Дело № 2-3581/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 октября 2022г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Иванова Д.Н.
при секретаре Аксенцовой А.А.
с участием прокурора Новиковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пахомовой Оксаны Валерьевны к Финансово-казначейскому управлению администрации г.Смоленска, Департаменту Смоленской области по здравоохранению, Департаменту Смоленской области по социальному развитию о компенсации морального вреда,
установил:
Пахомова О.В. обратилась в суд с иском к Финансово-казначейскому управлению администрации г.Смоленска о взыскании компенсации морального вреда в размере 1 000 000 руб., указав, что 16.10.2021 ее мать ФИО13 социальным работником ОГБУ «Смоленский комплексный центр социального обслуживания населения» была принудительно госпитализирована в стационар ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница», хотя правовых оснований у социального работника для этого не было. Она не давала своего согласия на госпитализацию матери, в связи с чем незаконными действиями социального работника по помещению Мартыненковой С.В. в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, истцу причинен существенный моральный вред, выразившийся в переживаемых тяжелых нравственных страданиях, так как должностные лица преследовали цель сломить психическое сопротивление Мартыненковой С.В. для достижения своих корыстных целей.
В судебное заседание Пахомова О.В. не явилась, извещалась надлежащим образом.
Представитель Финансово-казначейского управления администрации г.Смоленска Маомнтова Н.В. требования не признала, поддержав письменные возражения, полагает что управление является ненадлежащим отметчиком, поскольку финансирование деятельности ОГБУ «Смоленский комплексный центр социального обслуживания населения» осуществляется из областного бюджета, в связи с чем ответчиком по делу является субъект Российской Федерации в лице главного распорядителя средств областного бюджета – Департамента Смоленской области по здравоохранению и Департамента Смоленской области по социальному развитию.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Департамента Смоленской области по здравоохранению Сидоренкова Я.С. требования не признала. Ссылается на то, что госпитализация ФИО3 была осуществлена в соответствии с действующим законодательством, Департамент не может быть ответчиком по указанному исковому заявлению, поскольку является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере здравоохранения на территории Смоленской области, и полномочия по установлению диагноза, оказанию медицинской помощи, обследованию и назначении лечения не относится к его компетенции.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Департамента Смоленской области по социальному развитию ФИО6 требования не признала, указав, что социальный работник является неуполномоченным лицом для принятия решения о госпитализации гражданина, решение о принудительной госпитализации ФИО3 было принято врачом больницы, в которую она была доставлена бригадой скорой помощи, а не социальным работником. Следовательно, действия Учреждения являются законными, обоснованными и не направлены на умаление прав и свобод истца, а также ФИО3
Представитель третьего лица ОГБУ «Смоленский комплексный центр социального обслуживания населения» Христич В.В. счел требования истца необоснованными.
Представитель третьего лица ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница» Иванова Т.Н. требования не признала, пояснив, что права госпитализированной нарушены не были, учреждение действовало в строгом соответствии со ст. ст. 11, 12, 28, 29 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и положениями гл. 30 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим убеждениям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ОГБУ «Смоленский комплексный центр социального обслуживания населения» и ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р., был заключен договор № о предоставлении социальных услуг.
Предметом договора являлось предоставление социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой, включающей, в том числе, покупку за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом продуктов питания, средств первой необходимости, помощь в приготовлении пищи и ее приеме, уборка жилых помещений, содействие в оказании санитарно-гигиенических услуг, содействие в получении медицинской помощи, в том числе в госпитализации, сопровождении его в медицинскую организацию, выполнение процедур, связанных с сохранением здоровья получателя социальных услуг, систематическое наблюдение за получателем социальных услуг для выявления отклонений в состоянии здоровья, посещение получателей вмедицинских организациях и другое.
Исходя из содержания искового заявления 16.10.2021 года социальный работник ОГБУ «Смоленский комплексный центр социального обслуживания» принудительно госпитализировал Мартыненкову С.Ф., в ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница», без согласия и без уведомления о данном факте ее дочери.
Из возражений ОГБУ «Смоленский комплексный центр социального обслуживания населения» следует, что 16.12.2021 при посещении социальным работником Мартыненковой С.Ф. обнаружено, что она очень сильно беспокоилась, волновалась, кричала, кидалась цепью от замка, на просьбы реагировала агрессивно, в связи с чем, принимая во внимание, что ее дом находится рядом с дорогой с оживленным движением, по единому номеру вызова экстренных служб была вызвана бригада скорой помощи.
Согласно выписке из карты Мартыненковой С.В. от 16.10.2022 она была осмотрена в приемном отделении ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница» врачом-психиатром Ершовой И.В., госпитализируется в порядке недобровольной госпитализации, первично доставлена бригадой скорой медицинской помощи для обследования и стационарного лечения.
Основанием для госпитализации Мартыненковой С.В. явился факт неадекватного поведения, а именно, по словам социального работника Мартыненкова С.В. «вела себя неадекватно, залезла на дерево, бегала раздетая по улице, громко кричала, пела песни, залезала на табуретку к забору и кричала «Выпустите меня», отказывалась от приема препаратов, продуктов питания».
В соответствии с законом Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее - Закон № 3185-1) психиатрическая помощь лицам, страдающим психическими расстройствами, гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, гуманности и соблюдения прав человека и гражданина (часть 2 статьи 1).
Статьей 29 установлено, что лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, без его согласия либо без согласия одного из родителей или иного законного представителя до постановления судьи, если его психиатрическое обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:
а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или
б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или
в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.
Согласно информации ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница» основанием для госпитализации ФИО3 послужило ухудшение психического состояния, неадекватное поведение, отказ от приема медицинских препаратов, продуктов питания.
Статьей 32 Закона № 3185-1 установлено, что лицо, госпитализированное в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, по основаниям, предусмотренным статьей 29 Закона № 3185-1, подлежит обязательному психиатрическому освидетельствованию в течение 48 часов комиссией врачей-психиатров медицинской организации, которая принимает решение об обоснованности госпитализации. В случаях, когда госпитализация признается необоснованной и госпитализированный не выражает желания остаться в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, он подлежит немедленной выписке (часть 1).
Если госпитализация признается обоснованной, то заключение комиссии врачей- психиатров в течение 24 часов направляется в суд по месту нахождения медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, для решения вопроса о дальнейшем пребывании лица в ней (часть 2).
В этой связи, ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница» 18.10.2021 в 08.00 ч. ФИО3 была освидетельствована комиссией врачей-психиатров, которая пришла к заключению, что она нуждается в госпитализации в медицинскую организацию, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и лечение в соответствии со 29 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в связи с наличием у нее тяжелого психического расстройства, которое обусловливает: его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности и существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.
18.10.2021 ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница» направлено административное исковое заявление в Смоленский районный суд Смоленской области.
Определением судьи Смоленского районного суда Смоленской области от 18.10.2021 продлено пребывание ФИО3 в ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница» по 22.10.2021.
22.10.2021 Мартыненкова С.В. была осмотрена комиссией и принято решение об отсутствии необходимости продления нахождения пациентки в ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница».
В связи с чем, Мартыненкова С.В. была выписана из ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница» 22.10.2021 в сопровождении внучки.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что социальный работник является неуполномоченным лицом для принятия решения о госпитализации гражданина, фактически решение о принудительной госпитализации Мартыненковой С.В. было принято врачом больницы, в которую была доставлена Мартыненкова С.В. бригадой скорой помощи, а не социальным работником.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При этом согласно ст. 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту от имени казны Российской Федерации выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Как разъяснено в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", по общему правилу, установленному статьей 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Установленная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
По смыслу приведенных нормативных положений гражданского законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. Необходимыми условиями для возложения обязанности по возмещению вреда, в том числе по компенсации морального вреда, являются: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья, либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.
Обязанность возместить причиненный вред - мера гражданско-правовой ответственности, которая применяется к причинителю вреда при наличии состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между этим поведением и наступлением вреда, а также его вину.
Таким образом, установление состава гражданского правонарушения во всех случаях привлечения к гражданско-правовой ответственности является обязательным.
В своем исковом заявлении, Пахомова О.В. указывает на то, что незаконными действиями социального работника по помещению Мартыненковой С.В. в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, ей причинен существенный моральный вред, выразившийся в переживаемых тяжелых нравственных страданиях.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства истцом не представлены доказательства, подтверждающие незаконность действий должностных лиц ОГБУ «Смоленский комплексный центр социального обслуживания населения» и ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница», факт нарушения личных неимущественных прав, действиями (бездействием) должностных лиц указанных им в иске, а также причинно-следственной связи между действиями и причиненным истцу вредом.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194- 197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Пахомовой Оксаны Валерьевны отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.
Председательствующий Д.Н. Иванов
Решение в окончательной форме изготовлено 01.11.2022
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>