УИД: 26RS0030-01-2022-002049-53
Дело № 5-640/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении протокола и материалов дела об административном правонарушении
03 июня 2022 года ст. Ессентукская
Судья Предгорного районного суда Ставропольского края Кучерявый А.А. рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ инспектором ОДН ОУУП и ПДН Отдела МВД России «Предгорный» составлен протокол об административном правонарушении серии <адрес>6/918 в отношении ФИО1, привлекаемого к административной ответственности по ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный административный материал поступил в Предгорный районный суд <адрес>.
Санкция ст. 6.1.1 Кодекса РФ об АП предусматривает наказание в виде административного штрафа или административного ареста.
Лицо в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1 в судебное заседание не доставлен.
Судья, изучив протокол об административном правонарушении, представленные материалы, приходит к следующему.
В силу указания, содержащегося в частях 3 и 4 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении, а также правильно ли оформлены иные материалы дела, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.
Статья 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность назначения наказания в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов.
Протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 КРФ об АП).
В силу ч. 3 ст. 25.1 КРФ об АП присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, во всех случаях является необходимым.
Частью 4 ст. 29.6 КРФ об АП установлен сокращенный срок рассмотрения дела о таком административном правонарушении - в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определениях от ДД.ММ.ГГГГ N 1125-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1902-О, ч. 3 ст. 25.1 КРФ об АП создает для лица дополнительную гарантию полноценной реализации права на защиту при привлечении к ответственности за такие административные правонарушения, за которые предусмотрена возможность применения к нарушителю наиболее ограничительных по своему характеру мер административной ответственности.
Таким образом, стадии подготовки к рассмотрению дела и рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, осуществляются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела и только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Если судья допускает возможность назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу, административного наказания в виде административного ареста (в том числе и в случае, когда санкция статьи (части статьи) КРФ об АП не устанавливает альтернативного административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества) и лицо не явилось, либо не было доставлено в судебное заседание, протокол об административном правонарушении с другими материалами дела подлежит возвращению в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в порядке, установленном п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КРФ об АП, со стадии подготовки к рассмотрению дела.
Данная позиция согласуется с мнением Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ №, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 23.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ", согласно которому дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, согласно ч. 3 ст. ст.25.1 КРФ об АП должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу (п. 23.4 введен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 40). При изложенных обстоятельствах стадии подготовки к рассмотрению дела и рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, осуществляются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела и только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Системный анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела, вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, в судебном заседании относится к иным обстоятельствам, влекущим невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, за совершение которого санкцией соответствующей статьи (части статьи) Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста.
Исходя из того, что дело об административном правонарушении, за совершение которого санкцией статьи 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста, подлежит рассмотрению в день получения протокола об административном правонарушении и неявка привлекаемого к административной ответственности лица – ФИО1 в судебное заседание влечет невозможность рассмотрения такого дела, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и части 4 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья приходит к выводу о необходимости возвращения протокола об административном правонарушении административному органу, поскольку отсутствие данного лица в судебном заседании относится к иным обстоятельствам, исключающим возможность рассмотрения дела об административном правонарушении.
На основании изложенного, и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст.29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
определил:
Административный протокол в отношении ФИО1, привлекаемого к административной ответственности по ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и приложенные к нему материалы, возвратить должностному лицу ОМВД России «Предгорный», составившему указанный протокол, для устранения нарушений.
После устранения недостатков, указанных в настоящем определении протокол об административном правонарушении с прилагаемыми материалами может быть направлен вместе с лицом, привлекаемом к административной ответственности, потерпевшим, свидетелями в районный суд, к подсудности которого отнесено рассмотрения данного протокола, в срок определенный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определение может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, поскольку затрагивает право указанных лиц на судебную защиту, а также опротестовано прокурором в течение 10 дней со дня его вынесения.
Вместе с тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможность обжалования настоящего определения должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.
Судья А.А. Кучерявый