Дело № 2-1481/2023
УИД 26RS0029-01-2023-001460-46
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 апреля 2023 года г. Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Шевляковой И.Б.
при секретаре судебного заседания Казанчевой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда Ставропольского края гражданское дело по исковому заявлению Нагайцева Л.И. к администрации <адрес> края о включении имущества в наследственную массу,
У С Т А Н О В И Л :
Нагайцева Л.И. обратилась в суд с исковыми требованиями, уточненными в ходе судебного разбирательства в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, к администрации <адрес> края о включении в наследственную массу после смерти наследодателя ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 194,9 кв.м.
В обоснование заявленных исковых требований Нагайцева Л.И. и ее представитель – адвокат ФИО10 указали, что ФИО1 на основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом <адрес> ФИО5, зарегистрированного в Пятигорском БТИ ДД.ММ.ГГГГ, принадлежала 1/3 доля жилого <адрес> в <адрес>, общей площадью 194,9 кв.м, что подтверждается копией договора купли-продажи. 2/3 доли вышеуказанного жилого дома принадлежит ФИО2 на основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусов <адрес> ФИО6, зарегистрированного Пятигорским БТИ ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается копией договора купли-продажи.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, что подтверждается свидетельством о смерти III-ДН № от ДД.ММ.ГГГГ. После смерти супруга истец Нагайцева Л.И. обратилась к нотариусу <адрес> ФИО7 с заявлением о вступлении в наследство в установленные законом сроки, в связи с чем было заведено наследственное дело №.
Однако в выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на жилой <адрес> в <адрес> ей было отказано по следующим обстоятельствам: согласно справки о характеристиках объекта государственного технического учета № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Пятигорским отделом ГБУ СК «<адрес>имущество», ФИО1 принадлежала 1/3 доля жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 272,5 кв.м. В договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого ФИО1 стал собственником 1/3 доли жилого дома, общая площадь жилого дома указана 194,9 кв.м. При получении сведений из Единого государственного реестра недвижимости выяснилось, что жилой <адрес> был поставлен на кадастровый учет с общей площадью 258,9 кв.м и объекту присвоен кадастровый №, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Из-за разницы в общей площади жилого <адрес> в <адрес> и отсутствием регистрации в Росреестре за умершим нотариус и не смогла выдать Нагайцева Л.И. свидетельство о праве на наследство по завещанию на 1/3 долю в праве общей долевой собственности указанного жилого дома.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ нотариус ФИО7 рекомендовала Нагайцева Л.И. обратиться в суд и в судебном порядке включить в наследственную массу 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом лит. А площадью 272,5 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>.
В период жизни ФИО1 не успел зарегистрировать свое право на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на жилой <адрес>, в ФИО11 и К «Росреестр» в связи с чем Нагайцева Л.И., как наследник не может в полном объеме принять наследство.
ДД.ММ.ГГГГ Нагайцева Л.И. в рамках наследственного дела № выданы свидетельства о праве на наследство по завещанию на часть имущества наследодателя, состоящего из жилого дома и земельного участка, расположенные по адресу: <адрес>. Право собственности на это имущество Нагайцева Л.И. оформила надлежащим образом, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ в пользовании у ФИО1 в счет 1/3 доли при жизни находились следующие помещения жилого дома: помещение № - жилая площадью 10,9 кв.м., помещение № — жилая площадью 15,9 кв.м., помещение № — коридор площадью 8,2 кв.м., помещение № — коридор площадью 5,8 кв.м., помещение № — туалет площадью 1,3 кв.м., общей площадью 41,8 кв.м., а также летняя кухня — площадью 23,8 кв.м., сарай с подвалом — площадью 10,8 кв.м., навес — площадью 17,2 кв.м. Данными помещениями и постройками в настоящее время продолжает пользоваться его супруга, Нагайцева Л.И. Никаких самовольных построек не выявлено.
Согласно справки о характеристиках объекта государственного технического учета от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь жилого дома изменилась за счет внесения в баланс площади ранее неучтенных холодных помещений и проведенной реконструкции. <адрес> здания относительно данных ФИО11 и К «Росреестр» увеличилась за счет внесения в баланс пом. №, 5а, 16 площадью 13,9 кв.м - ст.15 п.5 ЖК РФ № 183-ФЗ от 29.12.2004г.
Согласно ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию или по закону, поэтому истец, Нагайцева Л.И., вправе претендовать как наследник на оставшееся после смерти своего супруга имущество.
Ст. 1152 ГК РФ предусматривает, что для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление в 6- месячный срок для принятия наследства.
Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ст.46), в том числе и юридическим лица (ст.47), в соответствии с положением ст.8 Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей право каждого человека на «эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаи нарушения его основных прав, предусмотренных Конституцией или законом».
Гарантирование судебной защиты прав и свобод человека и гражданина выражается в установлении системы судов в РФ, в четком определении их компетенции, в обеспечении каждому возможности обращения в суд за защитой своих прав, обжалования судебных решений.
Ст.12 ГК РФ предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.
В соответствии со ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом. Гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
В соответствии с п.8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства.
Как разъяснено в п.11 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (п.4 ст.1152 ГК РФ).
Согласно п.п.2, 4 ст.1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Поскольку Нагайцева Л.И. вступила в наследственные права в установленном порядке на иное наследственное имущество, спорная 1/3 доля в праве общей долевой собственности на жилой <адрес> в <адрес> в силу изложенных выше правовых норм также должна быть признана принадлежащей наследнику со дня открытия наследства.
Другим путем решить вопрос не представляется возможным, в связи с чем Нагайцева Л.И. вынуждена обратиться в суд с данным исковым заявлением для защиты своих прав.
На основании изложенного истец Нагайцева Л.И. просит включить в наследственную массу наследодателя ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, 1/3 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 194,9 кв.м.
Истец Нагайцева Л.И., ее представитель – адвокат ФИО10, извещенные о времени и месте разбирательства дела в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, в судебное заседание не явились, представили заявления о возможности рассмотрения дела в их отсутствие из которых следует, что Нагайцева Л.И. поддерживает заявленные ею и уточненные в ходе судебного заседания в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования и просит их удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации <адрес> края, третье лицо – ФИО2, извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, в суд не явились, не известив об уважительности своей неявки, не представив заявлений о возможности рассмотрения дела в их отсутствие либо отложении судебного заседания.
Третье лицо – нотариус Пятигорского городского нотариального округа ФИО7, извещенная о времени и месте судебного заседания в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, в суд не явилась, представив заявление о возможности рассмотрения дела в ее отсутствие.
На основании ч. 3,4,5 ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, представленные сторонами письменные доказательства и оценив все доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности суд считает заявленные Нагайцева Л.И. исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:
Как следует из представленных суду: договора купли – продажи доли жилого дома, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО8 и ФИО1, передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ, справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ПДП ГУП «Крайтехинвентаризация», поэтажного плата литера «А» на жилой дом по <адрес> края, договора купли – продажи доли жилого дома, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Пан Л.М. и ФИО2, - на основании договора купли – продажи доли жилого дома, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ФИО8, ФИО1 являлся собственником 1/3 доли жилого дома по адресу: <адрес>. Переход к ФИО1 права собственности на 1/3 долю указанного жилого дома зарегистрирован в установленном законом порядке.
Собственником других 2/3 долей жилого дома по адресу: <адрес>, является ФИО2 на основании договора купли – продажи доли жилого дома, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с Пан Л.М.
На момент приобретения ФИО1 доли жилого дома по адресу: <адрес>, данных жилой дом располагался на земельном участке площадью 911 кв.м и состоял из саманно-кирпичного жилого дома литер «А» общей площадью 194,9 кв.м, в том числе жилой площадью 120,6 кв.м, саманной кухни – сарая литер «В», кирпичного сарая с подвалом литер «К», сарая литер «Г», шиферного навеса литер «Е» и прочих сооружений.
Согласно ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Собственнику, в силу п. 1 ст. 209 ГК РФ, принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
По мнению суда, представленные истцом Нагайцева Л.И., а также нотариусом Пятигорского городского нотариального округа ФИО7 доказательства, с достоверностью подтверждают, что на основании договора купли – продажи доли жилого дома, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ФИО8, ФИО1 являлся собственником 1/3 доли жилого дома по адресу: <адрес>, состоящего на момент приобретения ФИО1 права собственности на его долю из: саманно-кирпичного жилого дома литер «А» общей площадью 194,9 кв.м, в том числе жилой площадью 120,6 кв.м, саманной кухни – сарая литер «В», кирпичного сарая с подвалом литер «К», сарая литер «Г», шиферного навеса литер «Е» и прочих сооружений.
Право наследования, предусмотренное ст. 35 Конституции РФ и урегулированное гражданским законодательством, обеспечивающее гарантированный государством переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю) к другим лицам (наследникам), включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение (Постановление Конституционного Суда от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или по закону.
Как следует из представленного суду свидетельства о смерти ФИО1 серии III-ДН №, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС управления ЗАГС <адрес> по городу Пятигорску, - ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края умер ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно имеющегося в материалах дела свидетельства о браке серии II-ТЮ №, выданного Бюро ЗАГС Фрунзенского исполкома <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на день смерти ФИО1 состоял в зарегистрированном браке с Нагайцева Л.И., 1967 года рождения.
Из представленного суду нотариусом Пятигроского городского нотариального округа <адрес> ФИО7 наследственного дела №, открытого ДД.ММ.ГГГГ к имуществу ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, - единственным наследником, в установленном законом порядке принявшим наследство после смерти ФИО1 является супруга умершего – Нагайцева Л.И., которой ДД.ММ.ГГГГ нотариусом ФИО7 выданы свидетельства о праве на наследство по закону в отношении следующего принадлежащего наследодателю ФИО1 имущества: ? долю жилого дома по адресу: <адрес>; права пожизненного наследуемого владения земельным участком площадью 539,98 кв.м по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 26:33:330103:26. Также, Нагайцева Л.И. ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, выдаваемое пережившему супругу в отношении ? доли долю жилого дома по адресу: <адрес>.
При этом, письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Нагайцева Л.И. выдано письмо нотариуса ФИО7 об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, а также свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, выдаваемого пережившему супругу, на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, поскольку: согласно справки о характеристиках объекта государственного технического учета № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Пятигорским отделом ГБУ СК «<адрес>имущество», ФИО1 принадлежала 1/3 доля жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 272,5 кв.м. В договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого ФИО1 стал собственником 1/3 доли жилого дома, общая площадь жилого дома указана 194,9 кв.м. При получении сведений из Единого государственного реестра недвижимости выяснилось, что жилой <адрес> был поставлен на кадастровый учет с общей площадью 258,9 кв.м и объекту присвоен кадастровый №, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Этим же письмом от ДД.ММ.ГГГГ нотариус ФИО7 рекомендовала Нагайцева Л.И. обратиться в суд и в судебном порядке включить в наследственную массу 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом лит. «А», находящийся по адресу: <адрес>.
Как усматривается из представленных суду: выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта недвижимости – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, справки от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной ГУ СК «<адрес>имущество», технического паспорта на жилой дом по адресу: <адрес>, - по состоянию на день смерти наследодателя ФИО1 и на день рассмотрения спора по существу, регистрирующими органами зарегистрирована площадь спорного объекта недвижимости – жилого дома литер «А» как 272,5 кв.м. При этом площадь жилого дома была изменена за счет учета холодных помещений и строительства пристройки, а также реконструкции помещений жилого дома.
В состав наследственного имущества входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (п. 1 ст. 1112 ГК РФ).
Наследство открывается со смертью гражданина (ст. 1113 ГК РФ). В силу п. 1 ст. 1114 вступившей в силу с ДД.ММ.ГГГГ части третьей ГК РФ, определившего, что днем открытия наследства является день смерти гражданина. Местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя (п. 1 ст. 1115 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", поскольку самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу.
При этом материалы дела не содержат сведений о том, что самовольная реконструкция жилого дома была произведена наследодателем, либо его наследником, а также сведений, что как до возникновения данной реконструкции и на момент смерти наследодатель ФИО1 совершал какие-либо действия по отчуждению данного имущества, либо иным иным образом был лишен права собственности в отношении приобретенной им на законном основании 1/3доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 194,9 кв.м, в связи с чем у суда не имеется оснований полагать, при 1/3 доля указанного жилого дома, общей площадью 194,9 кв.м на момент смерти ФИО1 ему не принадлежала.
Принимая во внимание указанные установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Нагайцева Л.И. – единственным наследником по закону, принявшим наследство после смерти ФИО1, исковых требований о включении в наследственную массу после смерти наследодателя ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 194,9 кв.м.
Руководствуясь ст. ст. 167, 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Нагайцева Л.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, СНИЛС 083-887-440-19, паспорт серии 0703 №, выдан УВД <адрес> края ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной по адресу: <адрес> администрации <адрес> края, администрации <адрес> края, ОКПО 04021200, ОГРН 1022601627575, ИНН 2632033540, КПП 263201001, юридический адрес: <адрес>, пл. Ленина, <адрес>, о включении имущества в наследственную массу удовлетворить.
Включить недвижимое имущество – 1/3 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 194,9 кв.м, в наследственную массу после смерти наследодателя – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего в <адрес> края ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд <адрес>.
Судья И.Б. Шевлякова