Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1061/2022 ~ М-1321/2022 от 12.09.2022

Дело № 2-1061/2022            31 октября 2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ХАСЫНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе:

председательствующего судьи                                              Бадулиной Ю.С.,

при секретарях                                                            Касауровой А.В.,

с участием истца помощника прокурора Хасынского района Магаданской области Халдеевой Е.С.,

представителя ответчика ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьих лиц Администрации Хасынского городского округа Магаданской области, Комитета жизнеобеспечения территории администрации Хасынского городского округа ФИО6, действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению по иску прокурора Хасынского района в защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Стекольный-Комэнерго» Хасынского городского округа Магаданской области об обязании разработать инвестиционную программу в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения и принять меры по ее согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Департаментом цен и тарифов Магаданской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора Хасынского района Магаданской области обратилась в Хасынский районный суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Стекольный-Комэнерго» Хасынского городского округа Магаданской области об обязании разработать инвестиционную программу в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения и принять меры по ее согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Хасынского района проведен анализ исполнения требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере, которым установлено следующее. В силу ч. 1 ст. 8, ч.1 ст.10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении) организации, осуществляющие холодное водоснабжение и водоотведение, обязаны обеспечивать предоставление указанных коммунальных услуг, а также осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Указанные организации принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций. В соответствии со ст.ст. 16, 17 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, эксплуатирующая водопроводные и канализационные сети, обязана осуществлять организационные и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание данных сетей в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям. Согласно ч. 5 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности. В соответствии со ст. 40 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления. Согласно п.6 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации (далее - техническое задание). Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа). В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 года №190 - ФЗ (далее - Закон) инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения - программа мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения. В ценовых зонах теплоснабжения инвестиционная программа в отношении деятельности по подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения не разрабатывается и не утверждается. Согласно подп. 7, 8 ч. 5 ст. 20 Закона теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, помимо прочего, обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей. Пунктом 15 части 2 статьи 4 Закона к полномочиям Правительства Российской Федерации в том числе отнесено утверждение порядка осуществления контроля за выполнением инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике). Постановлением ПравительстваРФ от 05.05.2014 № 410 утверждены Правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике (далее - Правила). Согласно п. 6 Правил в инвестиционную программу подлежат включению мероприятия, целесообразность реализации которых обоснована в схемах теплоснабжения соответствующих поселений, городских округов. В инвестиционную программу включаются в том числе мероприятия по строительству, реконструкции или модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения в целях подключения потребителей (с указанием объектов системы централизованного теплоснабжения, строительство которых финансируется за счет платы за подключение, точек подключения (технологического присоединения), количества и нагрузки новых подключенных (технологически присоединенных) объектов капитального строительства потребителей) (п. 9 Правил). В соответствии с п. 2.1 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 13.12.2000 года № 285, в обязанности организации, эксплуатирующей тепловые сети (ОЭТС), входит содержание тепловых сетей, тепловых пунктов и других сооружений в работоспособном, технически исправном состоянии. В процессе эксплуатации ОЭТС должна поддерживать в исправном состоянии трубопроводы и оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт (пункт 6.3). Контроль за состоянием оборудования тепловых сетей и режимов их работы должен проводиться путем регулярных, по графику, обходов тепловых сетей, насосных станций и тепловых пунктов (пункт 6.14).С учетом изложенного, организация, эксплуатирующая сети тепло-, водоснабжения, водоотведения, обязана принять исчерпывающих меры для обеспечения постоянного контроля за состоянием оборудования сетей и их своевременным ремонтом.МУП «Стекольный-комэнерго» является ресурсоснабжающим предприятием и осуществляет деятельность по тепло-, водоснабжению и водоотведению потребителей на территории поселка Стекольный Хасынского городского округа.В целях оказания жителям п. Стекольный коммунальных услуг МУП «Стекольный-Комэнерго» передано муниципальное имущество жилищно- коммунального комплекса, в том числе сети тепло- водоснабжения и водоотведения.Постановлением администрации Хасынского городского округа от23.03.2021 № 114 утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Хасынского городского округа на 2022 - 2024 годы.Вместе с тем, до настоящего времени инвестиционные программы в сфере тепло- водоснабжения и водоотведения предприятием не разработаны и не утверждены, что не позволяет дать объективную оценку состояния ветхих сетей (водопроводных, канализационных, тепловых) на территории пос. Стекольный и препятствует своевременной реконструкции и модернизации систем жилищно- коммунальной инфраструктуры на обслуживаемой МУП «Стекольный- комэнерго» территории, что создаёт угрозу нормальной жизнедеятельности населения.Изучением календарного плана-графика выполнения работ по подготовке к осенне-зимнему периоду 2022-2023 гг. по Хасынскому городскому округу установлено, что МУП «Стекольный-комэнерго» запланирован капитальный ремонт (замена) 0,2 км - ветхих тепловых сетей, 0,3 км. - ветхих сетей холодного водоснабжения, 0,04 ветхих сетей горячего водоснабжения.При этом, денежные средства на подготовку, ремонт и замену систем водоотведения не запланированы, соответствующие работы планом не предусмотрены.Вместе с тем, в эксплуатации МУП «Стекольный-комэнерго» находится 5,04 км ветхих сетей теплоснабжения, 9,57 км ветхих сетей водоснабжения и 3,0 км сетей водоотведения. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района 17.06.2022 директору МУП «Стекольный-Комэнерго» внесено представление об устранении нарушений с требованием разработать инвестиционную программу в сфере тепло- водоснабжения и водоотведения. Доводы представления признаны МУП «Стекольный-Комэнерго» обоснованными. Вместе с тем, нарушения, указанные в представлении, не устранены, из ответа МУП «Стекольный-Комэнерго» напредставление следует, что данная программа не разработана в связи с отсутствием финансовых средств.Бездействие МУП «Стекольный-Коэмэнерго» нарушает права неопределенного круга лиц на получение коммунальной услуги по тепло- и водоснабжению в соответствии с установленными законодательством требованиями, непринятие мер по разработке инвестиционной программы в данной сфере может повлечь несоблюдение нормативов обеспечения населения п. Стекольный Хасынского городского округа коммунальными услугами, а также привести к массовому нарушению прав граждан на бесперебойное и качественное предоставление коммунальных услуг.Одним из способов защиты гражданских прав согласно ст.12 Гражданского кодекса РФ является принуждение к исполнению обязанности в натуре.Частью 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1 закреплено право прокурора в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества. В соответствии с требованиями ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.В данном случае кругом лиц, который невозможно индивидуализировать и привлечь в процессе в качестве истцов в виду численного непостоянства и персональной изменчивости, являются жители поселка Стекольный и граждане, временно пребывающие на территории указанного посёлка, являющиеся потребителями коммунальных услуг. На основании изложенного просят обязать муниципальное унитарное предприятие Стекольный - Комэнерго разработать инвестиционную программу в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения и принять меры по ее согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от 16 сентября 2022 года к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Администрация Хасынского городского округа.

Определением суда от 5 октября 2022 года к участию в деле привлечены третьи лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Комитет жизнеобеспечения территории Администрации Хасынского городского округа, а также Департамент цен и тарифов Магаданской области.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала, обосновав их доводами иска, в судебных прениях уточнила название уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с которым необходимо согласовать инвестиционную программу.

Представитель ответчика МУП Стекольный-Комэнерго в судебном заседании пояснила, чтосо стороны ответчика были приняты все необходимые меры к разработке инвестиционной программы, однако Департамент цен и тарифов Магаданской области отказал в утверждении инвестиционной программы, при этом отказы были не мотивированы, не понятно в каком направлении действовать дальше, в судебных прениях не возражала против удовлетворения иска.

Представитель третьих лиц Администрации Хасынского городского округа, Комитета жизнеобеспечения территории Администрации Хасынского городского округа в судебном заседании пояснил, что считает исковые требования обоснованными, в представленном отзыве указал, что постановлением Администрации Хасынского городского округа от 23.03.2021 года №114 утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Хасынского городского округа на 2022-2024 годы. Постановлением Администрации Хасынского городского округа от 05.05.2022 года №173 внесены изменения в вышеуказанное техническое задание. В соответствии с ФЗ №416 инвестиционная программа была направлена МУП Стекольный Комэнерго в Департамент цен и тарифов Магаданской области для согласования. Однако в согласовании инвестиционной программы было отказано в связи с недоступностью тарифов регулируемой организации для абонентов.

Представитель третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом Хасынского городского округа Магаданской области (далее - КУМИ ХГО) в судебное заседание не явился, в отзыве указали, что исковые требования прокурора не затрагивают права и обязанности КУМИ ХГО.

Представитель Департамента цен и тарифов Магаданской области в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело без них, в отзыве пояснили, что 17 июня 2021 года в адрес Департамента от ответчика поступил проект инвестпрограммы в сфере водоснабжения и водоотведения в границах эксплуатационной ответственности МУП Стекольный-комэнерго в поселке Стекольный на 2022-2024 годы, разработанный согласно техническому заданию, утвержденному постановлением Администрации Хасынского городского округа №114 от 23.03.2021 года на 29 листах с приложением. Департаментом в соответствии с абз.2 п.13 Правил №641 проведена оценка доступности тарифов регулируемой организации для потребителей по результатам которой письмом от 15.07.2021 года №1383/04-4 отказано в согласовании представленного проекта инвестпрограммы по основаниям, изложенным в указанном письме, проект инвестпрограммы с приложениями возвращен в адрес МУП Стекольный-комэнерго для доработки. Более МУП Стекольный-комэнерго для согласования доработанного проекта инвестпрограммы в сфере водоснабжения и водоотведения в адрес уполномоченного органа не обращалось.

На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся сторон.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 8, ч.1 ст.10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении) организации, осуществляющие холодное водоснабжение и водоотведение, обязаны обеспечивать предоставление указанных коммунальных услуг, а также осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Указанные организации принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст.ст. 16, 17 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, эксплуатирующая водопроводные и канализационные сети, обязана осуществлять организационные и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание данных сетей в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям.

Согласно ч. 5 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.

В соответствии со ст. 40 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ) основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления.

Как следует из ч.3 ст.40 ФЗ инвестиционная программа должна содержать: 1) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности; 2) перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов; 3) объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; 4) график реализации мероприятий инвестиционной программы; 5) расчет эффективности инвестирования средств; 6) предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; 7) иные сведения.

Инвестиционная программа включает планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды (ч.4 ФЗ).

Инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы. В случае, если инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, такая программа до ее утверждения подлежит согласованию с органом местного самоуправления. Указанные органы могут привлекать независимые организации для анализа обоснованности инвестиционной программы. Согласованная органом местного самоуправления инвестиционная программа направляется в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями также подлежат согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ч.5 ФЗ).

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации оценивает доступность для абонентов тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, рассчитанных с учетом расходов на реализацию инвестиционной программы, в том числе с учетом возможности осуществления этих мероприятий за счет займов и кредитов, погашение которых осуществляется в последующие периоды регулирования тарифов. В случае недоступности тарифов такой организации для абонентов органы местного самоуправления совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определяют иные источники финансирования инвестиционной программы (ч.6 ФЗ).

Инвестиционная программа разрабатывается не менее чем на три года и может ежегодно корректироваться с учетом изменения объективных условий деятельности соответствующих организаций (ч.10 ФЗ).

Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ (с учетом особенностей разработки, согласования, утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, и содержания таких программ), в том числе планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, требования к составу инвестиционных программ, технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы, а также критерии принятия решения о согласовании и утверждении инвестиционной программы и порядок рассмотрения разногласий по вопросам согласования и утверждения инвестиционной программы устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.11 ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 641 (ред. от 29.08.2022) "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление) определяются порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем (за исключением организаций, осуществляющих горячее водоснабжение с использованием открытых систем горячего водоснабжения).

Проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией, инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления поселения (городского округа), в случае если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы (далее - уполномоченный орган местного самоуправления поселения (городского округа), по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционных программ органами местного самоуправления или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых не входит установление регулируемых цен (тарифов) (пункт 2 Постановления).

В соответствии с пунктом 6 Постановления проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации (далее - техническое задание). Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа).

Как следует из пункта 10 Постановления в инвестиционную программу включаются мероприятия по строительству, а также мероприятия по модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечивающие изменение технических характеристик этих объектов и предполагающие изменение первоначальной (полной) стоимости модернизируемого и (или) реконструируемого объекта, целесообразность реализации которых обоснована в схемах водоснабжения и водоотведения, мероприятия, предусматривающие капитальные вложения в объекты основных средств и нематериальные активы регулируемой организации, обусловленные необходимостью соблюдения регулируемыми организациями обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с обеспечением деятельности в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения с использованием централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

В случае если утверждение инвестиционных программ осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, регулируемая организация направляет проект разработанной инвестиционной программы на согласование в орган (органы) местного самоуправления поселения (городского округа), на территории которого (которых) осуществляются мероприятия инвестиционной программы, в части мероприятий, обеспечивающих водоснабжение и (или) водоотведение абонентов на территории муниципального образования, и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (за исключением случаев, когда инвестиционная программа утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых входит установление регулируемых цен (тарифов) (пункт 12 Постановления).

Орган местного самоуправления поселения (городского округа) и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязаны рассмотреть проект инвестиционной программы и уведомить о согласовании или об отказе в согласовании регулируемую организацию в течение 30 дней со дня представления проекта инвестиционной программы на согласование. Орган местного самоуправления поселения (городского округа) рассматривает проект инвестиционной программы на предмет ее соответствия техническому заданию в части мероприятий, реализуемых на территории этого муниципального образования, а также в части мероприятий, реализуемых на территории других муниципальных образований, затрагивающих обеспечение водоснабжением и (или) водоотведением абонентов на территории этого муниципального образования. Орган местного самоуправления рассматривает проект инвестиционной программы, разработанный в соответствии с концессионным соглашением, на предмет его соответствия предусмотренным концессионным соглашением мероприятиям, соответствия показателей надежности, качества и энергоэффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения плановым значениям таких показателей, установленным концессионным соглашением, соответствия условий финансирования инвестиционной программы долгосрочным параметрам регулирования деятельности концессионера, установленным концессионным соглашением.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов проводит оценку доступности тарифов регулируемой организации для потребителей путем сравнения прогнозного темпа роста платы граждан за коммунальные услуги, обусловленного учетом при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения расходов на реализацию инвестиционной программы регулируемой организации, с ограничениями платы граждан за коммунальные услуги, установленными в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.

Основанием для отказа в согласовании проекта инвестиционной программы органом местного самоуправления поселения (городского округа) является несоответствие инвестиционной программы техническому заданию.

Основанием для отказа в согласовании проекта инвестиционной программы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов является недоступность тарифов регулируемой организации для абонентов, за исключением случая, указанного в пункте 17(2) настоящих Правил.

В случае отказа в согласовании проекта инвестиционной программы орган местного самоуправления поселения (городского округа) и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязаны указать причину отказа (пункт 13 Постановления).

Регулируемая организация обязана в течение 7 дней после получения уведомления об отказе в согласовании проекта инвестиционной программы доработать его и направить на повторное согласование соответственно в орган местного самоуправления поселения (городского округа) или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо направить на подписание в орган местного самоуправления поселения (городского округа) или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов протокол разногласий к проекту инвестиционной программы, подписанный регулируемой организацией.

Орган местного самоуправления поселения (городского округа) или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не позднее 7 дней со дня получения протокола разногласий к проекту инвестиционной программы обязан его рассмотреть, подписать и направить регулируемой организации.

Регулируемая организация в течение 3 дней со дня получения от органа местного самоуправления поселения (городского округа) или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов указанного протокола разногласий обязана направить проект инвестиционной программы с протоколом разногласий к проекту инвестиционной программы в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение.

В случае неполучения регулируемой организацией протокола разногласий к проекту инвестиционной программы, подписанного руководителем (заместителем руководителя) органа местного самоуправления поселения (городского округа) или руководителем (заместителем руководителя) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, протокол разногласий к проекту инвестиционной программы считается согласованным и проект инвестиционной программы может быть направлен в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение с протоколом разногласий к проекту инвестиционной программы без подписи руководителя (заместителя руководителя) органа местного самоуправления поселения (городского округа) или руководителя (заместителя руководителя) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 14 Постановления).

Орган местного самоуправления поселения (городского округа) и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязаны рассмотреть доработанный проект инвестиционной программы и уведомить о согласовании или об отказе в согласовании регулируемую организацию в течение 7 дней со дня представления проекта инвестиционной программы на повторное согласование (пункт 15 Постановления).

Регулируемая организация в течение 3 дней со дня получения согласования от органа местного самоуправления поселения (городского округа) и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязана направить проект инвестиционной программы в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение (пункт 16 Постановления).

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации рассматривает проект инвестиционной программы и протокол разногласий к проекту инвестиционной программы (при его наличии) в течение 30 дней со дня получения. По результатам рассмотрения уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение об утверждении инвестиционной программы или о необходимости ее доработки с указанием причин отказа в утверждении инвестиционной программы (пункт 17 Постановления).

Основаниями для отказа в утверждении проекта инвестиционной программы и направления ее на доработку являются: а) несоответствие инвестиционной программы требованиям к содержанию инвестиционной программы, указанным в пункте 10 настоящих Правил; б) несоответствие инвестиционной программы техническому заданию; в) недоступность тарифов регулируемой организации для абонентов, за исключением случая, указанного в пункте 17(2) настоящих Правил (пункт 17.1 Постановления).

Регулируемая организация дорабатывает инвестиционную программу и направляет ее на повторное рассмотрение в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 30 дней со дня направления инвестиционной программы на доработку.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан рассмотреть доработанный проект инвестиционной программы регулируемой организации в порядке, предусмотренном пунктами 17 и 18 настоящих Правил, в течение 30 дней со дня ее представления регулируемой организацией на рассмотрение.

По результатам рассмотрения доработанного проекта инвестиционной программы уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение об утверждении инвестиционной программы или о необходимости рассмотрения возникших разногласий в порядке, предусмотренном разделом VI настоящих Правил (пункт 22 Постановления).

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления утверждает инвестиционную программу до 30 октября года, предшествующего началу реализации инвестиционной программы (пункт 32 Постановления).

Как следует из части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В связи тем, что круг лиц, который затрагивает существо иска невозможно индивидуализировать, суд полагает, что прокурор обратился с иском обоснованно.

В соответствии с уставом МУП Стекольный - комэнерго является ресурсоснабжающим предприятием и осуществляет деятельность по тепло-, вооснабжению и водоотведению потребителей на территории поселка Стекольный Хасынского городского округа (том 1 л.д.23-31, 61-82).

В целях оказания жителям пос.Стекольный коммунальных услуг МУП Стекольный-Комэнерго передано муниципальное имущество жилищно-коммунального комплекса, в том числе сети тепло- водоснабжения и водоотведения, согласно законодательства приведенного выше на МУП Стекольный - комэнерго возложена обязанность по разработке инвестиционной программы.

Из материалов дела следует, что постановлением Администрации Хасынского городского округа №528 от 20.11.2019 года утверждено техническое задание на разработкуинвестиционной программы в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Хасынского городского округа на 2020-2023 годы.

По сообщению МУП Стекольный-Комэнерго на представление прокурора 04.06.2020 г. согласно данного технического задания был заключен контракт с ООО Лекс-Консалдинг на разработку инвестиционной программы в сфере водоснабжения, водоотведения, стоимость разработки составила 190 000 рублей.

28.10.2020 года инвестиционная программа согласована с главой Хасынского городского округа Б.В.Соколовым, 12.11.2020 года проект инвестиционной программы направлен в адрес Департамента цен и тарифов на утверждение (том 1 л.д.20).

24 ноября 2020 года Департамент цен и тарифов отказал в утверждении инвестиционной программы, поскольку был нарушен срок представления проекта инвестиционной программы в орган исполнительной власти. Кроме того, анализ представленных к проекту инвестиционной программы предварительных расчетов тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2021-2024 годы показал, что сведения о показателях на 2020 год не соответствуют установленным на 2020 год приказом Департамента от 20.12.2018 год №2-ЖКК/67.

Постановлением Администрации Хасынского городского округа от 23.03.2021 года №114 утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Хасынского городского округа на 2022-2024 годы. Данным постановлением МУП Комэнерго, МУП Стекольный-Комэнерго поручено разработать инвестиционную программу о развитии систем водоснабжения и водоотведения на 2022-2024 годы. Контроль за исполнением настоящего постановления возложен на руководителя Комитета жизнеобеспечения территории администрации Хасынского городского округа (том 1 л.д.83-96).

31 мая 2021 года МУП Стекольный-Комэнерго направил главе Хасынского городского округа на согласование проект инвестиционной программы в сфере водоснабжения и водоотведения на 2022-2024 годы в границах эксплуатационной ответственности МУП Стекольный-Комэнерго в поселке Стекольный на 2022-2024 годы, разработанный согласно техническому заданию, утвержденному постановлением Администрации Хасынского городского округа №114 от 23.03.2021 года (том 1 л.д.99).

Как следует из сообщения от 3 июня 2021 года Комитет жизнеобеспечения территории администрации Хасынского городского округа рассмотрел предоставленный на согласование проект инвестиционной программы в сфере водоснабжения и водоотведения на 2022-2024 годы п.Стекольный на предмет соответствия техническому заданию в части мероприятий, реализуемых на территории муниципального образования Хасынский городской округ, указанный проект согласован (том 1 л.д.98).

Согласно сопроводительного письма от 15 июня 2021 года МУП Стекольный-Комэнерго направил в адрес Департамента цен и тарифов Магаданской области на утверждение проект инвестиционной программы в сфере водоснабжения и водоотведения в границах эксплуатационной ответственности МУП Стекольный-Комэнерго в поселке Стекольный на 2022-2024 годы, разработанный согласно техническому заданию, утвержденному постановлением Администрации Хасынского городского округа №114 от 23.03.2021 года (том 1 л.д.97)

Как следует из письма Департамента цен и тарифов от 15 июля 2021 года исх №1383/04-4 при рассмотрении представленной для согласования инвестиционной программы МУП Стекольный-Комэнерго в сфере водоснабжения и водоотведения на 2022-2024 годы было установлено, что включение расходов на реализацию инвестиционной программы при формировании тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения не отвечает требованиям действующего федерального законодательства в части доступности тарифов для потребителей и приведет к существенному увеличению возмещения из областного бюджета недополученных доходов от применения льготных тарифов для населения, установленных с учетом ограничений в отношении платы граждан за коммунальные услуги, установленных в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ. Представленные в проекте инвестиционной программы сведения об утвержденных тарифах на 2021 - 2023 годы в разделах «Предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на период реализации инвестиционной программы МУП Стекольный-комэнрего не соответствует приказу Департамента от 20.12.2018 год №2-ЖКК/67 «Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для потребителей МУП Стекольный-Комэнерго на 2019-2023 годы, утверждении производственной программы МУП Стекольный-Комэнерго в сфере холодного водоснабжения, водоотведения на 2019-2023 года». Департамент предлагает скорректировать предварительный расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение на период реализации инвестиционной программы МУП Стекольный-Комэнерго в соответствии с приказом Департамента от 20.12.2018 года №2-ЖКК/67 и предложенные расходы на реализацию инвестиционной программы (с учетом источников финансирования) по холодному водоснабжению и водоотведению в соответствии с требованиями абз.2 п.13 Правил №641. Также в инвестиционной программе отсутствуют: - плановые значения показателей надежности, качества и энергоэффективности объектов централизованных систем водоотведения; - перечень мероприятий по защите централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и их отдельных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, по предотвращению возникновения аварийных ситуаций, снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций. Также в представленных документах отсутствует расчет объема финансовых потребностей, необходимых для реализации мероприятий инвестиционной программы, произведенный с учетом укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. С учетом изложенного Департамент отказал в согласовании проекта инвестиционной программы в связи с недоступностью тарифов регулируемой организации для абонентов и направил ее на доработку. Доработанный проект инвестиционной программы, в том числе в электронном виде необходимо предоставить в адрес Департамента в установленные федеральным законодательством сроки в части утверждения и согласования     инвестиционных программ.

Постановлением Администрации Хасынского городского округа от 05.05.2022 года №173 в утвержденное техническое задание внесены изменения. (том 1 л.д.3)

16 августа 2021 года МУП Стекольный-Комэнерго направил в адрес руководителя Комитета жизнеобеспечения территории администрации Хасынского городского округа копию письма Департамента цен и тарифов об отказе в согласовании, копию анализа замечаний.

17 июня 2022 года прокуратурой Хасынского района Магаданской области директору МУП Стекольный-Комэнерго было внесено представление, где указано, что несмотря на то, что 23.03.2021 году было утверждено техническое задание, на момент подачи представления инвестиционные программы в сфере тепло- водоснабжения и водоотведения не разработаны и не утверждены, что не позволяет дать объективную оценку состояния ветхих сетей (водопроводных, канализационных, тепловых) на территории пос.Стекольный и препятствует своевременной реконструкции и модернизации систем жилищно-коммунальной инфраструктуры на обслуживаемой МУП Стекольный-Комэнерго территории, что создает угрозу жизнедеятельности населения (том 1 л.д.15-19).

На указанное представление МУП Стекольный-Комэнерго был дан ответ о том, что предприятие дважды обращалось в Департамент цен и тарифов с проектами инвестиционной программы, однако дважды было отказано, последний раз 15.07.2021 года (том 1 л.д.20, 21).

В судебном заседании в качестве свидетеля была допрошена главный инженер Маклакова Е.В., которая пояснила об обстоятельствах аналогичных тем, что изложены в отзывеМУП Стекольный-Комэнерго на иск, дополнив, что отказы Департамента цен и тарифов не понятны, требуют дополнительных разъяснений.

Из отзыва Департамента цен и тарифов Магаданской области следует, что более МУП Стекольный-Комэнерго для согласования доработанного проекта инвестиционной программы в сфере водоснабжения и водоотведения в адрес уполномоченного органа не обращалось.

Таким образом, судом установлено, что на МУП Стекольный-Комэнерго как на ресурсоснабжающую организацию возложена обязанность по разработке инвестиционной программы, на предприятие также возложена обязанность по согласованию данной программы с Департаментом цен и тарифов Магаданской области.

Несмотря на то, что было утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Хасынского городского округа на 2022-2024 годы на момент рассмотрения дела инвестиционная программа так и не была разработана и утверждена, что препятствует своевременной реконструкции и модернизации систем жилищно-коммунальной инфраструктуры на обслуживаемой МУП Стекольный-Комэнерго территории, что создает угрозу нормальной жизнедеятельности населения, затрагивая права и интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем исковое заявление подлежит удовлетворению.

Доводы ответчика, свидетеля о несогласии с решениями Департамента цен и тарифов Магаданской области об отказе в согласовании инвестиционных программ суд находит не состоятельными, поскольку законом установлен приведенный выше порядок согласования инвестиционных программ, согласно которому в случае отказа в согласовании инвестиционной программы с новым проектом направляется протокол разногласий сначала в орган местного самоуправления, а в случае если органом местного самоуправления протокол оставлен без подписи, протокол разногласий с проектом программы направляется в орган исполнительной власти субъекта.

Из материалов дела следует, что после отказа в согласовании инвестиционной программыМУП Стекольный-Комэнерго направило главе Хасынского городского округа анализ замечаний, однако каких-либо дальнейших действий в соответствии с установленным порядком, направленных на разработку и согласование инвестиционной программы МУП Стекольный-Комэнерго не предпринимало, в связи с чем доводы иска суд находит обоснованными.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в решении суда устанавливается срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Исходя из предмета иска, суд полагает, что заявленный истцом срок исполнения решения суда является обоснованным.

Поскольку прокурор при обращении с данным спором от уплаты госпошлины был освобожден, и заявленные требования подлежат удовлетворению, на основании п.п. 3 п.1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход бюджета Хасынского городского округа подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Хасынского района в защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Стекольный-Комэнерго» Хасынского городского округа Магаданской области об обязании разработать инвестиционную программу в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения и принять меры по ее согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Департаментом цен и тарифов Магаданской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу- удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Стекольный-Комэнерго» Хасынского городского округа Магаданской области разработать инвестиционную программу в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения и принять меры по ее согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Департаментом цен и тарифов Магаданской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Муниципальное унитарное предприятие «Стекольный-Комэнерго» государственную пошлину в доход муниципального образования «Хасынский район» в сумме 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Хасынский районный суд в течение месяца, исчисляя срок со дня, следующего за днем составления мотивированного решения по делу.

Срок составления мотивированного решения по делу - 3 ноября 2022 года.

Председательствующий     Ю.С. Бадулина

2-1061/2022 ~ М-1321/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Хасынского района
Ответчики
МУП "Стекольный-Комэнерго"
Другие
Комитет по управлению муниципальным имуществом ХГО
Суд
Хасынский районный суд Магаданской области
Судья
Бадулина Юлия Сергеевна
Дело на сайте суда
hasinsky--mag.sudrf.ru
12.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.09.2022Передача материалов судье
16.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2022Судебное заседание
31.10.2022Судебное заседание
03.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее