Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-835/2021 ~ М-371/2021 от 18.03.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июня 2021 года Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Панковой М.А.,

при секретаре судебного заседания Носовой О.В.,

с участием прокурора Пижамовой О.И.,

представителя административных истцов Платоновой Н.А.,

представителя административного ответчика Плотникова А.Ю.,

представителя Департамента градостроительства г.о.Самара Жуковой М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-835/2021 по административному иску Еремина Николая Федоровича, Плеханова Вячеслава Валентиновича об оспаривании в части Генерального пана городского округа Самара, утвержденного решение Думы г.о.Самара от 20 марта 2008 года № 539 в редакции решения Думы г.о.Самара от 07 февраля 2012 года № 181,

У С Т А Н О В И Л:

Еремин Н.Ф., Плеханов В.В. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением с последующим уточнением, в котором просили признать недействующим Генеральный план городского округа Самары, утверждённый решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 в редакции решения Думы г.о.Самара от 07 февраля 2012 года № 181 в части установления красных линий в границах земельного участка, площадью 408 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, отраженных в проекте границ земельного участка, выполненного ООО «Средневолжская землеустроительная компания» от 02.07.2020 года.

Свои требования мотивировали тем, что они являются собственниками нежилого здания с кадастровым номером , общей площадью 457,5 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Советский район, пр.Мальцева, 10. Указанное нежилое здание расположено на земельном участке, площадью 408 кв.м. Часть земельного участка расположена в границах красных линий. Установление красных линий нарушает права и законные интересы административных истцов, поскольку лишает их возможности оформить надлежащим образом права на земельный участок.

В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности от 03.02.2021 года Платонова Н.А. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель Думы городского округа Самары по доверенности от 28.09.2020 года Плотников А.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, пояснив, что решение принято в соответствии с нормами вышестоящего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителей. Часть спорного земельного участка принадлежит территории общего пользования. Красные линии впервые были отобраны на схеме № 1 «Основной чертеж. Проектное решение» Генерального плана городского округа Самары, утверждённого решением думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539. Решением Думы г.о.Самара № 181 красные линии были перенесены на схему № 5 «Схема границ инженерной и транспортной инфраструктуры». Расположение красных линий на спорной территории не изменялось. Таким образом, красные линии установлены до введения в действие Градостроительного кодекса РФ и до настоящего времени не изменялись. Учитывая, что изменение красных линий в отношении спорного земельного участка не планировалось, оснований для разработки проекта планировки территории, у органов местного самоуправления не имелось. Учитывая, что границы спорного земельного участка в установленном законом порядке не утверждены, данный земельный участок не может считаться сформированным и не существует как объект гражданских прав. Документов, подтверждающих право владения или пользования административными истцами на земельный участок, не представлены.

Представитель Департамента градостроительства городского округа Самары по доверенности от 10.09.2020 года Жукова М.Б. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддерживая позицию представителя Думы городского округа Самара.

Представитель Главы г.о. Самары в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил письменные возражения на заявленные требований, в которых поддержал правовую позицию Думы г.о.Самара.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования следует удовлетворить, суд приходит к выводу, что требования административных истцов подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктами 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

Установлено, что решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 утверждён Генеральный план городского округа Самары с последующим внесением в него изменений.

Документ официально опубликован в издании «Самарская Газета», № 59(3852), 03 апреля 2008 (карты и схемы), № 64(3857), 10 апреля 2008 года.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции, официально опубликованы и по процедуре его принятия не оспаривается.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки - документом градостроительного зонирования (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно подпункту «б» пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на картах, утверждаемых в составе генерального плана муниципального образования, отображаются автомобильные дороги местного значения, а также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьёй 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. К таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды.

Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), которые утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности, по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования ( пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).

Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия оспариваемого решения Думы г.о. Самары регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года № 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года № 18-30 «О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Как следует из системного толкования приведенных положений ГрК РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории ( пункт 4 раздела 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).

При этом из статьи 23 ГрК РФ не следует, что красные линии могли обозначаться на документах генерального плана.

Действующий с 9 июня 2017 года порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и ( или) предназначенных для размещения линейных объектов, утвержденный приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 года № 742/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории.

Из материалов дела следует, что Еремину Н.Ф., Плеханову В.В. на праве общей долевой собственности (по ? доли каждому) на основании договора купли-продажи нежилого помещения от 21.01.2004 года принадлежит нежилое здание с кадастровым номером , площадью 457,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи от 21.01.2004 года, выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 10.06.2019 года, от 16.03.2021 года.

Согласно распоряжению Департамента управления имуществом г.о.Самара от 29.10.2020 года № 541, административным истцам отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, который предстоит образовать, площадью 408 кв.м., под нежилое здание, относящегося по категории к землям населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, на территории кадастрового квартала . Основанием для отказа является подпункты 1, 2 пункта 8 статьи 39.15, пункт 3 пункта 16 статьи 11.10, пункты 4,6 статьи 11.9, пункты 6, 19 статьи 39.16, пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации ( в том числе часть земельного участка принадлежит территории общего пользования, в связи с чем, предоставление земельного участка на заявленном виде не допускается).

Решением Советского районного суда г.о.Самара от 17.03.2020 года, вступившем в законную силу 24.04.2020 года, исковые требования Плеханова В.В., Еремина Н.Ф. об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка удовлетворены, исключены из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером , площадью 408 кв.м., согласно проекта границ, подготовленного ООО «СА/ВЗК» от 22.08.2019 года, с указанием в точках каталога координат.

Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самары, часть земельного участка, площадью 408 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, на котором расположено нежилое здание, принадлежащее на праве собственности административным истцам, расположена в границах красных линий пр.Мальцева. Указанное также подтверждается проектом границ земельного участка, выполненным 02.07.2020 года ООО «Средневолжская землеустроительная компания».

Красные линии были исключены из схемы № 1 «Основной чертеж. Проектное решение» Генерального плана г.о. Самары, утверждённого решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539, и нанесены на схему № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» Генерального плана г.о. Самары в редакции решения Думы г.о.Самары от 7 февраля 2012 года № 181.

Таким образом, поскольку статьей 23 ГрК РФ не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана городского округа, проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территорий, требования административного истца об оспаривании утвержденного решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 Генерального плана г.о. Самары заявлены обоснованно.

Доводы административных ответчиков о том, что изначально красные линии были определены в составе Генерального плата г.Куйбышева, утвержденного постановлением Совета министров РСФСР от 01 июня 1987 года № 226 и потом переносились без изменений в схемы, факт постановки на кадастровый учет нежилых зданий позже утверждения красных линий, не имеют правового значения для рассмотрения данного спора.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что следует признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Генеральный план г.о. Самары, утвержденный решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 в редакции решения Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 года № 181, в части установления красных линий в границах спорного земельного участка, площадью 408 кв.м., отраженных в проекте границ земельного участка, выполненного ООО «Средневолжская землеустроительная компания» от 02.07.2020 года.

Доводы представителя Думы городского округа Самары о том, что указанный земельный участок не являются объектом гражданских прав и не влечет нарушение прав административных истцов, не могут быть приняты во внимание.

Согласно пункту 4 статьи 69 Федерального закона Российской Федерации от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Рассматриваемый земельный участок не поставлен на кадастровый учет, однако административные истцы являются собственниками нежилого здания, расположенного на земельном участке, общей площадью 408 кв.м., и в соответствии со ст.39.20 Земельного Кодекса Российской Федерации имеют исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или в аренду. Однако наличие красных линий в границах земельного участка, проходящих по земельному участку, в том числе под нежилым зданием, создает административным истцам препятствия в оформлении прав на земельный участок.

Таким образом, суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Еремина Николая Федоровича, Плеханова Вячеслава Валентиновича об оспаривании в части Генерального пана городского округа Самара, утвержденного решение Думы г.о.Самара от 20 марта 2008 года № 539 в редакции решения Думы г.о.Самара от 07 февраля 2012 года № 181 удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план г.о. Самары, утверждённый решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года № 539 в редакции решения Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 года № 181, в части установления красных линий в границах земельного участка, площадью 408 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, отраженных в проекте границ земельного участка, выполненного ООО «Средневолжская землеустроительная компания» от 02.07.2020 года.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в газете «Самарская Газета» в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу или по истечении установленного срока в ближайшем номере указанного издания.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 02.07.2021 года.

Председательствующий:                    М.А.Панкова

3а-835/2021 ~ М-371/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Плеханов В.В.
Прокуратура Самарской области
Еремин Н.Ф.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о.Самара
Дума г.о.Самара
Глава г.о.Самара
Суд
Самарский областной суд
Судья
Панкова М. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
18.03.2021Регистрация административного искового заявления
19.03.2021Передача материалов судье
19.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
14.04.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2021Подготовка дела (собеседование)
06.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.06.2021Судебное заседание
02.06.2021Судебное заседание
22.06.2021Судебное заседание
02.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее