Дело № 2 - 253/2023
УИД 05RS0008-01-2023-000306-05
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2023 года с. Бабаюрт
Бабаюртовский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Айтманбетовой А.А., при секретаре судебного заседания Мусаевой В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Бабаюртовский район» об обязании создать места накопления твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор Макашов М.Г. в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Бабаюртовский район», в котором просил возложить на администрацию в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда создать места накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов село Бабаюрт, село Хамаматюрт, село Туршунай, село Советское, село Хасанай, село Новокаре, село Уцмиюрт Бабюртовского района, в соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых отходов, утвержденных постановлением администрации муниципального района «Бабаюртовский район» № 770 от 01 декабря 2022 года и соответствующие требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Определением от 20 июня 2023 года к участию в деле по данному иску в качестве соответчиков привлечены администрации сельских поселений «сельсовет Хасанайский», «сельсовет Тамазатюбинский», «село Уцмиюрт» и «сельсовет Туршунайский».
Помощник прокурора Бабаюртовского района Асеков Т.Р. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора поддерживает в полном объеме.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания представители администрации муниципального района «Бабаюртовский район», сельских поселений «сельсовет Хасанайский», «сельсовет Тамазатюбинский», «село Уцмиюрт» и «сельсовет Туршунайский» в судебное разбирательство не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РД в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суду не сообщил. У суда имеются сведения о надлежащем уведомлении их о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии РД в судебное заседание не явился, направил в адрес суда отзыв, указав, что требования истца основаны на законе, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. В связи с отсутствием возможности явки, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В адрес суда 20 июня 2023 года представителем администрации муниципального района «Бабаюртовский район» было представлено возражение, в которой указано, что исковые требования прокуратуры они признают частично, по следующим основаниям. Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и соглашения между органом местного самоуправления муниципального района «Бабаюртовский район» и органом местного самоуправления поселения о передаче осуществления части полномочий к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению и транспортировке твердых бытовых отходов на территории поселений «село Хамаматюрт», «сельсовет Туршунайский», «сельсовет Хасанайский», «село Уцмиюрт» и «сельсовет Тамазатюбинский». В соответствии с частью 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления», органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. В этих целях постановлением администрации муниципального района «Бабаюртовский район» №770 от 01.12.2022 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального района «Бабаюртовский район», согласно которому на территории муниципалитета определены места и количество площадок накопления твердых коммунальных отходов. Согласно п. 1.1 Предмета соглашения настоящее соглашение закрепляет передачу Администрации осуществления части полномочий органа местного самоуправления МР «Бабаюртовский район» по вопросу организации в границах сельских поселений участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых бытовых отходов на территории поселения. Также согласно п. 2.1 соглашения передача части полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых ежегодно из бюджета Бабаюртовского района в бюджет поселения.
8 августа 2023 года в адрес суда от представителя администрации муниципального образования сельского поселения «сельсовет Тамазатюбинский», поступило возражение, в которой указано, что исковые требования прокуратуры они не признают, 14 февраля 2023 года подписано соглашение № 53 между органом местного самоуправления муниципального района и органом местного самоуправления поселения о передаче осуществления части полномочий. Согласно п. 1.1. Настоящее соглашения закрепляет передачу Администрации поселения осуществления части полномочий органа местного самоуправления МР «Бабаюртовский район» по вопросу организации в границах сельского поселения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения и обеспечении безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (паковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых бытовых отходов на территории поселения. Из вышеизложенного следует, что администрация СП МО «сельсовет Тамазатюбинский» лишь принимает участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых бытовых отходов на территории поселения, а ответственность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов несет орган местного самоуправления МР «Бабаюртовский район».
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и части 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами и органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 вышеуказанного Федерального закона участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно статье 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункту 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039, предусматривают, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Как установлено судом, в ходе проведенной прокурорской проверки, в нарушение указанных выше правовых норм на территории муниципального района Бабаюртовский район места (площадки) накопления твердых бытовых коммунальных отходов не созданы.
15 сентября 2022 года в адрес администрации муниципального района Бабаюртовский район Махачкалинским межрайонным природоохранным прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.
Постановлением администрации муниципального района Бабаюртовский район за №770 от 1 декабря 2023 года утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории района.
20 декабря 2022 года глава муниципального района Бабаюртовский район на представление прокурора от 15 сентября 2022 года, сообщил, что администрацией принимаются все меры по устранению нарушений требований Санитарных правил при создании и содержании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
22 декабря 2022 года решением Собрания депутатов МР «Бабаюртовский район» утверждено соглашение между органом местного самоуправления муниципального района «Бабаюртовский район» и органом местного самоуправления поселения о передаче осуществления части полномочий к вопросам местного значения сельского поселения.
Согласно п. 1.1. соглашение закрепляет передачу Администрации поселения осуществления части полномочий органа местного самоуправления МР «Бабаюртовский район» по вопросу организации в границах сельского поселения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения и обеспечении безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (паковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых бытовых отходов на территории поселения.
Из вышеизложенного следует, что администрации сельских поселений принимает участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых бытовых отходов на территории поселения, а ответственность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов несет орган местного самоуправления МР «Бабаюртовский район».
Администрации муниципального района «Бабаюртовский район» является территориальным органом, в компетенцию которого входит организация мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Положения приведенных санитарных норм и правил содержат актуальные требования к оборудованию контейнерных площадок, вне зависимости от зоны их размещения в пределах населенных пунктов. Требования данных правил направлены на создание безопасных для окружающей среды условий эксплуатации подобных площадок, а потому несоблюдение этих правил нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
Отсутствие соответствующего оснащения контейнерных площадок свидетельствует о противоречащем указанным нормативным правовым документам бездействии ответчика, которые обязаны осуществлять деятельность по надлежащему содержанию этого оборудования, своевременно выявлять недостатки и принимать меры по их устранению.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора к администрации муниципального района «Бабаюртовский район» об обязании создать места накопления твердых коммунальных отходов, а в части удовлетворения исковых требований к администрации сельских поселений муниципального образования «сельсовет Хасанайский», «сельсовет Тамазатюбинский», «село Уцмиюрт» и «сельсовет Туршунайский» об обязании создать места накопления твердых коммунальных отходов, отказать
В соответствии с пунктом 9 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу положений подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Следовательно, администрация муниципального района «Бабаюртовский район» освобождена от уплаты государственной пошлины как орган местного самоуправления, и не может быть отнесена к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Бабаюртовский район», администрации сельских поселений муниципального образования «сельсовет Хасанайский», «сельсовет Тамазатюбинский», «село Уцмиюрт» и «сельсовет Туршунайский» об обязании создать места накопления твердых коммунальных отходов, удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального района «Бабаюртовский район» создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов село Бабаюрт, село Хамаматюрт, село Туршунай, село Советское, село Хасанай, село Новокаре, село Уцмиюрт Бабюртовского района, в соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых отходов, утвержденных постановлением администрации муниципального района «Бабаюртовский район» № 770 от 01 декабря 2022 года и соответствующие требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части иска к администрации сельских поселений муниципального образования «сельсовет Хасанайский», «сельсовет Тамазатюбинский», «село Уцмиюрт» и «сельсовет Туршунайский» об обязании создать места накопления твердых коммунальных отходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд Республики Дагестан через Бабаюртовский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 10 августа 2023 года.
Судья А.А. Айтманбетова