УИД: 50RS0<номер>-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2024 года <адрес>
Раменский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кочетковой Е.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер> по исковому заявлению ФИО1 к ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» о признании публичного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами незаключенным, обязании произвести перерасчет и исключить начисления, обязании заключить договор в редакции протокола разногласий, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском, впоследствии уточнённым, требованиями которого просит обязать ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» выполнить перерасчет по лицевому счету <номер> с <дата> по <дата> и исключить начисления в размере 15 540,79 руб., признать публичный договор, заключенный между истцом и ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» на оказание услуг по обращению с ТКО незаключенным, обязать ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» заключить с истцом договор в редакции протокола разногласий от <дата>, взыскать с ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 900 руб. и почтовые расходы в сумме 359 руб.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, а зарегистрирована и постоянно проживает по адресу: <адрес> <дата> По состоянию на <дата> за ФИО1 числится задолженность по лицевому счету <номер> за обращение с твердыми коммунальными отходами. В целях урегулирования вопроса оплаты услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами истец запросила у ответчика соответствующий договор. Изучив договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами <номер>/ТКО от <дата>, ФИО1 пришла к выводу о необходимости внесения изменений в данный договор и направила в адрес ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» протокол разногласий от <дата>, однако ответчик вносить изменения отказался. В виду отсутствия площадки для накопления твердых коммунальных отходов истец направила ответчику претензию о необходимости корректировки начислений за услуги с <дата> по <дата>, однако ответа не последовало. Согласно п. 2.2. САНПИН 2.<дата>-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. Учитывая условия п.2.3 САНПИН 2.<дата>-19 расстояние от контейнерных площадок до границ индивидуального земельного участка потребителя, по обращению собственника земельного участка может быть изменено, но не более чем на 25%. Следовательно, при расчете количества и расположение мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов от количества граждан, использующих их, требуется руководствоваться требованиями САНПИН 2.<дата>-19 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований». Также удаление мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов от места жительства истца противоречит условия п.2.3. САНПИН 2.<дата>-19 и рассматриваться не может. На основании вышеизложенного, истец обратился в суд с данным иском.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом, её представитель по доверенности, являющийся также третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО2 исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на письменные доводы возражений относительно исковых требований.
Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца ФИО1, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 является собственником ? доли жилого дома площадью 223 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, мкр. Гостица, <адрес>, право собственности зарегистрировано <дата>. Вторым совладельцем дома является ФИО2 (л.д. 22-25).
ФИО1 зарегистрирована и постоянно проживает по адресу: <адрес> <дата> (л.д. 86).
По состоянию на <дата> за ФИО1 числится задолженность по лицевому счету <номер> по адресу: <адрес> за обращение с твердыми коммунальными отходами в сумме 6 591,85 руб. (л.д. 90).
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам жилых домов регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <номер> «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила).
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» (пункт 148 (28) Правил).
В соответствии с пунктом 148 (34) Правил размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
Пунктом 148 (24) Правил предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право, в том числе, в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу пункта 148 (22) Правил исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В соответствии с пунктом 148(44) Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
Таким образом, перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами возможен в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке.
Иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами Правила не содержат.
Вместе с тем неиспользование истцом жилого помещения (непроживание в данном помещении) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения истца как собственника названного жилого помещения от оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 148 (36) Правил прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Пункт 148(36) Правил был предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации по административному исковому заявлению о признании данного пункта Правил недействующим.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от <дата> в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим пункта 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <номер>, отказано. При этом, Верховный Суд Российской Федерации указал, что ввиду отсутствия возможности определения объема индивидуального потребления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами размер платы за данную услугу рассчитывается, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых – с учетом количества собственников жилого помещения.
Согласно пункту 56(2) Правил при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от <дата> признал пункт 56(2) Правил соответствующим положениям части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Места размещения контейнерных площадок, предназначенных для накопления ТКО, устанавливаются органами самоуправления.
Согласно письму Администрации Раменского г.о. <адрес> от <дата> <номер>ИСХ-28101 с <дата> для <адрес>, мкр. Гостица было установлено место накопления ТКО: контейнерная площадка по адресу: <адрес>, у <адрес>, а с <дата> после обустройства новой контейнерной площадки – контейнерная площадка по адресу: <адрес>, Транспортный пр-д, у <адрес>.
Удаленность контейнерной площадки от потребителя не является основанием для снятия начислений за услугу по обращению с ТКО.
Так, в определении Верховного Суда Российской Федерации <номер>-ЭС20-21975 от <дата> указано, что, поскольку у потребителя имелась фактическая возможность пользоваться услугой по обращению с ТКО, используя контейнерные площадки по указанному адресу, вывоз отходов из которых осуществлялся обществом своевременно, несоблюдение предусмотренных пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» расстояний между площадкой для установки контейнеров и жилым домом не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО, осуществляя вывоз с мест (площадок) накопления, расположенных на большем, чем 100 м, расстоянии от жилых домов.
Доводы истца основаны на ошибочном толковании закона. Таким образом, оснований для удовлетворения требований ФИО1 об обязании ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» выполнить перерасчет по лицевому счету <номер> с <дата> по <дата> и исключить начисления в размере 15 540,79 руб. не имеется.
<дата> между ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» и ФИО1 заключен договор <номер>/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес>, мкр. Гостица, <адрес> (л.д. 29-37).
<дата> ФИО1 на данный договор был направлен протокол разногласий (л.д. 38-45).
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от <дата> № 89-ФЗ устанавливает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (п. 1 ст. 24.7).
Согласно пункту 2 ст. 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <номер> «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от <дата> <номер>».
В соответствии с п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Согласно п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ условие договора может быть предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Положениями п.п. 8(17) и 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <номер>, установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)–8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8)–8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)–8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами датирован <дата>, а протокол разногласий датирован <дата>, следовательно, пятнадцатидневный срок для направления замечаний и предложений (п.п. 8 (11)- 8(12)) истцом пропущен.
Согласно п. 8 (15) Правил в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный п. 8.14 настоящих Правил договор считает заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с п. 8.10 Правил.
Анализ приведенных выше положений материального закона, регулирующих спорные правоотношения сторон, фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что между истцом и ответчиком договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключен на условиях типового договора, в связи с чем в удовлетворении требований о признании публичного договора незаключенным и обязании заключить договор в редакции протокола разногласий от <дата> следует отказать.
При этом, суд также учитывает, что вступившим в законную силу решением Раменского городского суда <адрес> по делу <номер> по иску ФИО1 к ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» об обязании произвести перерасчет задолженности, ликвидировать необоснованно выставленную задолженность, пени, компенсации морального вреда, обязании заключить договор отказано в полном объеме. Решение суда вступило в законную силу.
Частью 2 статьи 61 ГПК РФ предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Поскольку требование о взыскание судебных расходов является производным от основных, в которых истцу отказано, в удовлетворении требования о взыскании судебных расходов также следует отказать.
При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» о признании публичного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами незаключенным, обязании произвести перерасчет и исключить начисления, обязании заключить договор в редакции протокола разногласий, взыскании судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Раменский городской суд <адрес> путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Кочеткова
Мотивированный текст решения изготовлен <дата>.