Дело №2-22/2024
УИД: 21RS0020-02-2023-000443-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 января 2024 года село Яльчики
Яльчикский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Викторова А.А.,
при секретаре судебного заседания Казаковой Т.Д.,
с участием представителя истца заместителя прокурора Яльчикского района Чувашской Республики Путякова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Яльчикского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Яльчикского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Новошимкусская средняя общеобразовательная школа Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики», администрации Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики об обязании оснастить образовательное учреждение спортивным инвентарем,
установил:
прокурор Яльчикского района Чувашской Республики (далее Прокурор района) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Новошимкусская средняя общеобразовательная школа», администрации Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики» (далее Новошимкусская СОШ, Школа), администрации Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики (далее Яльчикское МО) об обязании оснащении образовательное учреждение спортивным инвентарем указывая, что прокуратурой района во исполнение приказа прокурора Чувашской Республики от 18.02.2022 №20 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» проведена проверка исполнения законодательства об образовании в деятельности Новошимкусской СОШ.
По результатам надзорных мероприятий установлено, что в Новошимкусской СОШ в наличии недостаточное количество спортивного инвентаря, а именно лыж, лыжных палок, лыжных ботинок, имеется потребность в приобретении 11 лыжных комплектов.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района в адрес директора школы ДД.ММ.ГГ внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены.
Таким образом, допущенные Новошимкусской СОШ нарушения требований законодательства об образовании нарушают конституционные права неопределенного круга лиц, а именно обучающихся Новошимкусской СОШ, круг которых постоянно изменяется, на общедоступность и бесплатность дошкольного и основного общего образования в муниципальных образовательных учреждениях, препятствуют надлежащей реализации установленных федеральных государственных образовательных стандартов, чем, в свою очередь, также нарушают права обучающихся на получение качественного и полного образования в пределах федеральных государственных требований и образовательных стандартов.
Согласно Устава Новошимкусской СОШ, учредителем образовательной организации является муниципальное образование - Яльчикский муниципальный округ Чувашской Республики.
Полномочия учредителя и собственника имущества Образовательной организации от имени Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики осуществляет администрация Яльчикского МО.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закона №131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Таким образом, деятельность образовательной организации как юридического лица финансируется собственником имущества - администрацией Яльчикского МО, вышеуказанные вопросы на территории муниципального округа отнесены законодательством к ведению органов местного самоуправления.
Истец, прокурор района, ссылаясь на ст.45 ГПК РФ просит обязать: администрацию Яльчикского МО в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу профинансировать оснащение Новошимкусскую СОШ недостающим спортивным инвентарем, а именно лыжными комплектами (лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки) в количестве 11 штук;
Новошимкусскую СОШ в течение 2 месяцев с момента доведения бюджетных средств оснастить образовательное учреждение недостающим спортивным инвентарем, а именно лыжными комплектами (лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки) в количестве 12 штук.
В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Яльчикского района Чувашской Республики Путяков В.В. иск поддержал по изложенным в нем мотивам, и вновь приведя их суду, просил удовлетворить, ибо в нарушение интересов и законных прав учащихся школы, школа не обеспечена всем необходимым спортивным инвентарем для занятий по программе «физическая культура».
Ответчики Новошимкусская СОШ, администрации Яльчикского МО извещались о месте и времени судебного разбирательства, в назначенное время в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили. В своем отзыве на иск Новошимкусская СОШ указывает, что вопрос о выделении бюджетных средств в целях исполнения заявленных требований прокурора района решается положительно. После выделения бюджетных средств Новошимкусская СОШ закупит недостающий спортивный инвентарь.
С учетом мнения представителя истца, положений ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав мнение представителя истца, исследовав следующие письменные доказательства, содержащие сведения о фактах, на основании которых установил наличие обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства (ст.2). Предметом судебной защиты являются права, свободы и охраняемые законом интересы гражданина (ст.46).
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч.2 ст.15).
К компетенции образовательного учреждения относится материально-техничес-кое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах финансовых средств.
Образовательная организация в силу Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании в РФ) несет ответственность в установленном законодательством России порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся (ст.28).
Согласно п.13 ч.1 ст.16 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В силу ч.3 ст.5 Закона об образовании в РФ в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в случае получения гражданином образования данного уровня впервые, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.8 Закона об образовании в РФ, п.3 ст.9 Закона Чувашской Республики от 30.07.2013 №50 (ред. от 22.02.2023) «Об образовании в Чувашской Республике» (далее Закон об образовании в Чувашии) к полномочиям органа исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющего государственное управление в сфере образования, относится организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях Чувашской Республики.
Согласно п.1 ч.1 ст.9 Закона об образовании в РФ организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных округов.
В силу ч.1 ст.12 Закон об образовании в Чувашии финансовое обеспечение реализации образовательных программ осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов на основе нормативов, указанных в п.4 ст.8 настоящего Закона, и нормативных затрат на реализацию образовательных программ, устанавливаемых органами исполнительной власти Чувашской Республики, в ведении которых находятся государственные образовательные организации Чувашской Республики, в отношении муниципальных образовательных организаций - органами местного самоуправления, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
Финансовое обеспечение государственных гарантий осуществляется путем предоставления субвенций из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных округов в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики (п.1.3 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2013 №536 (ред. от 20.12.2022) «О финансовом обеспечении государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» (далее Постановление Кабинета Министров ЧР от 25.12.2013 №536).
Праву на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях корреспондирует обязанность субъекта РФ по обеспечению государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного образования, которая может быть прекращена только путем ее исполнения.
Постановлением Кабинета Министров ЧР от 25.12.2013 №536 утверждены Правила расчетов нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений на одного обучающегося.
Нормативы в расчете на одного обучающегося в год являются расчетной величиной затрат в стоимостном измерении на реализацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на одного обучающегося в год (п.2.1 разд.II «Порядок расчета нормативов»). Финансовое обеспечение государственных гарантий включает расходы на оплату труда и расходы на обеспечение образовательного процесса (п.2.3).
В соответствии с п.3 Федерального образовательного Стандарта среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 (ред. от 29.06.2017) финансовые условия реализации основной образовательной программы должны, в частности: обеспечивать государственные гарантии прав граждан на получение бесплатного общедоступного среднего общего образования; обеспечивать организации, осуществляющей образовательную деятельность, возможность исполнения требований Стандарта.
При этом нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с п.3 ч.1 ст.8 Закона об образовании в РФ, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных названным Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся) в расчете на одного обучающегося.
Пунктом 24 Стандартов установлено, что организация, осуществляющая образовательную деятельность по реализации основной образовательной программе, должна обеспечить необходимые для образовательной деятельности обучающихся административной и хозяйственной деятельности, в частности: спортивные залы, спортивные сооружения (комплексы, залы, бассейны, стадионы, спортивные площадки, тиры, оснащенные игровым, спортивным оборудованием и инвентарем).
С учетом требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, закрепленных Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать возможность физического развития, систематических занятий физической культурой и спортом, участия в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях.
Согласно ч.1 ст.28 Федерального закона «О физической культуре» предусматривает, что образовательные учреждения с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физкультурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физкультурой на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности. Организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся.
Как видно из материалов дела, прокуратурой района во исполнение приказа прокурора Чувашской Республики от 18.02.2022 №20 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» согласно справки (л.д.5) проведена проверка исполнения законодательства об образовании в деятельности Новошимкусской СОШ.
По результатам надзорных мероприятий установлено, что в Новошимкусской СОШ в наличии недостаточное количество спортивного инвентаря для проведения занятий по предмету «физическая культура» в соответствии с рабочими учебными программами, утвержденными приказом директора школы и разработанными на основе федеральных образовательных стандартов, исходя из потребностей школы, а именно: лыжных комплектов в количестве 11 комплектов.
Перечень необходимого количества лыжных комплектов, определенного Новошимкусской СОШ для реализации учебных программ, указан в информации директора школы от ДД.ММ.ГГ № (л.д.6) прокурору района.
По итогам проверки прокурором района ДД.ММ.ГГ (л.д.7) в адрес ответчика Новошимкусской СОШ было направлено представление об устранении нарушений требований законодательства об образовании.
Из ответа Новошимкусской СОШ от ДД.ММ.ГГ (л.д.8) на представление прокурора следует, что выявленные нарушения будут устранены и указывается, что недостающий спортивный инвентарь в количестве 11 лыжных комплектов к началу прохождения обучения по программе по лыжной подготовке будут приобретены.
Согласно справке о результатах контрольной проверки от ДД.ММ.ГГ (л.д.9) нарушения в Новошимкусской СОШ не устранены, что явилось основанием для обращения прокурора района с настоящим иском в суд.
Статья 45 ГПК РФ устанавливает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, прокурор, действуя в соответствии с требованиями закона, обратился в суд в связи с нарушением законодательства об охране и укрепления здоровья несовершеннолетних, недостаточной обеспеченностью спортивным инвентарем в общеобразовательном учреждении, чем ущемляются права несовершеннолетних неопределенного круга лиц, посещающих образовательное учреждение, на занятие физической культурой и спортом.
Статьей 12 ГК РФ в качестве способов защиты гражданских прав предусмотрены: восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Из Устава Новошимкусской СОШ (л.д.10-14) следует, что учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики полномочий Яльчикского МО (п.1.2). Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование Яльчикский муниципальный округ Чувашской Республики. Полномочия учредителя и собственника имущества учреждения от имени Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики осуществляет администрация Яльчикского МО (пункты 1.8, и 1.9).
Предметом деятельности Учреждения является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего образования как целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (п.2.1).
В силу ст.41 Закона об образовании в РФ организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно п.3.4.1 санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28, для выполнения рабочих программ учебного предмета «Физическая культура» допускается использовать спортивные сооружения (площадки, стадионы, бассейны), расположенные за пределами собственной территории общеобразовательной организации, оборудованные в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству и содержанию мест, предназначенных для занятий спортом и физической культурой.
В материалах дела имеется информация директора Новошимкусской СОШ от ДД.ММ.ГГ (л.д.6) по фактическому обеспечению спортивным инвентарем, согласно которому обучающиеся частично оснащены спортивным инвентарем, а именно лыжными комплектами. Потребность в приобретении лыжных комплектов 11 штук.
Таким образом, судом установлено, что в Новошимкусской СОШ, в нарушение вышеприведенных норм законодательства, установлен факт недостаточного обеспечения спортивным инвентарем, а именно: лыжными комплектами (лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки) для выполнения учебной программы по дисциплине «физическая культура», что не оспаривается и ответчиками по делу.
Неполное исполнение ответчиками своих обязанностей по организации учебного процесса по предмету «физическая культура» ввиду отсутствия необходимого инвентаря нарушает права неопределенного круга лиц - учащихся на общедоступное и бесплатное образование, что несовместимо с задачами общеобразовательных программ и снижает качество подготовки обучающихся.
Анализ норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что обязанность по соблюдению положений Закона об образовании в РФ лежит на ответчиках – Новошимкусской СОШ и администрации Яльчикского МО, при этом полномочия законодательно разделены: к полномочиям субъекта Российской Федерации относится финансовое обеспечение государственных гарантий реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а к полномочиям органов местного самоуправления - организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организация.
Причем, финансовое обеспечение посредством предоставления субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ включает в себя расходование средств на определенные цели: расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий о плату коммунальных услуг), в рамках региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности.
В случае недостаточности финансирования образовательное учреждение и органы местного самоуправления, должны принимать меры к его увеличению (проводить инвентаризацию, формировать перечень закупаемых учебников, спортивного инвентаря, подавать заявки о выделении денежных средств для их приобретения, оспаривать в судебном порядке методики расчета субвенции, если они не покрывают необходимых расходов на приобретение учебников, и спортивного инвентаря и т.п.). Отсутствие или недостаточность финансирования, осуществляемое бюджетами различных уровней, не освобождает образовательное учреждение от исполнения возложенной на него законом обязанности по надлежащей организации учебного процесса, в том числе по предмету «физическая культура».
При таких обстоятельствах, суд, разрешая спор в пределах заявленных требований к Новошимкусской СОШ, администрации Яльчикского МО приходит к выводу об обоснованности и наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о возложении на ответчиков обязанности по обеспечению наличия спортивного инвентаря – лыжных комплектов в недостающем количестве, согласно заявленным требованиям.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. При установлении срока следует учитывать принцип исполнимости судебного постановления, предполагающего реальную фактическую возможность исполнения решения суда в целях восстановления нарушенного права.
Удовлетворяя исковые требования прокурора района и разрешая вопрос о сроках возложения на ответчиков обязанности об устранении нарушений законодательства, обозначенные прокурором района в иске сроки с момента вступления решения в законную силу, суд считает их разумными и достаточными.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора Яльчикского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Новошимкусская средняя общеобразовательная школа Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики», администрации Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики об обязании оснастить образовательное учреждение спортивным инвентарем, удовлетворить.
Обязать: администрацию Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики (ИНН №, ОГРН №) в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать оснащение муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новошимкусская средняя общеобразовательная школа Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики» недостающим спортивным инвентарем, а именно: лыжными комплектами (лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки) в количестве 11 (одиннадцать) штук;
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новошимкусская средняя общеобразовательная школа Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики» (ИНН №, ОГРН №) в течение двух месяцев с момента доведения бюджетных средств оснастить образовательное учреждение недостающим спортивным инвентарем, а именно: лыжными комплектами (лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки) в количестве 11 (одиннадцать) штук.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течении месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Яльчикский районный суд Чувашской Республики.
Судья А.А. Викторов
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 29.01.2024.