№2-463/2023
32RS0014-01-2023-000439-68
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 сентября 2023 года рп. Климово
Климовский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Ермоленко Т.Е.,
при секретаре судебного заседания Снегиревой Е.А.,
с участием старшего помощника прокурора Климовского района Брянской области Булахова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Климовского района Брянской области, поданное в порядке статьи 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Климовского района Брянской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Климовского района Брянской области, действуя в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Климовского района Брянской области, с учетом уточнения, о возложении обязанности на администрацию Климовского района Брянской области установить дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу» по ...................... на пересечении с ......................, в течении 6 (шести) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В обоснование иска указано, что при проведении проверки исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения было установлено, что в нарушение п.6.2.4 ГОСТ 50597-2017 на пересечении ...................... и ...................... отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу». Указанные недостатки противоречат требованиям безопасности дорожного движения и могут явиться сопутствующими причинами возникновения ДТП, в том числе с наездом на пешеходов, среди которых могут оказаться несовершеннолетние.
В судебном заседании старший помощник прокурора Климовского района Брянской области Булахов А.Н. поддержал заявленные требования в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика, администрации Климовского района Брянской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, полагаясь при вынесении решения на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, МУП «Благоустройство», надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судом на основании положений ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статьям 1, 3, 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством: установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; осуществления деятельности по организации дорожного движения; осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Статья 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусматривает, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно абзацу 1 пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к элементам обустройства автомобильных дорог, относятся сооружения, в том числе дорожные знаки, предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» также установлено, что дорожные знаки отнесены к техническим средствам организации дорожного движения - сооружениям и устройствам, являющимся элементами обустройства дорог и предназначенным для обеспечения организации дорожного движения.
Согласно п. 1.3 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
В соответствии с п. 6.2.1 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 года № 1245-ст), дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
С 01.04.2020 года введен в действие «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденный приказом Росстандарта от 20.12.2019 года № 1425-ст.
В силу п. 5.1.5 ГОСТ Р 52289-2019 знаки устанавливают справа от проезжей части или над нею, вне обочины (при ее наличии) так, чтобы их лицевая поверхность была обращена в сторону прямого направления движения, за исключением случаев, оговоренных настоящим стандартом. Опоры дорожных знаков не должны мешать передвигаться лицам в инвалидных колясках.
Пунктом 6.2.4 ГОСТ 50597-2017 установлено, что дорожные знаки и знаки переменной информации не должны иметь дефектов, указанных в таблице Б.1 приложения Б, среди которых в том числе указаны утрата (отсутствие) знака по ГОСТ Р 52289-2019.
Дорожный знак 2.4 "Уступите дорогу" раздела 2 Приложения N 1 к Правилам дорожного движения, обязывает водителя уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 - по главной.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в результате проведенной прокуратурой Климовского района проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории Климовского района Брянской области, было установлено, что в нарушение п.6.2.4 ГОСТ 50597-2017 на пересечении ...................... с ...................... отсутствует дорожный 2.4 «Уступите дорогу», указанный в комплексной схеме организации дорожного движения на территории Климовского городского поселения Климовского муниципального района Брянской области, утвержденной Постановлением администрации Климовского района Брянской области № 40 от 26.01.2022 года.
Автомобильная дорога, на которой выявлено указанное нарушение, включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения ...................... на основании Постановления от 15.02.2017 года № 136 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения ......................».
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суд приходит к выводу о наличии у ответчика в силу закона обязанности по соблюдению требований законодательства по надлежащему содержанию указанной автомобильной дороги.
Ответчику было вынесено представление об устранении выявленных нарушений в установленный законом месячный срок. Однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, что свидетельствует о невыполнении ответчиком возложенной на него обязанности по соблюдению требований законодательства по надлежащему содержанию указанной автомобильной дороги, может повлечь возникновение дорожно-транспортных происшествий, угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Исковое заявление прокурора подано в суд в пределах полномочий, предусмотренных п.1 ст.45 ГПК РФ, а также положений Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Учитывая изложенное, суд считает, что требования прокурора Климовского района Брянской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом суд полагает возможным установить для исполнения решения шестимесячный срок со дня его вступления в законную силу, находя такой срок разумным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 45 ░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 3216002782) ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 2.4 «░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ...................... ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ......................, ░ ░░░░░░░ 6 (░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 27 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░