Дело № 2-1601/2023 УИД: 59RS0027-01-2023-001338-81
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Березовка Пермский край 02 июня 2023 года
Кунгурский городской суд Пермского края (ПСП в с. Березовка) в составе председательствующего судьи Зориной О.В.,
при секретаре судебного заседания Рязановой Л.Н.,
с участием:
представителя истца – помощника прокурора Берёзовского района – Филонова Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Берёзовского района Пермского края, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Комитету образования администрации Березовского муниципального округа Пермского края, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Переборская общеобразовательная школа» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, оборудовать объекты образовательного учреждения автономными системами оповещения и управления эвакуации людей, возложении обязанности по финансированию,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Березовского района Пермского края, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Комитету образования администрации Березовского муниципального округа Пермского края, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Переборская общеобразовательная школа» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, оборудовать объекты образовательного учреждения автономными системами оповещения и управления эвакуации людей, возложении обязанности по финансированию.
В обоснование исковых требований указано о том, что прокуратурой Березовского района проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Переборская общеобразовательная школа», по итогам которой установлены отдельные нарушения.
Так, в ходе проведения проверки установлено, что все объекты образовательных учреждений, расположенных на территории Березовского муниципального округа, имеют 4 категорию опасности, определяемой в зависимости от наличия критериев категорирования, приведенных в п. 13 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 (далее – Требования).
В силу подпункта «д» пункта 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляется мероприятие в виде оборудования объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Системы оповещения и управления эвакуацией людей на объектах образовательного учреждения, расположенных по адресу: <адрес>, не обеспечивают оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники, отсутствуют необходимые для соблюдения требований антитеррористической защищенности звуковые и речевые оповещатели (отсутствуют звуковые команды: внимание террористическая угроза / террористическая угроза – покиньте помещения).
По изложенным основаниям главе Березовского муниципального округа и председателю комитета образования администрации Березовского муниципального округа прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений, по итогам рассмотрения которого разработана «Дорожная карта по установке систем оповещения и управления эвакуацией людей в образовательных учреждениях Березовского муниципального округа Пермского края на ДД.ММ.ГГГГ», в соответствии с которой установка системы оповещения и управления эвакуацией людей на объектах образовательного учреждения запланирована на ДД.ММ.ГГГГ.
Невыполнение данных требований создает условия для возникновения угрозы антитеррористической безопасности обучающихся, а также работников вышеуказанного образовательного учреждения, иных лиц, находящихся на объектах образовательного учреждения.
В судебном заседании помощник прокурора Березовского района Филонов Н.А. на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков в судебном заседании участия не принимали, возражений не представили.
Представитель третьего лица - Кунгурского отдела вневедомственной охраны-филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю» в судебном заседании не участвовал, просил дело рассмотреть в его отсутствие, возражений по иску не представил.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.ст. 45, 46 Конституции Российской Федерации государством гарантируется защита прав и свобод человека и гражданина.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Закон № 124-ФЗ) государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Пунктом 2 ч. 6 ст. 28, ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, обеспечивать безопасность обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма определены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закона № 35-ФЗ).
В силу ч. 3.1 ст. 5 Закона № 35-ФЗ юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Во исполнение п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее – Требования).
Судом установлено:
Прокуратурой Березовского района по поручению прокуратуры Пермского края с привлечением должностных лиц Кунгурского отдела вневедомственной охраны - филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Пермскому краю», с участием заместителя председателя комитета образования администрации Березовского муниципального округа проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования, расположенных на территории Березовского муниципального округа. (л.д.11).
В ходе проведения проверки установлено, что объекты образовательного учреждения МБОУ «Переборская ООШ», расположенного на территории Березовского муниципального округа, имеют 4 категорию опасности. (л.д.45-65).
В силу подпункта «д» пункта 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляется мероприятие в виде оборудования объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации
В соответствии с пунктом 31 Требований система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.
Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.
Из акта выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в здании МБОУ «Переборская ООШ» по адресу: <адрес>, система освещения в темное время суток недостаточна, при просмотре камер видеонаблюдения № установлена необходимость дополнительного освещения, система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте не обеспечивает оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники, наглядные пособия не содержат информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте при обнаружении подозрительных лиц. (л.д.12-13).
По мнению истца, указанные нарушения антитеррористической защищенности объектов образовательных организаций свидетельствуют, в том числе о ненадлежащем содержании и использовании имущества Березовского муниципального округа, которые возникли по причине недостаточного финансирования мероприятий, связанных с антитеррористической защищенностью объектов образовательных организаций, а также в условиях отсутствия должного внимания со стороны должностных лиц администрации Березовского муниципального округа, комитета образования администрации и руководителей образовательных организаций к рассматриваемым вопросам.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Березовского муниципального округа и председателя комитета образования администрации Березовского муниципального округа прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений не позднее 1 месяца с момента получения представления, принять меры к устранению допущенных нарушений законодательства (л.д.18-28).
Рассмотрев представление прокурора, администрацией Березовского муниципального округа ДД.ММ.ГГГГ направлена информация о том, что разработана «Дорожная карта по установке систем оповещения и управления эвакуацией людей в образовательных учреждениях Березовского муниципального округа Пермского края на ДД.ММ.ГГГГ», идет разработка проектно-сметной документации. Кроме того, представлены сведения о ряде выполненных работ (л.д.30-31,32-38).
В соответствии с Дорожной картой установка системы оповещения и управления эвакуацией людей на объектах образовательного учреждения МБОУ «Переборская ООШ» запланирована на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.41-43).
Согласно заключению о результатах рассмотрения акта прокурорского реагирования, нарушения, не требующие выделения дополнительного финансирования в настоящее время устранены. Для установки системы оповещения и управления эвакуацией разработана «Дорожная карта», предусматривающая этапы финансирования мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений. (л.д.44).
Неисполнение представления прокурора послужило основанием для обращения с исковыми требованиями в суд.
Поскольку в судебном заседании факт невыполнения ответчиком МБОУ «Переборская ООШ» в полной мере требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования нашел свое подтверждение, требование истца, исходя из интересов безопасности обучающихся, а также работников вышеуказанного образовательного учреждения, иных лиц, находящихся на объектах образовательного учреждения, подлежат удовлетворению, соответственно, подлежат удовлетворению и требования к Комитету образования администрации Березовского муниципального округа Пермского края в части обеспечения финансирования.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Берёзовского района Пермского края, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Переборская общеобразовательная школа» обязанность в срок не позднее 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно оборудовать объект образовательного учреждения, расположенный по адресу: <адрес> автономными системами оповещения и управления эвакуацией людей, оборудованными источниками бесперебойного питания, звуковыми и речевыми оповещателями с уровнем громкости выше допустимого уровня шума с расположением речевых оповещателей таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации, и обеспечивающими оперативное информирование лиц, находящихся на объектах образовательного учреждения, о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.
Возложить на Комитет образования администрации Березовского муниципального округа обязанность по финансированию образовательного учреждения для устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму в срок не позднее 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края (ПСП в с. Березовка) в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Зорина