Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-188/2024 ~ М-111/2024 от 25.03.2024

УИД 11RS0017-01-2024-000265-02 дело № 2-188/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Визинга Республики Коми

25 апреля 2024 года

Сысольский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Фоминой Г.Д.,

при секретаре Касевой Л.Н.,

с участием прокурора Сысольского района Муравьева Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сысольского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа» с. Пыелдино об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, доступности маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сысольского района Республики Коми, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Пыелдино с требованиями обеспечить учреждение в течение двух лет со дня вступления в законную силу решения суда носителями информации, необходимыми для обеспечения беспрепятственного доступа к объекту (местам предоставления услуг) инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, слуха и передвижения путем оснащения доступными для маломобильных групп населения элементами информации об объекте, вывесками с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне в соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; оснастить в течение двух лет со дня вступления в законную силу решения суда проступи краевых ступеней лестничного марша полосами, контрастными с поверхностью ступеней в соответствии с п. 6.2.8 СП 59.13330.2020.

В обоснование требований указывает, что прокуратурой Сысольского района проведена проверка соблюдения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Пыелдино требований законодательства о социальной защите инвалидов, доступности маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры на основании анализа состояния законности в анализируемой сфере. При проведении проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных норм в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Пыелдино условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения не созданы. Отсутствуют носители информации, необходимые для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам (местам предоставления услуг) инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, слуха и передвижения. Вход на земельные участки вышеуказанных образовательных организаций не оборудован доступными для маломобильных групп населения элементами информации об объекте, вывесками с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненными рельефно­точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом в учреждении отсутствуют. Кроме того, проступи краевых ступеней лестничного марша не имеют полос, контрастных с поверхностью ступени, что является нарушением п. 6.2.8 СП 59.13330.2020. Выявленные нарушения являются недопустимыми и нарушают гарантированные законодательством права инвалидов, маломобильных групп населения, свидетельствуют о неисполнении учреждением норм действующего законодательства в части обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения, тем самым ограничивая права граждан на достойную жизнь и свободное развитие человека. Указанные вопросы являлись предметом проведенной прокуратурой района в 2023 году проверки, по результатам которой выявлены нарушения, требующие принятия мер прокурорского реагирования. 30.06.2023 прокуратурой Сысольского района внесено представление об устранении выявленных нарушений в адрес директора МБОУ «СОШ» с. Пыелдино. Указанное представление рассмотрено, однако, по результатам рассмотрения представления установлено, что выявленные нарушения не устранены, что послужило основанием для проведения повторной проверки 14.03.2024. В ходе проведения повторной выездной проверки также установлено, что все указанные ранее нарушения до настоящего времени не устраняются.

Прокурор Сысольского района Республики Коми Муравьев Е.Г. в судебном заседании поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении исковые требования.

Представитель ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Пыелдино Носкова И.Н. по доверенности в судебном заседании с требованиями прокурора Сысольского района Республики Коми согласилась, считает достаточным срок 2 года для устранения нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов, доступности малогабаритных групп населения к объекту социальной инфраструктуры.

Третьи лица Администрация МР «Сысольский», Управление образования АМР «Сысольский», уведомленные надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, мнения по заявленным требованиям не выразили.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ при установленной явке.

Заслушав прокурора Сысольского района Республики Коми, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу ст.ст. 2, 7, 72 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, в целях обеспечения которых деятельность государства (государственных органов) направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

Согласно ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее-Федеральный закона № 273-ФЗ) организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Согласно ст. ст. 7, 43 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

На территории Российской Федерации, согласно положениям Постановления Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 «О признании лица инвалидом», гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».

Часть 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЭ гласит, что каждый ребенок имеет права на воспитание своими родителями, образование, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Пунктами 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181 -ФЗ) установлено, что организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, а также возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (ст. 15 Федерального закона № 181- ФЗ).

В соответствии п. 15 ч. 3 ст. 28 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится, в том числе, создание необходимых условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 181 -ФЗ государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.

В соответствии с п. п. 1, 5, 6 ст. 15 Федерального закона № 181 -ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-­правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к жизнедеятельности, дублирование необходимой для инвалидов зрительной информации, надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно - точечным шрифтом Брайля, а также условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Согласно разделу 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» среди основных приоритетов и целей государственной политики в отношении инвалидов и других маломобильных групп населения является создание условий доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.

В соответствии с п. п. 3 и 4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (далее - Приказ № 1309) установлена обязанность организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечить наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема (п. 6.5.9. «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» утв. и введен в действие Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 № 904/пр).

Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения предусмотрены Сводом правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2020), утвержденных и введенных в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 № 904/пр (далее - СП 59.13330.2020: Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения).

Исходя из п. п. 5.1.З., 5.1.1. СП 59.13330.2020: Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, должны быть предусмотрены условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения по участку к доступному входу в здание.

Вход на земельный участок приспосабливаемого объекта следует оборудовать доступными для маломобильных групп населения элементами информации об объекте.

Система средств информационной поддержки и навигации должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для МГН на часы работы организации (учреждения или предприятия).

Также, в соответствии с п. 6.1.1. СП 59.13330.2020: Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения. Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей. Высоту панелей вызова таких устройств следует принимать с учетом п. 8.1.7.

Согласно п. 6.2.8 СП 59.13330.2020 на проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08 - 0,1 м.

Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Сысольского района установлено, что в МБДОУ «Детский сад» с. Межадор отсутствуют пандус обеспечивающий условия доступности для инвалидов, носители информации, необходимые для обеспечения беспрепятственного доступа к объекту (местам предоставления услуг) инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, слуха и передвижения об объекте, вывесками с названием организации, графиком работы организации, плана здания выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом в учреждении отсутствуют, а также проступи краевых ступеней лестничного марша не имеют полос, контрастных с поверхностью ступени,

Суд считает установленным, что ответчиком МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Пыелдино не представлено доказательств подтверждающих выполнения требований прокурора по устранению допущенных нарушений законодательства по социальной защите инвалидов, доступности маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры.

Исследовав и оценив представленные в деле доказательства, принимая во внимание, что ответчиком не представлены в полном объеме доказательства принятия им мер, направленных на социальную защиту инвалидов, доступность маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры, поскольку влечет за собой ограничение доступности маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры, в том числе несовершеннолетних, посещающих учреждение в образовательных целях.

Непринятие мер по своевременному устранению выявленных нарушений в значительной мере способствует складыванию негативной ситуации в сфере соблюдения прав инвалидов, маломобильных групп населения, а так же, с учетом того, что ответчик МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Пыелдино признал исковые требования прокурора, суд полагает, что заявленные требования прокурора Сысольского района РК подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Сысольского района Республики Коми удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Пыелдино обеспечить учреждение в течение двух лет со дня вступления в законную силу решения суда:

- носителями информации, необходимыми для обеспечения беспрепятственного доступа к объекту (местам предоставления услуг) инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, слуха и передвижения путем оснащения доступными для маломобильных групп населения элементами информации об объекте, вывесками с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне в соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

- оснастить проступи краевых ступеней лестничного марша полосами, контрастными с поверхностью ступеней в соответствии с п. 6.2.8 СП 59.13330.2020.

На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом.

Председательствующий – подпись

Копия верна. судья Г.Д. Фомина

2-188/2024 ~ М-111/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Сысольского района Республики Коми Муравьев Е.Г.
Ответчики
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа" с. Пыелдино
Другие
Администрация муниципального района "Сысольский"
Управление образования АМР "Сысольский"
Суд
Сысольский районный суд Республики Коми
Судья
Фомина Галина Дмитриевна
Дело на странице суда
sysola--komi.sudrf.ru
25.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2024Передача материалов судье
28.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2024Судебное заседание
25.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее