Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июня 2021 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при секретаре судебного заседания Носовой О.В.,
с участием прокурора Пижамовой О.И.,
представителя административных истцов Платоновой Н.А.,
представителя административного ответчика Плотникова А.Ю.,
представителя Департамента градостроительства г.о.Самара Жуковой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-835/2021 по административному иску Еремина Николая Федоровича, Плеханова Вячеслава Валентиновича об оспаривании в части Генерального пана городского округа Самара, утвержденного решение Думы г.о.Самара от 20 марта 2008 года № 539 в редакции решения Думы г.о.Самара от 07 февраля 2012 года № 181,
У С Т А Н О В И Л:
Еремин Н.Ф., Плеханов В.В. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением с последующим уточнением, в котором просили признать недействующим Генеральный план городского округа Самары, утверждённый решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 в редакции решения Думы г.о.Самара от 07 февраля 2012 года № 181 в части установления красных линий в границах земельного участка, площадью 408 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, отраженных в проекте границ земельного участка, выполненного ООО «Средневолжская землеустроительная компания» от 02.07.2020 года.
Свои требования мотивировали тем, что они являются собственниками нежилого здания с кадастровым номером №, общей площадью 457,5 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Советский район, пр.Мальцева, 10. Указанное нежилое здание расположено на земельном участке, площадью 408 кв.м. Часть земельного участка расположена в границах красных линий. Установление красных линий нарушает права и законные интересы административных истцов, поскольку лишает их возможности оформить надлежащим образом права на земельный участок.
В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности от 03.02.2021 года № Платонова Н.А. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Думы городского округа Самары по доверенности от 28.09.2020 года № Плотников А.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, пояснив, что решение принято в соответствии с нормами вышестоящего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителей. Часть спорного земельного участка принадлежит территории общего пользования. Красные линии впервые были отобраны на схеме № 1 «Основной чертеж. Проектное решение» Генерального плана городского округа Самары, утверждённого решением думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539. Решением Думы г.о.Самара № 181 красные линии были перенесены на схему № 5 «Схема границ инженерной и транспортной инфраструктуры». Расположение красных линий на спорной территории не изменялось. Таким образом, красные линии установлены до введения в действие Градостроительного кодекса РФ и до настоящего времени не изменялись. Учитывая, что изменение красных линий в отношении спорного земельного участка не планировалось, оснований для разработки проекта планировки территории, у органов местного самоуправления не имелось. Учитывая, что границы спорного земельного участка в установленном законом порядке не утверждены, данный земельный участок не может считаться сформированным и не существует как объект гражданских прав. Документов, подтверждающих право владения или пользования административными истцами на земельный участок, не представлены.
Представитель Департамента градостроительства городского округа Самары по доверенности от 10.09.2020 года № Жукова М.Б. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддерживая позицию представителя Думы городского округа Самара.
Представитель Главы г.о. Самары в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил письменные возражения на заявленные требований, в которых поддержал правовую позицию Думы г.о.Самара.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования следует удовлетворить, суд приходит к выводу, что требования административных истцов подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктами 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Установлено, что решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 утверждён Генеральный план городского округа Самары с последующим внесением в него изменений.
Документ официально опубликован в издании «Самарская Газета», № 59(3852), 03 апреля 2008 (карты и схемы), № 64(3857), 10 апреля 2008 года.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции, официально опубликованы и по процедуре его принятия не оспаривается.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки - документом градостроительного зонирования (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно подпункту «б» пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на картах, утверждаемых в составе генерального плана муниципального образования, отображаются автомобильные дороги местного значения, а также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьёй 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. К таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), которые утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности, по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования ( пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия оспариваемого решения Думы г.о. Самары регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года № 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года № 18-30 «О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Как следует из системного толкования приведенных положений ГрК РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории ( пункт 4 раздела 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).
При этом из статьи 23 ГрК РФ не следует, что красные линии могли обозначаться на документах генерального плана.
Действующий с 9 июня 2017 года порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и ( или) предназначенных для размещения линейных объектов, утвержденный приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 года № 742/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории.
Из материалов дела следует, что Еремину Н.Ф., Плеханову В.В. на праве общей долевой собственности (по ? доли каждому) на основании договора купли-продажи нежилого помещения от 21.01.2004 года принадлежит нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 457,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи от 21.01.2004 года, выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 10.06.2019 года, от 16.03.2021 года.
Согласно распоряжению Департамента управления имуществом г.о.Самара от 29.10.2020 года № 541, административным истцам отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, который предстоит образовать, площадью 408 кв.м., под нежилое здание, относящегося по категории к землям населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, на территории кадастрового квартала №. Основанием для отказа является подпункты 1, 2 пункта 8 статьи 39.15, пункт 3 пункта 16 статьи 11.10, пункты 4,6 статьи 11.9, пункты 6, 19 статьи 39.16, пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации ( в том числе часть земельного участка принадлежит территории общего пользования, в связи с чем, предоставление земельного участка на заявленном виде не допускается).
Решением Советского районного суда г.о.Самара от 17.03.2020 года, вступившем в законную силу 24.04.2020 года, исковые требования Плеханова В.В., Еремина Н.Ф. об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка удовлетворены, исключены из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 408 кв.м., согласно проекта границ, подготовленного ООО «СА/ВЗК» от 22.08.2019 года, с указанием в точках каталога координат.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самары, часть земельного участка, площадью 408 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, на котором расположено нежилое здание, принадлежащее на праве собственности административным истцам, расположена в границах красных линий пр.Мальцева. Указанное также подтверждается проектом границ земельного участка, выполненным 02.07.2020 года ООО «Средневолжская землеустроительная компания».
Красные линии были исключены из схемы № 1 «Основной чертеж. Проектное решение» Генерального плана г.о. Самары, утверждённого решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539, и нанесены на схему № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» Генерального плана г.о. Самары в редакции решения Думы г.о.Самары от 7 февраля 2012 года № 181.
Таким образом, поскольку статьей 23 ГрК РФ не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана городского округа, проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территорий, требования административного истца об оспаривании утвержденного решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 Генерального плана г.о. Самары заявлены обоснованно.
Доводы административных ответчиков о том, что изначально красные линии были определены в составе Генерального плата г.Куйбышева, утвержденного постановлением Совета министров РСФСР от 01 июня 1987 года № 226 и потом переносились без изменений в схемы, факт постановки на кадастровый учет нежилых зданий позже утверждения красных линий, не имеют правового значения для рассмотрения данного спора.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что следует признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Генеральный план г.о. Самары, утвержденный решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 в редакции решения Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 года № 181, в части установления красных линий в границах спорного земельного участка, площадью 408 кв.м., отраженных в проекте границ земельного участка, выполненного ООО «Средневолжская землеустроительная компания» от 02.07.2020 года.
Доводы представителя Думы городского округа Самары о том, что указанный земельный участок не являются объектом гражданских прав и не влечет нарушение прав административных истцов, не могут быть приняты во внимание.
Согласно пункту 4 статьи 69 Федерального закона Российской Федерации от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Рассматриваемый земельный участок не поставлен на кадастровый учет, однако административные истцы являются собственниками нежилого здания, расположенного на земельном участке, общей площадью 408 кв.м., и в соответствии со ст.39.20 Земельного Кодекса Российской Федерации имеют исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или в аренду. Однако наличие красных линий в границах земельного участка, проходящих по земельному участку, в том числе под нежилым зданием, создает административным истцам препятствия в оформлении прав на земельный участок.
Таким образом, суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Еремина Николая Федоровича, Плеханова Вячеслава Валентиновича об оспаривании в части Генерального пана городского округа Самара, утвержденного решение Думы г.о.Самара от 20 марта 2008 года № 539 в редакции решения Думы г.о.Самара от 07 февраля 2012 года № 181 удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план г.о. Самары, утверждённый решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 в редакции решения Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 года № 181, в части установления красных линий в границах земельного участка, площадью 408 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, отраженных в проекте границ земельного участка, выполненного ООО «Средневолжская землеустроительная компания» от 02.07.2020 года.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в газете «Самарская Газета» в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу или по истечении установленного срока в ближайшем номере указанного издания.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 02.07.2021 года.
Председательствующий: М.А.Панкова