Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-292/2024 ~ М-256/2024 от 17.06.2024

Дело № 2-292/2024

УИД 29RS0025-01-2024-000462-89

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Октябрьский 12 августа 2024 года

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Ручьева Н.М., при секретаре судебного заседания Демидкиной В.В.,

с участием помощника прокурора Устьянского района Мальцева В.С., представителя ответчика ООО «Группа компаний «УЛК» по доверенности Федоровой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лешуконского района Архангельской области в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Группа компаний «УЛК» о взыскании вреда, причиненного незаконной рубкой лесных насаждений,

установил:

прокурор Лешуконского района Архангельской области обратился в Устьянский районный суд Архангельской области с исковым заявлением к ООО «ГК «УЛК» о возмещении ущерба, причиненного незаконной рубкой лесных насаждений, мотивируя свои требования тем, что ООО «ГК «УЛК» на основании договора аренды лесного участка, заключенного с министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов ... от 18.07.2019, является арендатором лесных участков, находящихся на землях лесного фонда, для заготовки древесины в том числе, лесного участка, расположенного в выделах №№ ... участкового лесничества (участок ...) Лешуконского лесничества. В результате проверки было выявлен факт незаконной рубки лесных насаждений при осуществлении заготовки древесины ООО «ГК «УЛК» в выделах №... квартала ... ... участкового лесничества на участке площадью 2,613 га., выходящем за границы обозначенного в лесной декларации лесного участка, предназначенного для заготовки древесины и находящегося в нерестоохранной полосе лесов реки ..., защищающей нерестилища ценных промысловых рыб. Ущерб от незаконной рубки составил 9 097 762 руб. Прокурор просил суд взыскать с ООО «ГК «УЛК» ущерб в сумме 9 097 762 руб.

В ходе судебного процесса в суд представлены дополнительные письменные пояснения, направленные прокурором Лешуконского района на имя прокурора Устьянского района с правовой позицией по иску, где указывается, что ООО «ГК «УЛК» составлена лесная декларация на делянки, подлежащие вырубке в квартале ... участкового лесничества (участок ...) Лешуконского лесничества (далее - квартал ...), где присутствует схема, составленная ответчиком самостоятельно с учетом наличия нерестоохранной зоны, расположенной на расстоянии 1 км. от реки. В дальнейшем ответчиком, либо субподрядчиком по заданию ответчика, произведен отвод делянки на местности с установкой ее границ. Как было установлено впоследствии работниками ... лесничества ООО «ГК «УЛК» при отводе делянки безосновательно произведено фактическое смещение северной границы участка в сторону реки ... и отклонение границ делянки относительно координат, указанных в схеме, в результате чего ООО «ГК «УЛК» произведена незаконная рубка лесных насаждений, расположенных в нерестоохранной зоне, что установлено в ходе обмера, проведенного специалистами лесничества и отражено в акте, приобщенном к материалам дела. Установленный в последующем при повторном расчете объем незаконно срубленной древесины составил 554,56 куб.м. на сумму 12 679 255 руб. В настоящее время прокурор Лешуконского района не находит оснований для увеличения исковых требований, что не лишает его возможности предъявления исковых требований по аналогичным основаниям о взыскании с ответчика остатка суммы.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Устьянского района Архангельской области Мальцев В.С., поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении в дополнительных пояснениях.

Представитель ответчика ООО «ГК «УЛК» по доверенности Федорова К.С. с исковыми требованиями не согласилась, по доводам, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему, пояснила, что ООО «ГК УЛК» не является виновным лицом, причинившим ущерб лесному фонду, доказательств нарушения каких-либо норм закона или условий заключенного договора аренды не предоставлено.

Представители третьих лиц Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, ГКУ АО «Лешуконское лесничество» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В своем отзыве директор ГКУ АО «Лешуконское лесничество» Аксёнов Г.Ф. исковые требования поддержал, просил рассмотреть дело без участия представителя.

По определению суда в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Суд, в силу ч. 2 ст. 12 ГПК РФ, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создав все условия для установления фактических обстоятельств дела, предоставив сторонам возможность на реализацию их прав, заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, с учетом положений ст. 56 ГПК РФ приходит к следующему.

В силу п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), а также ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

В соответствии с разъяснениями, содержащимся в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - постановление Пленума ВС РФ № 25) по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 ГК).

В п.п. 6, 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среды» разъяснено, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (ст.ст. 1, 77 Закон № 7-ФЗ). По смыслу ст. 1064 ГК РФ, ст. 77 Закона № 7-ФЗ лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

Исходя из изложенных норм закона, истец несет обязанность доказать наличие противоправного поведения ответчика, размер причиненного истцу ущерба и прямую причинно-следственную связь между действием (бездействием) ответчика и наступившими негативными последствиями, тогда как на ответчика возложено бремя доказывания отсутствия его вины в причинении вреда.

В соответствии с положениями ст.ст. 12, 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Как следует из искового заявления ООО «ГК «УЛК» вменяется незаконная рубка лесных насаждений в нерестоохранной зоне за границей обозначенного в лесной декларации лесного участка, предназначенного для заготовки древесины, в результате неправильного отвода делянки в связи с чем произведено фактическое смещение северной границы участка в сторону реки ... и отклонение границ делянки относительно координат, указанных в схеме.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 18.07.2019 между Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (Арендодатель) и ООО «ГК «УЛК» (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка ... для заготовки древесины, в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.

Арендатору во временное пользование переданы лесные участки, в том числе расположенный в квартале ... ... участкового лесничества (участок ...) Лешуконского лесничества, кадастровый номер земельного участка ..., сроком на 49 лет.

Как следует из пп. «е» п. 3.3 договора арендатор вправе осуществлять заготовку древесины в соответствии с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка) и проектом освоения лесов.

В силу пп. «б» п. 3.4 договора арендатор принял на себя обязательства использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором аренды.

В соответствии с п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» (далее - постановление Пленума ВС РФ №21) незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный в договоре аренды лесного участка, договоре купли-продажи лесных насаждений, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки, либо с нарушением установленного срока начала рубки.

Из представленных суду в обоснование иска материалов проверки ПП по Лешуконскому району МО МВД России «Мезенское» ... следует, что вменяемое лесонарушение было совершено в период с апреля 2022 года по апрель 2023 года.

Согласно карточке дешифрования мест использования лесов ... в результате дистанционного мониторинга лесов в 2023 году на территории Лешуконского лесничества ФГБУ «...» с использованием космических снимков на 08.04.2023 и данных из системы ЛесЕГАИС на 24.04.2023, в выделах ... квартала ... лесного участка арендуемого ООО «ГК «УЛК» по договору аренды ... была выявлена незаконная рубка в нерестоохранной зоне площадью 4,2 га, с координатами крайней северной точки незаконной рубки ....

По результатам проверки данных мониторинга на месте должностным лицом Лешуконского лесничества - участковым лесничим ... участкового лесничества ФИО2 в выделах ... квартала ..., выявлена незаконная рубка лесных насаждений на участке с географическими координатами: ...”. Составлен акт о лесонарушении ... от 13.06.2023, произведен расчет ущерба, согласно которому незаконная рубка составила: в выделе ... - 354,08 м3 (ель - 283,26 м3, береза - 70,82 м3); в выделе ... - 56 м3 (ель - 39,2 м3, береза - 16,8 м3); общим объемом 410,08 м3 (ель - 322,46 м3, береза - 87,62 м3), на площади 2,613 га, ущерб составил 9 097 762 руб. Составлена схема, по которой координаты крайней северной точки ... незаконной рубки: ... Лесонарушитель на месте незаконной рубки отсутствовал. К акту приложена фототаблица, датированная «06.08.2023».

По заявлению и.о. директора ГКУ АО «Лешуконское лесничество» ФИО12 от 14.06.2023 о незаконной рубке в выделах № ... квартала ... (КУСП ... от 19.06.2024) органами следствия проведена проверка.

Постановлением следователя СО ОМВД России «Мезенское» ФИО1 от 06.07.2023 в возбуждении уголовного дела по ч. 3 ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) по факту незаконной рубки лесных насаждений в выделах № ... квартала ... отказано по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст. 24 УПК РФ – за отсутствием события преступления.

Как следует из Постановления в ходе осмотра участка местности в выделах ... квартала ... выяснилось, что проведенная ранее проверка участковым лесничим Койнасского участкового лесничества ФИО2 является недостоверной, так как при выявлении вырубленной зоны с определением границы нерестоохранной зоны была сделана привязка к деляночному столбу, а не к квартальному, при этом имелась большая погрешность измерительного прибора – навигатора GPS. При повторной проверке 01.07.2023, совместно с сотрудником полиции, с использованием навигатора следователя с привязкой к квартальному столбу было определено, что вырубленная зона не выходит за границы нерестоохранной зоны в сторону запретной полосы.

Следователем СО ОМВД России «Мезенское» ФИО1 составлен протокол осмотра места происшествия от 01.07.2023, а участковым лесничим ФИО2 - Акт от 05.07.2023, согласно которому при использовании данных картографических материалов лесоустройства ... года, лесоустроительного планшета масштабом 1:25 000, произведены замеры, по результатам которых было установлено, что северная граница участка с предполагаемым нарушением лесного законодательства совпадает с границей нерестоохранной зоны в квартале ... выделе ... и не выходит за его пределы в сторону запретной полосы. Участок находится в границах делянки ..., заготовка в которой произведена на основании лесной декларации ... от 14.03.2023 по договору аренды ... ООО «ГК «УЛК». Факт возможного нарушения лесного законодательства, выявленный в ходе дистанционного мониторинга лесов 2023 года (карточка дешифрования ...) в выделах № ... квартала ... не подтвердился.

Опрошенный 01.07.2023 следователем ФИО1 участковый лесничий ФИО2 указал на свою ошибку в установлении факта лесонарушения 08.06.2023, в связи с большой погрешностью его навигатора.

Постановлением прокурора Лешуконского района от 28.07.2023 постановление следователя СО ОМВД России «Мезенское» от 06.07.2023 об отказе в возбуждении уголовного дела было отменено.

Материал (КУСП ...) направлен на дополнительную проверку и приобщен к материалам проверки КУСП ... по заявлению директора ГКУ АО «Лешуконское лесничество» ФИО3 о незаконной рубке в выделах ... квартала ..., согласно которому в связи с проведением 12.07.2024 повторной проверки в выделах ... квартала ... выявлена незаконная рубка в нерестоохранной зоне на площади 3,466 га., ущерб от которой составил 12 679 255 руб.

Как следует из акта от 12.07.2023 комиссией их трех лесничих Лешуконского лесничества ФИО4, ФИО5 и ФИО2 в целях уточнения данных по акту осмотра от 05.07.2023 проведено повторное комиссионное обследование вышеуказанного лесного участка в выделах ... квартала .... Выполнены дополнительные измерения с учетом данных лесной декларации ... от 14.04.2023. От северной границы делянки ... в выделах № ... квартала ... точка 1 ...; проложили буссольный ход в направлении реки ... до уреза воды точка 2 ...;. Мерной лентой провели замер от т. 1 до т. 2, расстояние между которыми составило ... м., таким же образом провели второй буссольный ход от второго северного угла делянки ... точка 3 ...; до уреза воды реки ... точка 4 ...;, расстояние между которыми составило ... м. Северная сторона делянки ... точка 1 и точка 3 не заходит в границы выделов ... квартала ..., как показано на карточке дешифрования дистанционного мониторинга лесов. Делянка расположена в выделе ..., часть которого относится к запретным полосам вдоль нерестовых рек, граничащим с выделами ... квартала .... Определено, что незаконная рубка лесных насаждений совершена на площади 3,446 га.

По результатам повторной комиссионной проверки участковым лесничим ФИО2 составлен акт о лесонарушении ... от 14.07.2023 о незаконной рубке лесных насаждений в выделе ... квартала ... на участке с географическими координатами: Т1. ..., ТЗ. ..., произведен расчет ущерба, согласно которому незаконная рубка в выделе 34 составила 554,56 м3 (ель - 332,74 м3, береза - 110,91 м3, сосна - 110,91 м3) на площади 3,446 га, ущерб составил 12 679 255 руб. Составлена схема, согласно которой участок незаконной рубки находится в выделе ... квартала ..., при этом за пределы запретной нерестоохранной зоны не заходит. Лесонарушитель на месте незаконной рубки отсутствовал.

Следователем СО ОМВД России «Мезенское» ФИО1 26.07.2023 составлен протокол осмотра места происшествия в выделах ... квартала ... с координатами ...;, согласно которому при проверке указанного участка совместно со специалистом - лесничим Лешуконского лесничества ФИО6 с помощью GPS-навигатора приложения «...» определена граница запретной зоны рубки деревьев в данной делянке, расположенной в 1000 метровой зоне от ..., как на месте законной рубки, так и на месте незаконной пни имеют признаки рубки специализированной техникой «...» (ровный спил пня, следы гусенично-колесной техники). Специалистом ФИО6 установлено, что всего за границей запретной (водоохранной) зоны обнаружены пни от сырорастущих деревьев на площади 3,446 га.

Опрошенный специалист ФИО6 в письменных объяснениях от 26.07.2023 указал, что при проведении рубки сотрудники УЛК не перешли границу водоохраной зоны, указанной на лесоустроительном планшете, однако им необходимо было руководствоваться обстановкой на местности, поскольку неподалеку была нерестовая река, от которой необходимо было отступить ... м. Край делянки находился в ... м. от реки.

По окончании проверки по обращению директора ГКУ АО «Лешуконское лесничество» ФИО3 о незаконной рубке в выделах ... квартала ... Постановлением и.о. дознавателя МО МВД «Мезенское» ФИО7 от 04.09.2023 в возбуждении уголовного дела отказано на основании п. 1 ч.1 ст. 24 УПК РФ, за отсутствием признаков события какого-либо преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации.

Из указанного постановления следует, что рубка лесных насаждений, была проведена ООО «ГК «УЛК» в соответствии с утвержденной лесной декларацией ... от 03.08.2022, в которую входила делянка ... квартала ... и согласованная на основании имеющихся данных в материалах лесоустройства 1993 года, в которых сведения о реке ..., в водоохранной зоне которого совершена рубка лесных насаждений, имеются, и согласование проводилось в соответствии с данными имеющимися в наличии и ориентировались на квартальный столб.

Учитывая схему незаконной рубки, предоставленную ГКУ АО «Лешуконское лесничество» при направлении заявления от 24.07.2023 (КУСП ... от 25.07.2023) дознаватель пришел к выводу, что границы делянки ... квартала ... входят в 1000 метровую, водоохранную зону реки ..., и при этом данные границы лесосеки не заходят за пределы обозначенной на данном планшете материалов лесоустройства 1993 года границ водоохранной зоны реки ....

При этом в схеме незаконной рубки, предоставленной ГКУ АО «Лешуконское лесничество» при направлении заявления от 14.06.2023 (КУСП ... от 19.06.2023) место данной рубки заходит за пределы обозначенной на данном планшете материалов лесоустройства 1993 года границ водоохранной зоны реки ..., таким образом, после проведенного натурного обследования от 12.07.2023, данная схема незаконной считается неточной (текст в соответствии с постановлением).

Орган дознания пришел к выводу, что лица, совершавшие рубку лесных насаждений за границы, отведенные им для рубки, т.е. делянки ... квартала ... не выходили. Рубка лесных насаждений в 1000 метровой, водоохранной зоне реки ... произошла, по причине ошибочных действий представителей ООО «ГК «УЛК», которые при подготовке делянки ... квартала ... участкового лесничества (уч. ...) ГКУ АО «Лешуконское лесничество», проводили отвод древесины под рубку, так как при проведении отвода, недалеко от водного объекта, с целью недопущения рубки лесных насаждений в водоохранной зоне, данного объекта, необходимо проводить натурное измерение расстояния от границ водного объекта, до границ делянки, т.е. места, где планируется проведение рубки лесных насаждений. В данном факте усматриваются признаки гражданско-правовых отношений, так как в действиях представителей ООО «ГК «УЛК», умысел на совершение незаконной рубки лесных насаждений на арендованной территории не усматривается, т.е. события преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ не находят своего подтверждения, и данные действия представителей ООО «ГК «УЛК», не подпадают под признаки ч. 1 ст. 293 УК РФ, поскольку они не являются должностными лицами и соответственно субъектами указанного преступления.

Из дополнительно представленных суду письменных объяснений замдиректора Лешуконского лесничества ФИО8 следует, что в соответствии с пп. «д» п. 17 Порядка отвода и таксации лесосек, утвержденного приказом Минприроды России от 17.10.2022 г. ..., работники ООО «ГК «УЛК» были обязаны при отводе делянки не включать в эксплуатационную площадку лесосеки участки природных объектов, имеющих природное значение. На лесоустроительных картографических материалах отмечена полоса нерестоохранной зоны ... и северная граница делянки, указанная в схеме размещения лесосеки содержащаяся в декларации, не выходит за пределы границы нерестоохранной зоны .... При проверке факта возможного нарушения законодательства был произведен замер расстояния от реки ... до северной границы делянки, в результате чего было установлено, что при отводе делянки произведено фактическое смещение северной границы в сторону реки ... за пределы нерестоохранной полосы. В результате ненадлежащего выполнения работниками ООО «ГК «УЛК» работ по отводу лесосеки произведена незаконная рубка в нерестоохранной зоне.

Согласно разъяснениям, данным в п. 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» (далее - постановление Пленума ВС РФ №21), гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.

Оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого представленного доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с ч. 3 ст. 67 ГПК РФ) суд приходит к следующему.

Какая-либо рубка лесных насаждений в выделах ...... квартала ..., как на то указывает прокурор в иске, не производилась, что следует из актов проверки от 05.07.2023 и 12.07.2023.

Рубка лесных насаждений произведена на территории лесного участка в выделе ... квартала ..., совпадающего с частью территории делянки ..., что отражено в акте проверки от 12.07.2023, акте о лесонарушении ... от 14.07.2023 и прилагаемой к акту схеме.

Из Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 04.09.2023, следует, что по результатам проверки по заявлению директора ГКУ АО «Лешуконское лесничество» ФИО3 о незаконной рубке в выделах ... квартала ... событие какого-либо преступления, предусмотренного УК РФ, отсутствует.

Лесным кодексом РФ предусматривается ряд мероприятий, направленных на рациональное использование, охрану и защиту лесов, в том числе мероприятия: по лесоустройству, по проектированию лесничеств, лесов, таксации лесов и лесных участков, лесному планированию, в которое включается лесной план субъекта Российской Федерации, подготовленный на основании лесоустроительной документации, сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, документов территориального планирования, материалов государственной инвентаризации лесов, а также проект освоения лесов, который подлежит государственной экспертизе.

Так, из представленного Проекта освоения лесов по лесному участку, переданному в аренду ООО «ГК «УЛК» по договору аренды лесного участка ... от 18.07.2019 (далее – ПОЛ) следует, что лесоустройство Лешуконского лесничества проведено в 1993 году Архангельской лесоустроительной экспедицией «...». Площади арендуемого лесного участка распределены на защитные и эксплуатационные леса. К защитным лесам относятся и нерестоохранные полосы лесов шириной 1000 м. по берегам рек, в том числе ... (стр.стр. ...). Согласно ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины (таблица ...), выделы ... в квартале ... в состав участков, предназначенных как для выборочной вырубки в защитных лесах, так и для сплошной вырубки в эксплуатационных лесах - не включены.

В перечне выделов, предназначенных для сплошной вырубки в эксплуатационных лесах в квартале ... указан выдел ... площадью 45 га. (стр. ...).

Исходя из Заключения государственной экспертизы ... от 20.09.2019, указанный ПОЛ соответствует договору аренды, требованиям, предъявляемым к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, порядку его разработки, лесному плану Архангельской области, лесохозяйственному регламенту Лешуконского лесничества и законодательству РФ.

ООО «ГК «УЛК» 03.08.2022 в соответствии с условиями договора аренды ... подало в Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - Министерство) лесную декларацию ... о том, что с 12.08.2022 по 11.08.2023 произведет заготовку древесины на лесном участке, предоставленном в аренду в квартале ... (представитель ООО «ГК «УЛК» ФИО9).

Согласно декларации ... от 03.08.2022 к использованию была обозначена лесосека (делянка) ... в квартале ... выделы ... объемом 23,4 га и 0,1 га, соответственно. К декларации приложена Схема размещения лесосеки (делянки) ..., а также технологическая карта лесосечных работ в лесосеке (делянке) ... в выделах ... квартала ..., подготовленная техноруком ФИО10 на основе данных отвода и таксации со схемой разработки лесосеки (делянки 2).

В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

Форма лесной декларации, порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме (далее - Порядок) утверждены приказом Минприроды Российской Федерации от 29.04.2021 № 303.

Абзацем 1 п. 6 Порядка закреплено, что уполномоченный орган осуществляет проверку поступившей лесной декларации на соответствие форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, достоверность указанных в ней сведений, в течение 5 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган и, не позднее дня, следующего за днем окончания проверки лесной декларации, направляет лицу, подавшему лесную декларацию, электронное извещение о приеме лесной декларации или об отказе в приеме лесной декларации.

Лицо, подавшее лесную декларацию, вправе приступить к использованию лесов после получения извещения о приеме лесной декларации (абз.3 п. 6 Порядка).

Согласно Извещению от 08.08.2022 ... ТО Минлеспрома АО Управления лесничествами Лешуконское обособленное подразделение приняло лесную декларацию ... от 03.08.2022 ООО «ГК «УЛК» по договору аренды ... для использования лесов с 12.08.2022 по 11.08.2023 в целях заготовки древесины.

Следовательно, проверив на основе лесоустроительной документации, без натурного определения границ защитных зон вблизи водного объекта, государственный орган, подтвердил правильность отображенных ООО «ГК «УЛК» в декларации сведений, в том числе по расположению делянки ... в выделе ... квартал ....

В последующем ООО «ГК «УЛК» 07.04.2023 подало в Министерство лесную декларацию ..., где также декларировало использование лесов в целях заготовки древесины в период с 15.04.2023 по 14.04.2024, в том числе по лесосеке (делянке) ... в квартале ... выделы ... объемом 23,4 га и 0,1 га, соответственно с теми же параметрами (представитель ООО «ГК «УЛК» ФИО11). Как пояснила в судебном заседании представитель ООО «ГК «УЛК», в связи с неиспользованием в 2022 году лесов по декларации ... от 03.08.2022 для продления сроков освоения лесов была вновь подана декларация, в том числе по той же лесосеке (делянке) 2.

Согласно Извещению от 12.04.2023 ... ТО Минлеспрома АО Управления лесничествами Лешуконское обособленное подразделение приняло лесную декларацию ... от 07.04.2023 ООО «ГК «УЛК» по договору аренды ... для использования лесов с 15.04.2023 по 14.04.2024 в целях заготовки древесины. К декларации ... приложена Схема размещения лесосеки (делянки) 2, а также технологическая карта лесосечных работ в лесосеке (делянке) 2 в выделах ... квартала ..., подготовленная техноруком ФИО10 со схемой разработки лесосеки (делянки) 2, аналогичные прилагаемым к декларации ... от 03.08.2022.

Заготовка древесины в лесосеке (делянке) ... выделы ... квартала ... осуществлялась согласно договору аренды лесного участка ... от 18.07.2019 в выделе, назначенном в рубку, на основании лесных декларации ... от 03.08.2022 и ... от 07.04.2023 и технологических карт, строго в границах отведенной делянки. Рубка деревьев за границами отвода не производилась и в установленном законодательством порядке не зафиксирована. Доказательств обратного суду не представлено.

Схема делянки, приложенной к лесной декларации соответствует схеме, которая была составлена Лесничеством по результатам проверки 12.07.2023, где наглядно видно, что местоположение лесосеки (делянки) 2 и ее конфигурация не изменились и не выходит за границы обозначенной нерестоохранной полосы, более того ООО «ГК «УЛК» освоило эксплуатационную площадь не полностью - в ПОЛ проектируемая площадь освоения лесов в выделе ... составляет ... га, а по декларации к рубке отведено только 23,5 га.

Из картографических схем следует, что нерестоохранной зоной ... является выделы ... квартала ... - на карте данная зона отделена линией. Рубки в данных выделах ООО «ГК «УЛК» не допускало, что следует из результатов проверок сотрудниками Лешуконского лесничества. Указанное наглядно подтверждается при сопоставлении абриса отвода делянки и картографических схем.

Таким образом, рубка проведена ООО «ГК «УЛК» на основании имеющихся разрешительных документов в пределах отвода лесосеки и не превышает задекларированную площадь, заявленную к рубке древесины.

Согласно ч. 8 ст. 23.2 ЛК РФ после выполнения лесосечных работ органом государственной власти, органом местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных ст.ст. 81 - 84 настоящего Кодекса, проводится осмотр места осуществления лесосечных работ (заключительный осмотр лесосеки), в результате которого составляется акт заключительного осмотра лесосеки.

Приказом Минприроды России от 17.01.2022 № 23 утвержден порядок заключительного осмотра лесосеки (далее – Порядок №23), действующий с 1 сентября 2022 г., взамен ранее действующего в соответствии с Приказом Минприроды России от 27.06.2016 № 367.

Согласно п. 3 Порядка № 23 в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ проводится осмотр лесосек.

Лицо, осуществляющее осмотр лесосек, согласно п. 4 Порядка № 23, за 10 дней до проведения осмотра лесосек обязано предупредить лицо, осуществляющее лесосечные работы, о дате и времени проведения осмотра лесосек. Извещение о проведении осмотра лесосек направляется способом, обеспечивающим подтверждение его получения (заказное письмо, факс, электронная почта). При неявке лица, осуществляющего лесосечные работы, или его представителя осмотр лесосек проводится без его участия.

Осмотр лесосек осуществляется в бесснежный период, но не позднее 8 месяцев со дня окончания выполнения лесосечных работ. В случае расхождения объема фактически заготовленной древесины и объема, указанного в лесной декларации, проведение осмотра лесосеки осуществляется в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания выполнения лесосечных работ (п. 5).

При осмотре лесосек, согласно п. 8 Порядка № 23 лицо, осуществляющее осмотр лесосек, должно использовать измерительные приборы и инструменты, обеспечивающие проведение измерений с необходимой точностью, таблицы и иные материалы для проведения расчетов.

По результатам осмотра лесосеки акт заключительного осмотра лесосеки составляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. При осмотре лесосеки без участия лица, осуществляющего лесосечные работы, или его представителя в соответствии с п. 4 настоящего Порядка, составленный акт заключительного осмотра лесосеки подготавливается на бумажном носителе и высылается ему заказным письмом (п. 10 и 11 Порядка № 23).

Как следует из представленных в суд материалов, работниками лесничества заключительный осмотр лесосеки (делянки) 2 в выделах ... квартала ... после окончания ООО «ГК «УЛК» лесосечных работ в соответствии с Порядком ... не проводился, акт заключительного осмотра не составлялся.

В связи с чем подтвердить нарушение ООО «ГК «УЛК» условий договора аренды лесного участка, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, после завершения лесосечных работ не представляется возможным.

Составленные же сотрудниками Лешуконского лесничества акты проверок, от 13.06.2023, 05.07.2023 и 12.07.2023 не отвечают требованиям Порядка .... При проведении осмотров лесосеки (делянки) ... в выделе ... квартала ... по указанным актам представители ООО «ГК «УЛК» о проведении осмотра не предупреждались, осмотры проводились без участия представителей ООО «ГК «УЛК». Данных об используемых при проведении осмотров измерительных приборах и инструментах, соответствующих требованиям п. 8 Порядка ..., в актах от 13.06.2023, 05.07.2023, 12.07.2023 не указано. При этом, как следует из материалов проверки, акт о лесонарушении ... от 13.06.2023 признан недостоверным в связи с тем, что при установлении границ делянки привязка была сделана к деляночному столбу, а не к квартальному, а также в связи с большой погрешностью используемого навигатора.

Кроме того, ссылка сотрудников Лешуконского лесничества при проведении проверки 12.07.2023 незаконной рубки лесных насаждений на территории делянки ... выдела ... квартала ... на лесную декларацию ... от 14.04.2023, необоснованна, так как указанная декларация была подана в Минлеспром АО 14.04.2023. Согласно карточке дешифрования ... рубка была обнаружена уже 08.04.2023.

При этом данная декларация не содержит данных об использования лесов в целях заготовки древесины в лесосеке (делянке) ... в выделах ... квартала ..., в данной декларации содержаться только сведения о лесосеках (делянках) ... и ... в выделе ... квартала ....

В связи с изложенным, поскольку акты осмотра лесного участка от 13.06.2023, 05.07.2023 и 12.07.2023 составлены Лесничеством в одностороннем порядке без извещения ООО «ГК «УЛК» о дате, времени и месте осмотра, без участия ответчика, без указания данных об используемых при проведении осмотров измерительных приборах и инструментах, суд приходит к выводу о том, что такие акты не отвечают критериям допустимости и относимости (ст. 67 ГПК РФ), следовательно, они не могут быть признаны надлежащим доказательством, подтверждающим факт совершения ответчиком вменяемого ему лесонарушения и причинения в результате этого вреда лесному фонду.

При определении границ защитных лесов в прибрежных защитных полос водных объектов, а также лесных участков необходимо исходить из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на три вида: защитные, эксплуатационные и резервные леса.

К защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. К категориям защитных лесов относят, в том числе леса, расположенные в водоохранных зонах и ценные леса. В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (ч. 1, п.2 и п. 4 ч. 2, ч. 6 ст. 111 ЛК РФ).

Исходя из положений п. 12 ч. 1 ст. 115 ЛК РФ (в ред. ФЗ от 30.12.2021 № 445-ФЗ) нерестоохранные полосы лесов отнесены к ценным лесам.

Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах указанных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

С учетом протяженности водного объекта - реки ... в 49 км (стр. 291 ПОЛ) в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 65 ВК РФ ширина водоохранной зоны реки ... установлена в размере 100 метров.

Также ч. 13 ст. 65 ВК РФ предусмотрено, что ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

До 30.05.2022 действовал приказ Росрыболовства от 20.11.2010 № 943 «Об установлении рыбоохранных зон морей, берега которых полностью или частично принадлежат Российской Федерации, и водных объектов рыбохозяйственного значения Республики Адыгея, Амурской и Архангельской областей» (отменен Приказом Росрыболовства от 25.02.2022 № 104), согласно которому река ... (№...) входила в Перечень водных объектов рыбохозяйственного значения с шириной рыбоохранной зоны 200 м.

Согласно утвержденному Постановлением Совмина РСФСР от 26 октября 1973 г. № 554 Перечню рек, их притоков и других водоемов, являющихся местами нереста лососевых и осетровых рыб - река ... входит в указанный перечень рек по берегам которых запрещено производить заготовку леса на расстоянии менее одного километра от берега.

В ПОЛ (стр. 291 ПОЛ) к защитным лесам отнесены нерестоохранные полосы лесов шириной 1000 м. по ... и водоохранные - шириной 200 м.

Порядок установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов регламентируется ВК РФ и принятыми в соответствии с ним Правилами установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17 (далее - Правила № 17), а также Правилами определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» (далее - Правила № 377).

Определение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов осуществляется исходя из данных о береговой линии (границы водного объекта) (ч. 4 ст. 5, ч. 1 ст. 65 ВК РФ).

В соответствии с пп «б» п. 3 Правил № 377 установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется не реже одного раза в 25 лет, а также в случаях, если местоположение береговой линии (границы водного объекта) необходимо для установления границ водоохранной зоны и (или) границ прибрежных защитных полос соответствующего водного объекта.

В п. 9 Правил № 377 установлено, что для установления местоположения береговой линии (границы водного объекта) применяется картометрический способ определения координат береговой линии (границы водного объекта) с использованием актуального картографического материала наиболее крупного масштаба, а также данных дистанционного зондирования Земли, имеющихся в отношении соответствующей территории в федеральном или ведомственных картографо-геодезических фондах.

Исходя из положений пп. «б» п. 10 Правил № 377, при уточнении местоположения береговой линии (границы водного объекта) поверхностных водных объектов береговая линия (граница водного объекта) реки, ручья и канала определяется по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом, с учетом уровней воды при руслонаполняющем расходе воды и морфологических особенностей водного объекта.

Указанными Правилами четко регламентирован порядок уточнения границ водного объекта, и результат такого уточнения подлежит внесению в сведения ЕГРН.

Местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости (п. 14 Правил № 377).

При установлении границ соответствующие органы государственной власти обеспечивают установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков (пп. «г» п. 4 Правил № 17).

Наличие информационных знаков нерестоохранной зоны в выделе ... квартала ... не подтверждено.

Таким образом, установление границы такого водного объекта, как река, требует обоснования в виде многолетних наблюдений, и производится в установленном порядке, а не в порядке единичного выхода на место сотрудника Лесничества в произвольную дату. Однократное проведение инструментального измерения не позволяет достоверно определить границы водного объекта, в связи с чем, следует руководствоваться внесенными в ЕГРН сведениями о границе береговой линии, что работниками Лешуконского лесничества сделано не было.

Выводы сотрудников Лешуконского лесничества о нарушении ответчиком границ нерестоохранной зоны, основанные на полученных с нарушением установленного порядка данных, противоречат предоставленным суду сведениям лесоустроительной документации по расположению границы нерестоохранной зоны с указанием границы на картографических схемах, по которым проведена государственная экспертиза ПОЛ и не доверять которым у суда нет оснований.

В силу ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса.

Закрепление на местности местоположения границ лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов согласно ч. 1 ст. 68 ЛК РФ относится к мероприятиям лесоустройства.

Лесоустройство согласно ч. 1 и ч. 4 ст. 67 ЛК РФ представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, которые проводятся квалификационными специалистами по лесоустройству в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности.

При лесоустройстве проводимые геодезические и картографические работы выполняются в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ч. 5 ст. 68 ЛК РФ).

Местоположение границ земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных информационных знаков и (или) указано на лесных картах (ч. 6 ст. 68 ЛК РФ).

По результатам осуществления мероприятий по лесоустройству, предусмотренных ст. 68 ЛК РФ, составляется лесоустроительная документация в электронной форме, которая включается в состав сведений государственного лесного реестра (ч. 5 ст. 67 ЛК РФ).

Лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах, лесных участках и об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах, о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, об их границах (части 1 и 2 ст. 91 ЛК РФ).

Лесоустройство, согласно ч. 1 ст. 67.1 ЛК РФ проводится в соответствии с правилами, установленными лесоустроительной инструкцией, которой, в том числе, устанавливаются порядок закрепления на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных кварталов, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов, в том числе параметры квартальных просек, а также требования к квартальным и граничным столбам, иным лесоустроительным, лесохозяйственным, информационным знакам.

Согласно ч. 2 ст. 68.2 ЛК РФ определение местоположения границ земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, а также подготовка графического описания местоположения границ указанных земель, включающего в себя перечень координат характерных точек границ таких земель осуществляется при проектировании лесов.

Закрепление на местности местоположения границ вышеуказанных земель согласно ч. 1 ст. 68.3 ЛК РФ осуществляется путем устройства квартальных просек, установления квартальных и граничных столбов, иных лесоустроительных, лесохозяйственных информационных знаков в порядке, определенном лесоустроительной инструкцией, на основании проекта квартальной сети, подготовленного в ходе выполнения работ по лесоустройству.

Определение местоположения границ лесотаксационных выделов осуществляется при таксации лесов (ч. 2 ст. 69.1 ЛК РФ).

Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из Государственного лесного реестра в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда, эксплуатационным или защитным лесам.

Таким образом, определение границ лесного участка осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (лесничеств).

Принятие решений об отнесении лесов к эксплуатационным, защитным лесам, установление и изменение границ земель на которых располагаются эксплуатационные и защитные леса относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений (ст. 81 ЛК РФ).

Давая толкование приведенным нормам в их совокупности, суд приходит к выводу, что для определения границ защитных лесов в водоохранной зоне или в прибрежных защитных полосах реки, при проведении работ по отводу лесосеки применяются лесоустроительная документация.

Следовательно, с учетом вышеизложенных норм, при отводе делянки ... в выделе ... квартала ... работники ООО «ГК «УЛК» правомерно использовали лесоустроительную документацию с помощью лесоустроительного планшета с привязкой к квартальному столбу.

Согласно ч. 2 и ч. 7 ст. 23.3 ЛК РФ лицами, использующими леса и осуществляющими лесосечные работы при отводе лесосек на местности осуществляются определение координат и закрепление на местности характерных точек границ лесосек.

Как следует из положений Порядка отвода и таксации лесосек, утвержденного приказом Минприроды России от 17.10.2022 г. № 688, действующего с 1 марта 2023 г., а также ранее действовавшего раздела II «Требования по отводу и таксации лесосек» Правил заготовки древесины и особенностях заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993, при отводе лесосек на местности осуществляются определение координат и закрепление на местности характерных точек границ лесосек (углов лесосек). При этом съемка границ и привязка лесосек производятся с помощью геодезических инструментов или навигационных приборов, обеспечивающих точность измерения линий с погрешностью не более +/- 1 м на 300 м длины, измерения углов - с погрешностью не более +/- 30 минут.

Согласно п. 13 Порядка № 688 работы по установлению и обозначению на местности границ лесосек включают: а) прорубку визиров…; б) установку столбов на углах лесосек, к одному из которых произведена инструментальная привязка к квартальной просеке, таксационному визиру или другому постоянному ориентиру, а также установку столбов в остальных углах лесосек; в) отграничение неэксплуатационных участков в пределах лесосек; г) промер линий, измерение углов между ними и углов наклона, а также инструментальную привязку к квартальным столбам, просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам.

Пояснения сотрудников Лешуконского лесничества о нарушении работниками ООО «ГК «УЛК» пп. «в» п. 13 Порядка № 688 являются несостоятельными, так как включение согласно пп. «в» п. 13 Порядка № 688 и пп. «в» п. 20 Правил № 993 в перечень работ по установлению и обозначению на местности границ лесосек, под которыми согласно ч. 2 ст. 23.1 ЛК РФ подразумевается территория, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения, работ по отграничению неэксплуатационных участков в пределах лесосек, не предполагает возложение на лесопользователя обязанности производить замеры от границ лесосеки до границы водного или иного объекта.

Порядком № 688 не предусмотрено при отводе делянок проводить натурные измерения в целях установления береговой линии и границ водоохранных зон.

Как уже указывалось выше определение границ водоохранных зон и защитных полос водных объектов осуществляется в установленном Правилами № 17 и № 377 порядке, который при выявлении несоответствия указанных границ предполагает внесение изменений в лесоустроительную документацию и ЕГРН.

Каких-либо данных о внесении изменений в части уточнения данных о береговой линии реки ... и границ нерестоохранной полосы в материалы дела не представлены.

Исходя из вышеизложенного, доводы прокурора о незаконной рубке лесных насаждений ответчиком в результате выхода за границы, обозначенного в лесной декларации лесного участка, в связи с фактическим смещением северной границы участка в сторону реки Ноба ввиду неправильного отвода делянки, судом не принимаются.

Данные о рубке ответчиком лесных насаждений с нарушением условий договора аренды лесного участка, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, прокурором Лешуконского района в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, доказательно не подтверждены.

В целях подтверждения фактических границ нерестоохранной полосы реки Ноба на спорном лесном участке, которые могли бы не совпадать с границами, установленными в лесоустроительной документации, для подтверждения нарушения ответчиком при рубке лесных насаждений границ нерестоохранной полосы, прокурору, с учетом положений ст. 79 ГПК РФ, в судебном заседании было предложено проведение судебной лесотехнической экспертизы, от назначения и проведения которой прокурор отказался, считая возможным рассмотреть дело по имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем суд, разрешает иск на основании представленных участниками процесса доказательств.

Иные доказательства совершения ответчиком вменяемого ему в вину лесонарушения прокурором не представлены, как не представлены и доказательства, подтверждающие причинно-следственную связь между действиями ответчика и причиненным вредом (совершением рубок в нерестоохранной зоне именно ответчиком, а не иным лицом).

Оценив представленные в дело вышеуказанные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о недоказанности вины ответчика в совершении указанного лесонарушении.

В связи с изложенным суд не усматривает оснований для удовлетворения требований прокурора Лешуконского района Архангельской области о взыскании вреда причиненного незаконной рубкой лесных насаждений с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении искового заявления прокурора Лешуконского района Архангельской области к обществу с ограниченной ответственностью «Группа компаний «УЛК» о взыскании вреда, причиненного незаконной рубкой лесных насаждений, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий Н.М. Ручьев

Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2024 года (17, 18 августа 2024 года – выходные дни).

2-292/2024 ~ М-256/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Лешуконского района
Ответчики
ООО "Группа компаний "УЛК"
Другие
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
ГКУ АО "Лешуконское лесничество"
Суд
Устьянский районный суд Архангельской области
Судья
Ручьев Николай Михайлович
Дело на странице суда
ustyansud--arh.sudrf.ru
17.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2024Передача материалов судье
24.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2024Подготовка дела (собеседование)
10.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.07.2024Судебное заседание
05.08.2024Судебное заседание
12.08.2024Судебное заседание
19.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2024Дело оформлено
23.09.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее