Дело № 2- 49/2023
61RS0031-01-2022-001222-54
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 января 2023г.
ст. Егорлыкская Ростовская область
Егорлыкский районный суд Ростовской области в составе:
Председательствующего судьи Поповой О.М.,
С участием:
Прокурора- помощника прокурора Егорлыкского района Ростовской области Лысенина А.А.
При секретаре Крижановской В.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Егорлыкского района Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Кавалерского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнического сооружения, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Северо-Кавказское управление Ростехнадзора,
Установил:
Прокурор Егоролыкского района Ростовской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации с иском к администрации Кавалерского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области ( далее по тексту- администрации Кавалерского сельского поселения) об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнического сооружения.
В обоснование иска указал, что в собственности Кавалерского сельского поселения находится гидротехническое сооружение: кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>. В ходе проведения прокуратурой района проверки исполнения природоохранного законодательства, выявлены нарушения ответчиком требований Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений": не утверждены критерии безопасности ГТС; эксплуатация ГТС осуществляется без правил эксплуатации ГТС; не осуществляется постоянный и периодический контроль (осмотр, обследование) ГТС; отсутствует расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения; ГТС не внесена в Регистр сведений о гидротехническом сооружении. Невыполнение администрацией Кавалерского сельского поселения обязанностей по обеспечению безопасности ГТС может создать угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, причинение вреда окружающей среде, жизни, здоровью неопределенного крага лиц. На основании изложенного прокурор просил суд: обязать Администрацию Кавалерского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу изготовить на находящееся в собственности гидротехническое сооружение, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, техническую и эксплуатационную документацию, необходимую для соблюдения обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений, а именно: разработать и согласовать с Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора правила эксплуатации гидротехнического сооружения; разработать критерии безопасности гидротехнического сооружения, находящегося в муниципальной собственности, а также правила его эксплуатации, а также правила эксплуатации утвердить их с Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора; произвести и представить в Северо-Кавказское управление Ростехнадзора расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения; обеспечить проведение контроля (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения; обеспечить внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.
Определением Егорлыкского райсуда суда было привлечено к участию в деле третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Северо-Кавказское управление Ростехнадзора.
Помощник прокурора Егорлыкского района Ростовской области Лысенин А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, ссылаясь на основания, указанные в иске. Просил суд их удовлетворить.
Администрация Кавалерского сельского поселения в судебное заседание не направила своего представителя, была уведомлена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, с заявлением о рассмотрении дела без её участия к суду не обращалась. Дело рассмотрено без ответчика в силу п.4 ст. 167 ГПК РФ.
Третье лицо- Северо-Кавказское управление Ростехнадзора в судебное заседание не направило в суд своего представителя, от него поступило заявление о рассмотрении дела без участия его представителя, в котором также указано на правомерность требований прокурора Егорлыкского района (л.д.30-31). Дело рассмотрено без третьего лица в силу ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, оценив всё в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в собственности муниципального образования Кавалерского сельское поселение находится гидротехническое сооружение протяженностью 200м. кадастровый № (ранее присвоенный кадастровый №), расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно п.3, 9 ст.1 Устава МО «Кавалерское сельское поселение», утвержденного решением Собрания депутатов Кавалерского сельского поселения от 29.09.2017 №32 ( далее- Устав) к вопросам местного значения Кавалерского сельского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Кавалерского сельского поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Кавалерского сельского поселения.
При этом в силу п.3,9 ст. 33 Устава Администрации Кавалерского сельского поселения осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Кавалерского сельского поселения; участвует в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Кавалерского сельского поселения.
В ходе проведенной 02.12.2022 прокуратурой Егорлыкского района в отношении ответчика проверки установлено, что администрация Кавалерского сельского поселения, являясь представителем собственника указанной ГТС, эксплуатирует его с нарушением требований законодательства, в частности: не обеспечена разработка критериев безопасности ГТС; не разработаны и не согласованы с Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора правила эксплуатации ГТС, с учетом принятых изменений требований к их содержанию; не обеспечен надлежащий контроль (мониторинг) за показателями состояния ГТС; данное ГТС не внесено в Российский регистр гидротехнических сооружений; не представлен в Северо-Кавказское управление Ростехнадзора расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
Данные обстоятельства подтверждаются справкой о результатах проверки помощника прокурора Егорлыкского района (л.д.7-8).
Также из информации Северо-Кавказское управления Ростехнадзора от 23.12.2022 следует, что правила эксплуатации ГТС, расположенной по адресу: <адрес>, в Управление на согласование не поступали; сведения о данной ГТС в Российский регистр гидротехнических сооружений не вносились (л.д.21-22).
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений регулируются положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
Согласно ст. 3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Как указано в ст. 3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением, эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.
В силу ст. 8 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
В силу ст. 9 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Согласно ст. 7 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" сведения о ГТС вносятся в Регистр и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности ГТС (Ространснадзором), декларации безопасности ГТС.
Также в силу п.3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 №1596 расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения в соответствии с утвержденной в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2020 г. N 1596 методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и направляется на согласование в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть причинен вероятный вред, в порядке, установленном указанными органами.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 "О безопасности гидротехнических сооружений" нарушение обязательных требований при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений является нарушением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Как установлено судом, до настоящего времени указанные в справке о результатах проверки прокуратуры от 02.12.2022 нарушения ответчиком не устранены, доказательств обратного материалы дела не содержат, администрацией в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ представлено не было.
При этом, сведений о передаче собственником - ответчиком, спорной ГТС на баланс какой-либо из организаций, материалы дела не содержат, соответственно обязанность по принятию ряда мер, направленных на обеспечение безопасности ГТС несет в силу приведенных правовых норм администрация Кавалерского сельского поселения.
Таким образом суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме, при этом указанный срок для исправления данных нарушений является разумным.
В силу положений п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в суде, освобождены органы местного самоуправления в качестве истцом( административных истцов) или ответчиков ( административных ответчиков).
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Егорлыкского района Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Кавалерского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнического сооружения удовлетворить.
Обязать Администрацию Кавалерского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу изготовить на гидротехническое сооружение кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, техническую и эксплуатационную документацию, необходимую для соблюдения обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений, а именно:
- разработать и согласовать с Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора критерии безопасности и правила эксплуатации гидротехнического сооружения;
- произвести и представить в Северо-Кавказское управление Ростехнадзора расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения;
- обеспечить проведение регулярного контроля ( мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения;
- обеспечить внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Егорлыкский районный суд Ростовской области в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 20.01.2023