствующей заявки, которая подается юридическими лицами не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (п.п. 1 и 2 ст. 69.2 Закона 7-ФЗ).

В силу статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на 4 категории, критерии отнесения которых утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Установлено, что Общество эксплуатирует объект III категории, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду ООО «Хлебоприемное предприятие «Плаксейка», состоящей на учете за -П, т.е. объект, оказывающий незначительное негативное воздействие на окружающую среду.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлены правовые основы охраны атмосферного воздуха и направленные на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Статьей 3 Закона № 96-ФЗ определены основные принципы государственного управления в области охраны атмосферною воздуха, такие как: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; обязательность государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.

Пунктом 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ установлено, что при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условии юридические лица, индивидуальные предприниматели, умеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятный метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включат непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности (абзац 2 части 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ).

Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, в силу пункта 5 которого разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на объектах негативного воздействия I, II и III категорий, подлежащих нормированию^ области охраны окружающей среды.

В силу пункта 19 Требований мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора, в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - утвержден порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории муниципальных образований <адрес>, в том числе подготовки и передачи соответствующих прогнозов, согласно пункту 3 которого Порядок является обязательным для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, индивидуальных предпринимателей, использующих объекты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории <адрес>, за исключением объектов IV категории, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

При получении информации о неблагоприятных метеорологических условиях субъекты хозяйственной деятельности обязаны незамедлительно проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ в зависимости от степени опасности ожидаемых НМУ, в соответствии с согласованным министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> планом мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, о согласовании которого, либо отказе в согласовании Министерство уведомляет их в письменном порядке (пункты 7 и 11 Порядка).

Вместе с тем, проверкой установлено, что Общество, имеющее источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и эксплуатирующее объект III категории, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - ООО «Хлебоприемное предприятие «Плаксейка», состоящий на учете за -П, в период с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. даты вступления в силу приказа Минприроды 1оссии от ДД.ММ.ГГГГ , по настоящее время, в нарушение требований статьи 3 и пункта 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ, пункта 5 Требований и пунктов 7 и 11 Порядка, согласованного с министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> плана мероприятий по уменьшению в сбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не имеет, соответственно, мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий не проводит.

Согласно информации министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , указанные в перечне хозяйствующие субъекты (запрос межрайпрокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ ), в том числе ООО ХЛЕБОПРИЕМНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ПЛАКСЕЙКА», с заявлением в названное министерство для согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий не обращалось, такие мероприятия министерством не согласовывались.

В соответствии со статьей 22 ГПК РФ исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из земельных и экологически правоотношении, рассматривают и разрешают суды общей юрисдикции.

Таким образом, обращение прокурора в суд с данным иском связано с необходимостью защиты конституционных прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду, обеспечение защиты жизни, здоровья и законные интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов, что свидетельствует об отнесении данного спора к экологическому, связанному с природопользованием, предотвращением негативного воздействия вод, что согласно пунктом 1 части 1 статьи. 22 ГПК РФ подведомственно суду общей юрисдикции.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, круг которых не может быть определен, а также Российской Федерации в целях защиты гарантированного Конституцией РФ (ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п. 1 ст. 11) права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

При невыполнении обязанностей юридическим лицом требований природоохранного законодательства понуждение к их исполнению возможно путем привлечения к гражданско-правовой ответственности з виде возложения на них исполнения этих обязанностей в силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ суд может установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено руководителем учреждения.

Таким образом, требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО Хлебоприемное предприятие «Плаксейка», ООО «Управляющая компания АСБ-Агро» об устранении факта неисполнения законодательства об охране атмосферного воздуха, подлежат удовлетворению.

Государственная пошлина, размер которой в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ составляет 300 рублей, на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика, так как истец от ее уплаты освобожден на основании пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО Хлебоприемное предприятие «Плаксейка», ООО «Управляющая компания АСБ-Агро» об устранении факта неисполнения законодательства об охране атмосферного воздуха - удовлетворить.

Возложить на ООО ХЛЕБОПРИЕМНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ПЛАКСЕЙКА» (ОГРН 1132651011283, ИНН 2615801337) обязанность в срок не позднее двух месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пункта 3 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пункта 5 требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ и пунктов 7 и 11 Порядка проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории муниципальных образований <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п, путем согласования с министерством природных ресурсов и жраны окружающей среды <адрес> мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий для объекта III категории, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду - ООО «Хлебоприемное предприятие «Плаксейка», состоящего на учете за -П.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Новоалександровский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, которое изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                    В.В. Жолобов

2-585/2023 ~ М-573/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО УК «АСБ-Агро»
ООО Хлебоприемное предприятие "ПЛАКСЕЙКА"
Другие
Ходус В.А.
Прозоров Р.Ю.
Жиданов М.Ю.
Суд
Новоалександровский районный суд Ставропольского края
Судья
Жолобов Виктор Викторович
Дело на сайте суда
novoaleksandrovsky--stv.sudrf.ru
22.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.06.2023Передача материалов судье
26.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.07.2023Судебное заседание
12.07.2023Судебное заседание
01.08.2023Судебное заседание
01.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.08.2023Судебное заседание
30.08.2023Судебное заседание
30.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2023Дело оформлено
09.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее