Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2024 года с. Кыштовка
Венгеровский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Зеленковой Н.П.
при секретаре Обуховой О.В.,
с участием прокурора Селиванова В.И.,
представителя ответчика администрации Венгеровского района Новосибирской области Коледенко Е.Н.,
представителей третьего лица ООО «Венгеровскагропромхимия» Еремеева А.П., Абориной М.Е., Павлова В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Венгеровского района Новосибирской области в интересах ФИО, ФИО, ФИО к администрации Венгеровского района Новосибирской области о возложении обязанности обеспечить ФИО, ФИО, ФИО жилым помещением, отвечающим обязательным требованиям к жилым помещениям, предоставляемым детям сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей альтернативным способом по выбору ответчика,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Венгеровского района Новосибирской области в интересах ФИО, ФИО, ФИО обратился с иском в суд, в обоснование исковых требований указывает, что ФИО, ФИО, ФИО относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Прокуратурой Венгеровского района по обращению ФИО, ФИО и ФИО проведена проверка исполнения федерального законодательства и выявлены нарушения их прав при предоставлении администрацией Венгеровского района жилого помещения специализированного жилого фонда.
ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком и ФИО заключён договор найма жилого помещения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по условиям которого администрация <адрес>, выступая наймодателем, предоставила ФИО как нанимателю жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком и ФИО заключён договор найма жилого помещения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по условиям которого администрация <адрес>, выступая наймодателем, предоставила ФИО как нанимателю жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком и ФИО заключён договор найма жилого помещения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по условиям которого администрация <адрес>, выступая наймодателем, предоставила ФИО как нанимателю жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что жилые помещения, предоставленные ФИО, ФИО, ФИО, не соответствуют обязательным требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям к жилым помещениям для детей-сирот, утверждённым постановлением Правительства Новосибирской области №384-п от 24.09.2019. В нарушение п.п. 1 требований к жилым помещениям, утвержденных Постановлением Правительства Новосибирской области №384-п, стены жилого дома выполнены из сэндвич-панелей; в нарушение п.п. 5 требований к жилым помещениям в жилом доме обустроено печное отопление, установлен твердотопливный котел «Сибирь КВО 8ТПЭ»; в нарушение п. 19 Раздела II СанПиН 2.1.3684 канализационная яма расположена от жилого дома на расстоянии менее 10 метров; в нарушение п. 128 Раздела II СанПиН 2.1.3684 выявлено наличие межкомнатной вентиляции между ванной и жилой комнатой; в нарушение п. 12 СанПиН 2.1.3684-21, п. 1 ст. 15 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, не проводилось обследование санитарно - эпидемиологического состояния почв территории строительства.
Наличие указанных недостатков жилых помещений, предоставленных ФИО, ФИО, ФИО является существенным нарушением условий договора найма жилого помещения.
Администрацией Венгеровского района по итогам рассмотрения представления прокурора указанные недостатки добровольно не устранены, договоры найма жилого помещения не расторгнуты, другие жилые помещения, отвечающие установленным требованиям, истцам не предоставлены.
Устранение указанных недостатков потребует значительных временных финансовых затрат, переустройство инженерных коммуникаций в соответствии СП. 14.2 ГрК РФ является капитальным ремонтом объекта капитального строительства, проживание в жилом помещении во время производства капитального ремонта невозможно, у администрации Венгеровского района отсутствует жилое помещение, которое могло быть предоставлено для временного проживания на период ремонта, а несоответствие требований к материалам строительных конструкций стен не могут быть устранены.
В настоящее время, ФИО, ФИО, ФИО, являясь лицами, относящимися к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на обеспечение благоустроенным жилым помещением, отвечающим установленным требованиям, однако, в нарушение ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», до настоящего времени таким жильем не обеспечены.
С учетом уточненного искового заявления прокурор Венгеровского района Новосибирской области просит обязать администрацию Венгеровского района Новосибирской области обеспечить ФИО, ФИО, ФИО жилым помещением, отвечающим обязательным требованиям к жилым помещениям, предоставляемым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном постановлением Правительства Новосибирской области №384-п от 24.09.2019, альтернативным способом по выбору ответчика, а именно: путем проведения капитального ремонта жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес> приведения в соответствие требованиям, установленным постановлением Правительства Новосибирской области №384-п от 24.09.2019 с одновременным предоставлением ФИО, ФИО, ФИО других жилых помещений на период ремонта; путем предоставления другого жилого помещения, отвечающего требованиям, установленным постановлением Правительства Новосибирской области 384-п от 24.09.2019; путем осуществления строительства нового жилого помещения, отвечающего требованиям, установленного постановлением Правительства Новосибирской области №384-п от 24.09.2019 и предоставления его ФИО, ФИО, ФИО
Прокурор Венгеровского района Новосибирской области в судебном заседании исковые требования поддержал по приведенным в иске доводам, просил установить срок для исправления выявленных недостатков до начала отопительного сезона, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Истцы ФИО, ФИО, ФИО в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика администрации Венгеровского района Новосибирской области Коледенко Е.Н. в судебном заседании пояснила, что выявленные недостатки в квартирах истцов были устранены, отремонтирована вентиляция, для отопления в квартирах установлены электрические котлы, в связи с чем в мае администрацией Венгеровского района были направлены заявки на увеличение расчетной электрической мощности энергопринимающих устройств в спорных квартирах.
Представители третьих лиц ООО «Венгеровскагропромхимия» Еремеев А.П., Аборина М.Е., Павлов В.С. в судебном заседании с иском прокурора не согласились, просили в его удовлетворении отказать. Согласно предоставленному отзыву на исковое заявление, считают, что в исковом заявлении ошибочно указано, что <адрес> выполнен из сэндвич-панелей, в действительности этот дом построен из бруса, что подтверждается разрешением на ввод в эксплуатацию, в котором в графах «материал стен» и «материал» перекрытий» указано «дерево». Котел «Сибирь КВО 8ТПЭ» ошибочно назван твердотопливным, в то время, как из маркировки следует, что он комбинированный (твёрдотопливный и электрический), что указано в инструкции. Указанный котел содержит в себе электрокотел, что соответствует постановлению Правительства НСО №384-п. Исходя из реальной жизни в райцентре (плановые и аварийные отключения электроэнергии, удаленность от мест продажи запасных частей к электрокотлам, дороговизну электрического отопления), застройщик ООО «Венгеровскагропромхимия» превысил требования постановления Правительства и установил более дорогие комбинированные отопительные приборы, которые содержат в себе не только требуемые электрокотлы, но и твердотопливные котлы, потребляющие гораздо более бюджетное топливо, обладающее большим запасом надежности и способные функционировать без электричества. В настоящее время в квартирах <адрес> установлены новые электрокотлы. Нарушения правил пожарной безопасности будут устранены в ближайшее время, после получения разрешения администрации заварить топочную дверку комбинированного котла, чтобы исключить возможность печного отопления. На момент ввода дома в эксплуатацию (ДД.ММ.ГГГГ) вместо СанПиН 2.1.3684 действовал СанПин 2.1.2.2645-10, который не предъявлял требований к расстоянию от выгреба до других объектов. Претензии по п. 128 раздела II СанПиН 2.1.3684 (наличие межкомнатной вентиляции между ванной и жилой комнатой) исправлены. Права ФИО, ФИО, ФИО на получение жилого помещения в соответствии с ч. 1 ст.8 159-ФЗ и по своим свойствам удовлетворяющего требованиям постановления 384-п не нарушены. Оснований для предоставления другого жилого помещения, как того требует истец, не имеется. Незначительные дефекты, возникающие в процессе эксплуатации дома, устранимы в рамках гарантийных обязательств либо текущего ремонта, без проведения капитального ремонта и переселения жильцов (т. 2 л.д. 25-28).
Представитель третьего лица Министерства строительства Новосибирской области в судебное заседание не явился, представили письменный отзыв на иск, в котором выражают свое несогласие, в связи с тем, что в 2019-2021 годах между министерством труда и социального развития и администрацией Венгеровского района Новосибирской области были заключены соглашения об осуществлении отдельных государственных полномочий Новосибирской области, на основании которых министерство труда и социального развития Новосибирской области предоставляло администрации Венгеровского района субвенции на приобретение жилых помещений для данной категории граждан. С учетом того, что субвенции предоставлялись не на строительство вышеуказанных жилых помещений, а на приобретение, данный вопрос не относится к компетенции министерства строительства Новосибирской области. Строительство жилья для детей-сирот в 2023 и 2024 годах в Венгеровском районе не планируется. На 2025 год запланировано строительство 13 квартирного жилого дома для детей-сирот (т. 1 л.д.57-59).
Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Новосибирской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствии, представил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому в случае удовлетворения требований процессуального истца, источником финансирования способа обеспечения истцов жилым помещением не должен являться федеральный и областной бюджет Новосибирской области, так как субъект Российской Федерации свои обязательства по финансированию обеспечения истцов жилым помещение выполнил (т. 1 л.д.169-171, т.2 л.д.151-153, т.3 л.д.169-171).
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные суду доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту - Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
Постановлением Правительства Новосибирской области №384-п от 24.09.2019 утвержден «Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Новосибирской области», п. 5 Порядка предусмотрено, что приобретаемые жилые помещения должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также требованиям к жилым помещениям, предоставляемым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определенным в приложении к настоящему Порядку.
Приложением к Порядку обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Новосибирской области утверждены Требования к жилым помещениям, предоставляемым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которыми предусмотрено, что к жилым помещениям, предоставляемым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наружные ограждающие конструкции жилого дома, в котором расположено жилое помещение должно быть следующего типа: панельные (монолитные, металлокаркасные или каркасного типа с заполнением из газоблоков, шлакоблоков); кирпичные; деревянные (при приобретении жилого помещения в одноэтажном жилом доме); бетонные, железобетонные, керамзитобетонные, керамические, газобетонные блоки, обеспечивающие выполнение теплотехнических требований СП 50.13330.2012 при величине тепловой инерции не менее 4 (п. 1).
Согласно п. 5 указанных Требований инженерно-техническое оснащение жилого помещения должно включать наличие: водоотведения; холодной воды; электроснабжения; централизованного отопления или индивидуального газового или электрического котла на отопление; централизованного горячего водоснабжения или индивидуального газового или электрического котла на горячее водоснабжение; приборов учета холодного, горячего водоснабжения (при наличии водоснабжения), электроэнергии. В жилом помещении должны быть установлены: межкомнатные двери, двери в ванной комнате и туалете, унитаз, ванна со смесителем или душевая кабина со смесителем или душевая зона со смесителем, умывальник со смесителем (допускается установка одного смесителя для ванны и умывальника в случае их близкого расположения), раковина и смеситель на кухне, розетки, радиаторы отопления, выключатели, патроны, оконные блоки со стеклопакетами, электрическая или газовая плита. Дверные и оконные системы должны быть исправны и не разбиты, без видимых дефектов и повреждений. Все створки должны открываться, а швы по периметру должны быть заполнены герметиком или уплотнителем. Все запорные устройства должны быть в рабочем состоянии и в наличии, а крепления надежно зафиксированы. На стеклах не должно быть трещин, стеклопакеты должны прочно фиксироваться в рамах. Стены, полы, потолки в квартире, а также сантехника, расположенная в квартире, электропроводка, межкомнатные двери, двери в ванной комнате и туалете, унитаз, ванна или душевая кабина, умывальник со смесителем, раковина и смеситель на кухне, розетки, радиаторы отопления, выключатели, патроны, остекленные оконные рамы, обои, плинтусы, трубы и электрическая или газовая плита не должны требовать ремонта и быть в исправном состоянии. Все имеющиеся места переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должны быть согласованы и оформлены в установленном порядке. В поселениях без централизованных инженерных сетей в жилых помещениях, расположенных в одно- и двухэтажных зданиях, допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
Согласно разд. II ч. 11 «Требований, которым должно отвечать жилое помещение», жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом уклон и ширина лестничных маршей и пандусов, высота ступеней, ширина проступей, ширина лестничных площадок, высота проходов по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку, размеры дверных проемов должны обеспечивать удобство и безопасность передвижения и размещения.
Согласно разд. II ч. 12 «Требований, которым должно отвечать жилое помещение», жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях и на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Согласно разд. II ч. 13 «Требований, которым должно отвечать жилое помещение», инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Устройство вентиляционной системы жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами. Кратность воздухообмена во всех вентилируемых жилых помещениях должна соответствовать нормам, установленным в действующих нормативных правовых актах.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Венгеровского района, регулируются Законом Новосибирской области от 10.12.2013 №411-ОЗ Закон Новосибирской области от 10.12.2013 N 411-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Венгеровского района Новосибирской области (Наймодатель) и ФИО (Наниматель) заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №. По условиям договора Наймодатель передал Нанимателю за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в собственности – Венгеровского района Новосибирской области, квартиру общей площадью 36,4 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, для проживания с правом оформления регистрации по месту жительства. Срок действия договора составляет 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д.6-9).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Венгеровского района Новосибирской области (Наймодатель) и ФИО (Наниматель) заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №. По условиям договора Наймодатель передал Нанимателю за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в собственности – Венгеровского района Новосибирской области, квартиру общей площадью 36,4 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, для проживания с правом оформления регистрации по месту жительства. Срок действия договора составляет 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т.3 л.д.6-9).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Венгеровского района Новосибирской области (Наймодатель) и ФИО (Наниматель) заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №. По условиям договора Наймодатель передал Нанимателю за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в собственности – Венгеровского района Новосибирской области, квартиру общей площадью 36,4 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, для проживания с правом оформления регистрации по месту жительства. Срок действия договора составляет 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д.6-8).
По окончании срока договора при наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания Нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен в Нанимателем однократно на новый 5 - летний срок.
Характеристики предоставляемого жилого помещения, его технического состояния, а также санитарно - технического и иного оборудования, находящегося в нем, указаны в техническом паспорте жилого помещения. Жилое помещение является благоустроенным применительно к условиям с. Венгерово Венгеровского района Новосибирской области.
Квартиры переданы ФИО - ДД.ММ.ГГГГ, ФИО – ДД.ММ.ГГГГ, ФИО – ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актами приема-передачи жилых помещений (т.1 л.д.8 оборот – 9, т.2 л.д.8 оборот, т.3 л.д.8 оборот – 9).
Прокурор указывает, что переданные истцам квартиры непригодны для постоянного проживания в связи с наличием недостатков качества которые были допущены при строительстве и проявились в процессе проживания, что подтверждается актом санитарно-эпидемиологического обследования № от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 11-13).
В частности прокурор ссылается на заключение судебной строительно-технической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Сибирским филиалом (с дислокацией в городе Новосибирске) Федерального государственного казенного учреждения «Судебно-экспертный центр следственного комитета Российской Федерации» и являвшейся одним из доказательств в рамках уголовного дела. В процессе проведенного исследования экспертами были выявлены следующие недостатки: жилой дом и квартиры жилого дома блокированной застройки, расположенной по адресу: <адрес>, имеет несоответствия с условиями контрактов № (-3138) (Приложения 1 к контракту) от ДД.ММ.ГГГГ, -6289, -5899) (требований Приложения 1) на приобретение жилых помещений для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе несоответствия, установленные санитарными и техническими правилами и нормами, иным требованиям законодательства, установленными Правительством Российской Федерации: Постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 №47, ч. II»: -п. 11 «Жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при движении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, высота ступеней, должна обеспечивать удобство и безопасность продвижения и размещения, по причине отсутствия крылец возле входов в веранды квартиры, «Высота от поверхности отмостки до проступки первой ступени веранды составляет не менее 0,35 м», согласно осмотру места происшествия ДД.ММ.ГГГГ;
- п.12, п. 13 «Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, топление и вентиляция. Инженерные системы, оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности», по причине того, что при проведении обследования установлено отсутствие каналов вытяжной вентиляции из ванных комнат в следующих квартирах, расположенных по адресам: <адрес>».
СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты: «4.4.2 Уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1, ширина проступи – как правило, не мене 25 см, а высота ступени – не более 22 см.», так как согласно фотоматериалам и протоколу ОМП по стоянию на ДД.ММ.ГГГГ, «Доступ в квартиры осуществляется через дверной проем с металлическим дверным входным блоком установленном в помещении веранды. Высота от поверхности отмостки до проступки первой ступени веранды составляет не мене 0,35 м».
Вместе с тем, эксперт приходит к выводу, что жилой дом и квартиры жилого дома блокированной застройки, расположенной по адресу: <адрес>, соответствует техническим требованиям Постановления Правительства Новосибирской области от 24.09.2019 №384-п «О Порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Новосибирской области (т.4 л.д. 57-70).
В целях устранения выявленных нарушений закона, в предоставленных социально не защищенной категории граждан жилых помещениях, прокуратурой Венгеровского района в адрес администрации Венгеровского района Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление об устранении нарушений законодательства (т.1 л.д. 16).
Администрация Венгеровского района Новосибирской области в ответ на представление сообщила, том, что жилые помещения, приобретенные в домах по <адрес>, соответствуют требованиям постановления Правительства Новосибирской области от 24.09.2019 №384-п «О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Новосибирской области в соответствии с приложением к порядку п/п 1 требований к жилым помещениям в части наружных ограждающих конструкций жилого дома, что подтверждено заключением специалиста от ДД.ММ.ГГГГ № (т. 1 л.д.17-19).
В дело представителем администрации Венгеровского района Новосибирской области представлен акт от ДД.ММ.ГГГГ об устранении замечаний. Согласно данному акту, выполнена замена неисправных электровентиляторов, с проверкой на пропуск воздуха приточных каналов (<адрес>). Выполнена установка вентиляционных утепленных каналов в ванных комнатах. С проходом через чердачное пространство, кровлю (<адрес>, 2, 4, <адрес>, 2, 3, 4). Проверена работоспособность подпольного пространства на вентилирование. Обеспечена (все квартиры <адрес>, 119, 121). Ликвидированы вентиляционные отверстия в смежных перегородках совмещенного санузла и жилая комната, кухня и жилая комната (<адрес>) (т.1 л.д.168).
Согласно выводам технического заключения ГБУ НСО «Новосибирский центр кадастровой оценки и инвентаризации» по результатам обследования и оценки технического состояния основных строительных конструкций 4-х квартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, объемно-планировочные и конструктивные решения 4-х квартирного жилого дома, расположенного по указанному адресу, не противоречит требованиям действующих правовых актов и нормативных документов Российской Федерации: Федеральному закону от 30.12.2009 №3847-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», Федеральному закону РФ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности зданий и сооружений». На момент обследования в жилом <адрес> имеются трещины в некоторых батареях отопления от разморозки системы отопления. На момент обследования в <адрес> соблюдаются требования, предъявляемым к жилым помещениям, за исключением <адрес> которой нарушена система отопления. Строительные конструкции (фундамент, наружные и внутренние стены, перегородки, перекрытия, полы, потолки, окна, двери, элементы крыши) 4-х квартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не создают угрозу жизни и здоровью граждан. На момент обследования в <адрес> требуется капитальный ремонт системы отопления (т. 1 л.д.137-152).
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области» № от ДД.ММ.ГГГГ представленная проба почвы исследована на санитарно-химическим, бактериологическим, паразитологическим показателям на соответствие Санитарным правилам и нормам СанПиН 2.13685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», проба почвы, место отбора кадастровый номер земельного участка №; <адрес>, соответствует Санитарным правилам и нормам СанПиН 2.13685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Согласно заключению строительно-технической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной экспертом Сибирского филиала (с дислокацией в г. Новосибирске) СЭЦ СК России на основании постановления о назначении судебной строительно-технической экспертизы, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ старшим следователем Чановского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области по материалам уголовного дела №, оснований не доверять выводам данной судебной экспертизы не имеется, поскольку она проведена компетентным специалистом, эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, заключение экспертизы соответствует ст. 86 ГПК РФ, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные вопросы, поэтому суд приходит к выводу, что данное заключение может быть положено в основу при принятии решения. При проведении экспертизы экспертом был выявлен ряд несоответствий установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, а именно:
-по причине отсутствия крылец возле входов в веранды квартиры, высота от поверхности отмостки до проступки первой ступени веранды составляет не мене 0,35 м.;
- установлено отсутствие каналов вытяжной вентиляции из ванных комнат в <адрес>. № по <адрес>;
- в нарушение п. 4.4.2 СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты высота от поверхности отмостки до проступи первой ступени веранды составляет не менее 0,35 м.
Данное заключение эксперта сторонами не оспаривалось.
Согласно договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенному между АО «РЭС» и ООО «Венгеровскагропромхимия» было выполнено технологическое присоединение энергопринимающих устройств 4-х квартирного жилого дома по адресу: <адрес> (кадастровый номер земельного участка №), согласно техническим условиям для присоединения (приложение № к договору) максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 32 кВт.
Согласно предоставленному акту выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Венгеровскагропромхимия» произвело работы по установке дополнительных электрокотлов отопления (ЭВПМ-4,5) по адресу: <адрес>,3,4. Подключение дополнительно установленного электрокотла будет произведено ООО «Венгеровскагропромхимия» немедленно после получения задания от администрации Венгеровского района Новосибирской области (т. 2 л.д. 283).
Из ответа на судебный запрос ООО «Проект Сервис» № от ДД.ММ.ГГГГ расчетная мощность с учетом установленных электрокотлов в жилом доме по адресу: <адрес>, составляет 16 кВт на одну квартиру, полная мощность 4х16 кВт = 64 кВт. Что не соответствует мощности, выданной согласно техническим условиям АО РЭС 32 кВт (т. 4 л.д.87,88-99).
Согласно заключению по результатам испытаний электроустановки технического отчёта №, 1/17/15, 1/17/16 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Энергосервис», электроустановки в жилом доме по <адрес>, электроустановка соответствует требованиям безопасности разделов ПУЭ Изд. 6,7, в объеме технических требований, утвержденных Главгосэнергонадзором России и ГОСТ Р50571.16-2019, кроме указанного в дефектных ведомостях (т. 4 л.д.117-165).
Согласно актам от ДД.ММ.ГГГГ выявленные недостатки, указанные в дефектных ведомостях по спорным квартирам, устранены в полном объеме (т.4 л.д.168, 169, 170)
После дополнительного обследования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области» в Татарском районе ДД.ММ.ГГГГ из акта санитарно-эпидемиологического обследования № от ДД.ММ.ГГГГ жилых квартир №, №, № по <адрес>, установлено, что вытяжная вентиляция в ванной комнате и кухне соответствует п. 128 Раздела II СанПиН 2.1.3684 (т. 4 л.д.166-167).
Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ был произведен осмотр четырех квартирного дома по <адрес>, 2, 3, 4 на предмет устранения выявленных замечаний в рамках исполнения гарантийных обязательств, было установлено: 1. Дверцы топок комбинированных отопительных котлов заварены; 2. Электрические котлы установлены и подключены; 3. Системы отопления – электрокотлы находятся в рабочем состоянии; 4. Нарушения правил пожарной безопасности устранены; 5. Для каждой квартиры выполнено устройство дополнительных крылец высотой 15 см.
Свидетель ФИО суду показал, что весной прошлого года он делал ремонт в <адрес> в <адрес>, в это время видел, как в <адрес> УК «Союз» ремонтировали отопление, т.к. оно было разморожено, там на полу была ржавчина. Около 15 дней назад сделали вентиляцию в кухне <адрес>.
Свидетель ФИО суду показал, что он подключал в январе этого года электрокотлы в <адрес>, рассказывал жильцам, как пользоваться электрокотлами. Для функционирования квартир в этом доме мощность подключения по техническим условиям 32 кВт по 8 кВт на квартиру. При большой нагрузке, при одновременном подключении всех электроприборов жильцами интеллектуальный счетчик отключится сам. Считает, что расчетной мощности 8 кВт достаточно на квартиру, установкой котла не превышена разрешенная мощность, её достаточно, если одновременно не пользоваться всеми электроприборами, на освещение нужно 120 Вт на квартиру. Установленный в настоящее время электрокотел с мощностью 4,5 кВт не превышает разрешенную мощность. Считает, что ООО «Проект Сервис» при расчете мощности взяли рекомендации от 2016 года, усредненные цифры, что неверно, коэффициенты вообще не применили.
Суд, оценивая показания указанных свидетелей, находит их достоверными в части выполнения ими ремонтных работ в спорных квартирах, однако, относится критически к показаниям свидетеля ФИО в части того, что расчетной мощности 8 кВт достаточно на одну квартиру, так как это его субъективное мнение, которое опровергается заключениями ООО «Проект Сервис», согласно которым расчетная мощность с учетом установленных электрокотлов в жилом доме по адресу: <адрес>, составляет 16 кВт на одну квартиру.
Данные заключения ООО «Проект Сервис» суд считает относимыми и допустимыми доказательствами, так как они были предоставлены по запросу суда, сторонами и иными достоверными доказательствами не опровергнуты.
Согласно порядку обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области №384-п от 24.09.2019, приобретаемые жилые помещения для детей сирот должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также требованиям к жилым помещениям, предоставляемым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, определенным в приложении к настоящему порядку. В данном порядке изложены требования предъявляемые к жилым помещениям, приобретаемым для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Поскольку обязанность по приобретению жилья возложена законодательством на органы местного самоуправления по месту жительства данной категории граждан, контроль за соответствие приобретаемых жилых помещений, установленным законом требования, также возложена на них.
Таким образом, суд приходит выводу, что приобретенные по муниципальному контракту спорные жилые помещения по адресу: <адрес>, не соответствуют требованиям пожарной безопасности и требованиям к жилым помещениям для детей сирот, утвержденным Постановлением правительства Новосибирской области №384-п от 24.09.2019.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, исследованные доказательства, в том числе заключение судебной строительно-технической экспертизы, технический отчет профилактических испытаний электроустановки, заключение ООО «Проект Сервис», приведенные нормы права, суд полагает установленным нарушение жилищных прав ФИО, ФИО, ФИО, приобретенные по муниципальному контракту жилые помещения по адресу: <адрес> не соответствуют требованиям пожарной безопасности, а соответственно и требованиям к жилым помещениям для детей сирот, утвержденным Постановлением правительства Новосибирской области №384-п от 24.09.2019, поскольку расчетная мощность с учетом установленных электрокотлов в 4-х квартирном жилом <адрес> в <адрес>, составляет по 16 кВт на одну квартиру, полная мощность 4х16 кВт = 64 кВт, что не соответствует мощности, выданной согласно техническим условиям АО РЭС 32 кВт.
С учетом изложенного суд полагает необходимым возложить на администрацию Венгеровского района Новосибирской области обязанность по проведению ремонта отопительной системы в спорных квартирах в соответствии с требованиями к жилым помещениям для детей сирот, утвержденным Постановлением правительства Новосибирской области №384-п от 24.09.2019, с соблюдением требований пожарной безопасности путем приведения в соответствие расчетной электрической мощностью энергопринимающих устройств по жилому дому.
При этом в части требований прокурора о возложении обязанности на администрацию Венгеровского района Новосибирской области обеспечить ФИО, ФИО, ФИО жилыми помещениями, отвечающими обязательными требованиями к жилым помещениям, предоставляемым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в порядке, установленном постановлением Правительства Новосибирской области №384-п от 24.09.2019, альтернативным способом по выбору ответчика, оснований для их удовлетворения не имеется, ввиду представленной прокурором Венгеровского района Новосибирской области заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, исследованного выше, согласно которому установлено, что жилой дом и квартиры жилого дома блокированной застройки, расположенной по адресу: <адрес>, соответствует техническим требованиям Постановления Правительства Новосибирской области от 24.09.2019 №384-п «О Порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Новосибирской области», ремонт системы отопления (в части приведения в соответствие расчетной электрической мощностью энергопринимающих устройств разрешенной мощности по жилому дому) не является капитальным ремонтом жилого помещения, а также ввиду добровольного исполнения части заявленных исковых требований ответчиком по ремонту жилых помещений, а поэтому оснований для проведения капитального ремонта в указанных квартирах, предоставления другого жилого помещения либо переселения жильцов, суд не находит.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что иск подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Венгеровского района Новосибирской области в интересах ФИО, ФИО, ФИО к администрации Венгеровского района Новосибирской области удовлетворить частично.
Возложить обязанность на администрацию Венгеровского района Новосибирской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести в жилых помещениях, расположенных по адресу: <адрес>, Венгеровская, <адрес>, капитальный ремонт отопительной системы с соблюдением требований к жилым помещениям для детей сирот, утвержденным Постановлением правительства Новосибирской области №384-п от 24.09.2019, с соблюдением требований пожарной безопасности путем приведения в соответствие расчетной электрической мощностью энергопринимающих устройств разрешенной мощности по жилому дому.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Новосибирский областной суд через Венгеровский районный суд Новосибирской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Н.П. Зеленкова