Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1069/2024 ~ М-623/2024 от 12.04.2024

Дело № 2-1069/2024

УИД 76RS0015-01-2024-001105-37

ФИО6

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 июня 2024 года г. Ярославль

Ленинский районный суд г.Ярославля в составе:

председательствующего судьи Красильниковой Л.Г.,

при секретаре Алемасовой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова Валерия Алексеевича к обществу с ограниченной ответственностью «Хартия» об освобождении от уплаты задолженности и возложении обязанности не начислять плату за услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами,

у с т а н о в и л:

Смирнов В.А. обратился в суд с иском к ООО «Хартия» об освобождении от уплаты задолженности и возложении обязанности не начислять плату за услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, указывая в исковом заявлении, что является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, использует его в качестве дачи летом в выходные дни. Услугой ООО «Хартия» по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в с.Курба не пользуется, необходимости в ней не имеет. В связи с чем, полагает действия ООО «Хартия» по начислению платы за услугу по обращению с ТКО при использовании жилого дома в с.Курба незаконными и нарушающими его права. В иске просит отказать ООО «Хартия» в оплате предъявленных и предъявляемых ему счетов за услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

В судебном заседании истец Смирнов В.А. исковые требования поддержал, уточнил просительную часть искового заявления, пояснил, что в собственности у него имеется жилой дом в с.Курба Ярославского района Ярославской области, также квартира в г.Ярославле. Зарегистрирован и постоянно проживает в г.Ярославле. По месту жительства надлежащим образом и своевременно вносит платежи ООО «Хартия» по счетам за вывоз ТКО, задолженности не имеет. В жилом доме в с.Курба никто не зарегистрирован, этот дом он и его супруга используют летом в качестве дачи. В с.Курба имеются контейнерные площадки для сбора и накопления ТКО, услугу по вывозу ТКО ответчик оказывает, но данной услугой он не пользуется, необходимости в ней не имеет, поскольку образующиеся в незначительном количестве твердые коммунальные отходы увозит с собой в г.Ярославль, иные отходы (пищевые остатки, сучки от кустов) утилизирует на участке. Договор с ООО «Хартия» на оказание услуги не заключал. Однако ООО «Хартия» с декабря 2020г. выставляет ему счета на оплату услуги по дому в с.Курба, ни один из которых он не оплачивал. Полагает действия ответчика по начислению оплаты в двойном размере (по квартире в г.Ярославле и по жилому дому в с.Курба) незаконными. Просит освободить его от уплаты задолженности за период с декабря 2020г. по настоящее время и возложить на ответчика обязанность не начислять плату за услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на будущее время.

Представить ответчика ООО «Хартия» по доверенности Бедушкин А.М. в судебном заседании исковые требования не признал, дал пояснения в соответствие с доводами письменных возражений на иск, полагал, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Выслушав истца и представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, оценив все в совокупности, суд приходит к следующему.

По делу установлено, что истец на основании договора купли-продажи домовладения №63 от 06.08.1987г. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано 03.04.2019г. В жилом доме по указанному адресу никто не зарегистрирован. Истец имеет постоянную регистрацию и проживает в принадлежащей ему на праве собственности квартире по адресу: <адрес>. Для осуществления расчетов за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) по месту нахождения жилого дома в с.Курба истцу открыт лицевой счет №7694111070124. В период с декабря 2020 г. истцу начисляется оплата за услугу по обращению с ТКО, с января 2021г. выставляются платежные документы для оплаты. В период с декабря 2020г. по май 2024г. оплата истцом не производилась, по лицевому счету №7694111070124 имеется задолженность в размере 4550 руб. 04 коп.

В соответствие со ст.24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ООО «Хартия» присвоен статус регионального оператора на территории Ярославской области на основании заключенного между Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области и ООО «Хартия» соглашением №7 «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами» от 23 мая 2018г. С 01.09.2018г. на ООО «Хартия», являющееся региональным оператором, возложена обязанность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в Ярославской области.

Согласно п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Согласно частям 1, 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (часть 2).

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (часть 4).

Пунктом 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Статья 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регулирует отношения по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов. Такой договор является публичным для регионального оператора, и региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

В соответствии с пунктом 4 данной статьи собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Согласно пункту 6 указанных Правил N 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия) (абзац второй).

Пунктом 7 Правил N 354 предусмотрено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных указанными Правилами (абзац первый).

В силу пункта 8(4) постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г. №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

Согласно пункту 8(5) указанного постановления заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение).

В силу пункта 8(8) названного постановления заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8(7) настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Во исполнение указанных норм в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте регионального оператора ООО «Хартия» https://yaroslavl.hartiya.com/o-kompanii/ размещен типовой договор для физических лиц и заявка на заключение договора.

Поскольку истец, являясь потребителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, не направил региональному оператору ООО «Хартия» заявку и документы для заключения договора, то в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами №1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения ООО «Хартия» предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

При данных обстоятельствах, доводы истца об отсутствии заключенного с ООО «Хартия» договора на обращение с ТКО не могут быть приняты во внимание, поскольку судом установлено, что договор на оказание услуги по обращению с ТКО между Смирновым В.А. и ООО «Хартия» заключен на условиях типового договора, что не противоречит закону. Отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги и взимать со Смирнова В.А. как потребителя плату в соответствии с типовым договором. В свою очередь ответственность за не заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с даты начала оказания услуг региональным оператором возложена на потребителя. Кроме того, доказательств, подтверждающих заключение иных договоров по обращению с твердыми коммунальными отходами, истцом не представлено, как и не представлено и доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию бытовых отходов по адресу: Ярославская область, Ярославский район, с.Курба, ул.Советская, д.26.

По делу установлено, что за период с декабря 2020г. по май 2024г. истцу как собственнику жилого помещения по адресу: <адрес> начислена плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО.

В суде истец не оспаривал, что, получая ежемесячно счета-квитанции ООО «Хартия» на оплату коммунальной услуги по обращению с ТКО, в период с декабря 2020г. по май 2024г. оплату за данную коммунальную услугу не производил, от задолженности просит освободить и возложить на ООО «Хартия» обязанность не начислять плату за услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, на том основании, что услугой в с.Курба не пользуется, необходимости в ней не имеет, поскольку в жилом доме на постоянной основе не проживает, оплату за аналогичную услугу производит по месту жительства в г.Ярославле.

При этом истцом в суде не оспаривалось, что в с.Курба Ярославской области Ярославского района надлежащим образом оборудованы контейнерные площадки для сбора и накопления ТКО, мусоровозом ООО «Хартия» осуществляется вывоз ТКО, истец не ограничен и имеет возможность пользоваться услугой по обращению с ТКО в с.Курба.

Исходя из имеющихся в деле доказательств, пояснений сторон, у суда не имеется оснований полагать, что услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами в период с декабря 2020г. по май 2024г. предоставлялась ООО «Хартия» истцу ненадлежащим образом.

В соответствие со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. На основании ч.3 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.

Согласно ст. 153 ЖК РФ, у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение возникает обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В силу ч.3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч.4 ст. 154 ЖК РФ).

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011г. №354.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" (пункт 148 (28) Правил №354.).

В соответствии с пунктом 148 (34) Правил №354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

В п.п. «д» пункта 148 (24) Правил №354 предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право, в том числе требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

В силу п.п. «г» пункта 148 (22) Правил №354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить, перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

В соответствии с пунктом 148 (44) Правил №354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми, коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.

Таким образом, в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке, в соответствии с разделом VIII Правил возможен перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, но не освобождение от оплаты данной коммунальной услуги.

Из материалов дела следует, что в жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрированных постоянно либо временно лиц не имеется. Истец является единственным собственником данного жилого помещения, зарегистрирован и проживает по иному адресу.

Вместе с тем, неиспользование истцом жилого помещения (не проживание в данном помещении) не тождественно понятию «временное, отсутствие потребителя», применяемому в Правилах предоставления коммунальных услуг №354 и не является основанием для освобождения Смирнова В.А., как собственника указанного жилого помещения от оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.

В силу части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 148 (36) вышеуказанных Правил №354 предоставления коммунальных услуг прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Пункт 148 (36) Правил №354 являлся предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации по административному исковому заявлению о признании данного пункта Правил недействующим.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2020г. АКПИ19-967 в удовлетворении административного искового заявления Ковригиной З.Н. о признании недействующим пункта 148 (36) Правил №354 предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011г. №354 отказано. При этом Верховный Суд Российской Федерации указал, что ввиду отсутствия возможности определения объема индивидуального потребления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами размер платы за данную услугу рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых - с учетом количества собственников жилого помещения.

Согласно пункту 56 (2) Правил №354 определено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Верховный Суд Российской Федерации в решении от 23 мая 2018г. №АКПИ18-238 признал пункт 56 (2) Правил №354 соответствующим положениям части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Поскольку в жилом доме в с.Курба Ярославского района Ярославской области не имеется постоянно и временно проживающих лиц, то размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО обоснованно рассчитывается Смирнову В.А. с учетом количества собственников жилого помещения. Оснований для освобождения истца от оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО не имеется, внесение платы за оказание аналогичной услуги по месту жительства в г.Ярославле не является двойной оплатой за оказанную ООО «Хартия» услугу по обращению с ТКО.

Исходя из изложенного, учитывая установленные обстоятельства и приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что требования истца об освобождении от уплаты задолженности по оплате услуги по обращению с ТКО за период с декабря 2020г. по настоящее время и возложении на ООО «Хартия» обязанности не начислять плату за услугу по обращению с ТКО на будущее время удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Смирнова Валерия Алексеевича (паспорт <данные изъяты>) к обществу с ограниченной ответственностью «Хартия» (ИНН 7703770101, ОГРН 1127746462250) об освобождении от уплаты задолженности и возложении обязанности не начислять плату за услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Ярославский областной суд через Ленинский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Л.Г.Красильникова

2-1069/2024 ~ М-623/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Смирнов Валерий Алексеевич
Ответчики
ООО "Хартия"
Суд
Ленинский районный суд г. Ярославля
Судья
Красильникова Любовь Геннадьевна
Дело на странице суда
leninsky--jrs.sudrf.ru
12.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2024Передача материалов судье
19.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2024Судебное заседание
11.06.2024Судебное заседание
17.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее