УИД 75RS0016-01-2023-001222-30
Дело № 2-543/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Могоча 01 декабря 2023 года
Могочинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Рафиковой Д.Ф.,
при секретаре судебного заседания Лях С.С.,
с участием заместителя Могочинского межрайонного прокурора Федоткиной Т.Е.,
представителя ответчика администрации муниципального района «Могочинский район» Ивановой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Могочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах несовершеннолетней Полиной Владиславы Руслановны, к администрации муниципального района «Могочинский район» о возмещении морального вреда,
установил:
Могочинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском о взыскании с администрации МР «Могочинский район» в пользу несовершеннолетней Полиной В.Р. ДД.ММ.ГГГГ г.р. в лице законного представителя Полиной В.С. компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей, мотивируя свои требования тем, что Могочинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об ответственном обращении с безнадзорными животными администрацией муниципального района «Могочинский район». По результатам проверки установлено следующее. Проведение мероприятий, направленных на защиту населения от негативных явлений, связанных с безнадзорностью животных, администрацией муниципального района «Могочинский район» надлежащим образом не организовано, что не отвечает требованиям законодательства в сфере обращения с животными. Вследствие ненадлежащей организации органом местного самоуправления работы на указанном направлении деятельности 18.09.2023 года произошло нападение безнадзорного животного на несовершеннолетнюю Полину Владиславу Руслановну, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в результате которого ребенку был причинен моральный и физический вред.
В судебном заседании заместитель Могочинского межрайонного прокурора Федоткина Т.Е. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Законный представитель несовершеннолетней Полина В.С, несовершеннолетняя Полина В.Р. в судебное заседание не явились, уведомлены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель администрации муниципального района «Могочинский район» Иванова В.А. в судебном заседании иск не признала, указав, что администрацией принимаются все меры по отлову безнадзорных животных, заключен договор с ООО «Пять звезд», однако, после отлова чипированные собаки вновь возвращаются в среду обитания. Поступающие в бюджет денежные средства для организации мероприятий по обращению с безнадзорными животными реализовываются в полном объеме. От главы п.Амазар не поступали заявки по отлову безнадзорных животных. После произошедшего случая и после поступления денежных средств в бюджет в п. Амазар был произведен отлов безнадзорных животных. Бездействия со стороны администрации муниципального района нет, кроме того, у укусившей ребенка собаки мог быть хозяин.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, ООО «Пять звезд», Правительства Забайкальского края, Государственной ветеринарной службы Забайкальского края в судебное заседание не явились, уведомлены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Из письменного отзыва представителя Правительства Забайкальского края – Смолянской Н.А. следует, что она с требованиями процессуального истца не согласна, поскольку администрацией МР «Могочинский район» своевременно заключаются муниципальные контракты с подрядными организациями в целях организации деятельности по обращению с животными без владельцев, за истекший период 2023 г. на территории муниципального района отловлено 90 животных без владельцев. Также считает, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие причинной связи между неправомерными действиями администрации муниципального района «Могочинский район» и моральным вредом, причиненным несовершеннолетней Полиной В.Р. Также не доказано, что напавшая на Полину В.Р. собака являлась безнадзорной.
В силу ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав заместителя Могочинского межрайонного прокурора Федоткину Т.Е., представителя администрации МР «Могочинский район» Иванову В.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации; субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Исковое заявление Могочинским межрайонным прокурором предъявлено в защиту несовершеннолетней Полиной В.Р. ДД.ММ.ГГГГ г.р., которая в силу своего возраста не может самостоятельно защищать свои права.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными, регулируется Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об ответственном обращении с животными).
Согласно ст. 2 Закона об ответственном обращении с животными отношения в рассматриваемой области регулируются данным Законом и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми РФ, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, установлены статьей 18 Закона об ответственном обращении с животными и включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Деятельность по обращению с животными без владельцев определена как деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом (статья 3).
Пункт 3 статьи 7 Закона об ответственном обращении с животными предусматривает право органов государственной власти субъектов Российской Федерации наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии", а также ст. ст. 3, 4 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно п. 1789 санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 4, регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках.
Подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения. В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
Согласно ст. 1 Закона Забайкальского края от 24.02.2021 N 1915-ЗЗК "О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" (далее - Закон N 1915-ЗЗК) органы местного самоуправления наделены полномочиями по организации мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.
В силу п.2 ст.3 Закона Забайкальского края от 24.02.2021 № 1915-ЗЗК, органы местного самоуправления с целью реализации отдельных государственных полномочий имеют право, в том числе: распоряжаться предоставленными на осуществление государственного полномочия финансовыми средствами; получать и использовать материальные средства, необходимые для осуществления государственного полномочия; запрашивать и получать информацию (документы) от исполнительных органов государственной власти Забайкальского края в части, касающейся осуществления государственного полномочия; дополнительно использовать собственные материальные и финансовые средства для осуществления государственного полномочия в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
В части 1 статьи 5 Закона Забайкальского края от 24 февраля 2021 года N 1915-ЗЗК "О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" указано, что финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов (далее - местные бюджеты) субвенций из бюджета края на очередной финансовый год и плановый период.
Законом Забайкальского края от 27.12.2021 N 2007-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" установлен на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов норматив финансовых затрат на финансовое обеспечение государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, где предусмотрено предоставление муниципальному району «Могочинский район» субвенции на осуществление полномочий Забайкальского края по организации проведения на территории края мероприятий, связанных деятельностью по обращению с животными без владельцев на 2023 и 2024 года (приложение N 27 таблица N 24).
Учитывая взаимосвязанные положения вышеперечисленных законов, на Администрацию муниципального района «Могочинский район» возложена обязанность по отлову безнадзорных животных.
28.12.2022 г. в целях организации деятельности по отлову безнадзорных животных между администрацией муниципального района «Могочинский район» и ООО "Пять звезд" заключен муниципальный контракт №26-2022 на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального района «Могочинский район», со сроком исполнения до 31.12.2023 г. (л.д.20-41).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в том числе из объяснения законного представителя несовершеннолетней Полиной В.С. (л.д.11-12) 18.09.2023 г. около 16 часов по ул. Вокзальная п. Амазар после возращения из детского сада «Солнышко» на несовершеннолетнюю Полину В.Р. ДД.ММ.ГГГГ г.р. напала бездомная собака, которая укусила несовершеннолетнюю за левую ногу. К собаке несовершеннолетняя не подходила, не провоцировала, собака напала со стороны гаражного комплекса. Ошейника, бирок на собаке не было, людей рядом с собакой также не было. Собака прокусила штанину дочери, на ноге остались ссадины. Несовершеннолетняя Полина В.Р. испытала физическую боль, нравственны страдания, сильно напугалась.
Из справок врачебной амбулатории п. Амазар (л.д.15, 52, 53) следует, что Полина Владислава Руслановна ДД.ММ.ГГГГ г.р. обращалась в ВА <адрес> 18.09.2023 г. за медицинской помощью, установлен диагноз «укус собаки в подколенную ямку».
Факт укуса собакой несовершеннолетнюю Полину В.Р. подтверждается материалами дела и не оспаривался ответчиком.
Вместе с тем, довод ответчика о том, что собака не была безнадзорной, несостоятелен ввиду следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" владелец животного - физическое лицо или юридическое лицо, которым животное принадлежит на праве собственности или ином законном основании.
Домашние животные - животные (за исключением животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию), которые находятся на содержании владельца - физического лица, под его временным или постоянным надзором и местом содержания которых не являются зоопарки, зоосады, цирки, зоотеатры, дельфинарии, океанариумы (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ)
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц.
При выгуле домашнего животного, за исключением собаки-проводника, сопровождающей инвалида по зрению, необходимо соблюдать следующие требования: исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках; не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных, и соблюдать иные требования к его выгулу.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен.
По смыслу приведенных норм закона безнадзорной и подлежащей отлову является собака, находящаяся в общественном месте без сопровождающего лица, независимо от того, имеет она собственника или нет. Соответственно, юридически значимым и подлежащим доказыванию по данному делу обстоятельством является причинение вреда здоровью несовершеннолетней Полиной в результате укуса собаки, находившейся в общественном месте по <адрес> в <адрес> без сопровождающего лица, и вследствие этого подлежавшей отлову.
Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в судебном заседании, при этом не доверять законному представителю несовершеннолетней у суда оснований не имеется. Доказательств, что собака, укусившая несовершеннолетнюю Полину В.Р. имела хозяина и не была безнадзорной, ответчиком не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент нападения собаки на несовершеннолетнюю Полину В.Р. услуги по отлову безнадзорных животных оказывались ООО «Пять звёзд», а заключение контрактов свидетельствует лишь о реализации уполномоченным на то органом местного самоуправления административно-распорядительных полномочий по избранию конкретного исполнителя для совершения от имени администрации фактических и юридических действий, в том числе по исполнению функций по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.
Заключение муниципальных контрактов ответчика с ООО «Пять звёзд», предметом которого является оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального района «Могочинский район» не освобождает ответчика от возложенных обязанностей.
Поскольку в судебном заседании установлено, что администрацией муниципального района «Могочинский район» Забайкальского края не в полной мере выполняются обязанности по контролю за безнадзорными животными и установлению порядка их отлова, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания в пользу несовершеннолетней, которой причинены нравственные страдания вследствие нападения безнадзорной собаки, в лице ее законного представителя Полиной В.С. компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными Главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и ст. 151 ГК РФ.
Возможность компенсации морального вреда установлена правовыми нормами ст. ст. 151, 1101 ГК РФ, согласно которым, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. п. 3, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 11, 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" установленная ст. 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда.
Обращение несовершеннолетней потерпевшей Полиной В.Р. в больницу судом установлено и ответчиком не оспаривалось. Тот факт, что в связи с укусом собаки ребенку были причинены нравственные страдания и физическая боль, является очевидным, подтвержден материалами дела. Ребенок пострадал от укуса собаки вследствие ненадлежащего исполнения администрацией муниципального района «Могочинский район» принятых на себя обязательств по отлову безнадзорных животных в границах муниципального района.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает возраст ребенка, степень его нравственных страданий, понесенных им в результате нападения собаки и полагает возможным взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Могочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах несовершеннолетней Полиной Владиславы Руслановны, к администрации муниципального района «Могочинский район» о возмещении морального вреда, удовлетворить.
Взыскать с администрации муниципального района «Могочинский район» ОГРН 1027500624580 ИНН 7512001497 в пользу несовершеннолетней Полиной Владиславы Руслановны ДД.ММ.ГГГГ г.р., в лице ее законного представителя Полиной Виктории Сергеевны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт 7619 №, выдан ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по <адрес> компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Могочинский районный суд Забайкальского края.
Решение изготовлено в окончательной форме 04.12.2023 г.
Председательствующий судья Д.Ф. Рафикова