11RS0002-01-2023-001592-98 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута |
14 июня 2023 года |
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Машковцевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Имамеевой Т.М.,
с участием помощника транспортного прокурора г. Воркуты Коржанова О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1922/2023 по исковому заявлению Воркутинского транспортного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Комиавиатранс» о возложении обязанности обеспечить внесение изменений в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – Аэропорт Воркута, с утверждением этих изменений в установленном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Воркутинский транспортный прокурор обратился в суд с требованиями к ответчику о признании незаконным бездействия к акционерному обществу «Комиавиатранс» (далее АО «Комиавиатранс») о возложении обязанности в течение одного года со дня вступления решения в законную силу обеспечить внесение изменений в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – Аэропорт Воркута (реестровый номер АРП0000838), с утверждением этих изменений в установленном порядке.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки соблюдения законодательства о транспортной безопасности, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности АО «Комиавиатранс» Аэропорт Воркута, выразившиеся в невнесении изменений в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Отзыв на иск не представил.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия представителя ответчика.
Помощник Воркутинского транспортного прокурора в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в иске.
Выслушав пояснения Воркутинского транспортного прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от <дата> № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Федеральный закон № 16-ФЗ) целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.
На основании ст. 4 Федерального закона № 16-ФЗ на субъекты транспортной инфраструктуры возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Согласно п.п. 10, 6, 9 ст. 1, ст. 2, ч.1 ст.4, п. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 16-ФЗ, транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства; целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства; обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств относится к основным задачам обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с п.п. 1, 2.1, 3 ст. 5 Федерального закона № 16-ФЗ порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел; оценка уязвимости транспортных средств проводится субъектами транспортной инфраструктуры либо специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора; результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Исходя из ст. 8 Федерального закона № 16-ФЗ, требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 Федерального закона №16-ФЗ, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2020 № 1605 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта (далее Требования от 05.10.2020 № 1605).
В соответствии с пп. 18 п. 6 Требований от 05.10.2020 № 1605 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить внесение изменений в план обеспечения безопасности, в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, и их представление на утверждение в Федеральное агентство воздушного транспорта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, реализовать эти изменения в течение одного года со дня утверждения.
АО «Комиавиатранс» является собственником категорированного объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) - Аэропорт Воркута.
Аэропорт Воркута включен в реестр категорированных объектов 07.06.2011, ему присвоена третья категория.
Заключением Межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации № 90 от 10.02.2012 утверждены результаты оценки уязвимости указанного ОТИ.09.07.2013 утвержден план обеспечения транспортной безопасности ОТИ - Аэропорт Воркута.
15.11.2019 присвоенная ОТИ - Аэропорт Воркута третья категория изменена на четвертую (протокол комиссии Федерального агентства воздушного транспорта № 367/06-ПР ОТИ от 15.11.2019).
11.05.2021 Федеральным агентством воздушного транспорта утверждены результаты дополнительной оценки уязвимости ОТИ - Аэропорт Воркута.
По результатам прокурорской проверки выявлено неисполнение АО «Комиавиатранс» требований законодательства изменения в план обеспечения транспортной безопасности указанного ОТИ не внесены и не представлены на утверждение в Федеральное агентство воздушного транспорта, в связи с чем, 27.02.2023 в адрес начальника генерального директора АО «Комиавиатранс» было внесено представление об устранении нарушений законодательства, а именно в течение месяца принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин, условий им способствующих; решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.
АО «Комиавиатранс» в письме от 31.03.2023 сообщило, что в соответствии с дополнительным соглашением с Уральским филиалом. ФГУП «УВО ’Минтранса России» от 23.01.2023 г. № 14/У/191987.6 для охраны периметра ОТИ «Аэропорт Воркута» в период с 22 часов до 08 часов группа быстрого реагирования действительно состоит из 1 стрелка. На основании договора заказчик оказывает содействие исполнителю при осуществлении им услуг по охране периметра, то есть силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ - службой авиационной безопасности (далее - САБ). В настоящее время проводятся мероприятия, необходимые для аккредитации АО «Комиавиатранс» в качестве подразделения, транспортной безопасности, мероприятия по формированию подразделения транспортной безопасности АО «Комиавиатранс». Проводится подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности, в том числе трое работников САБ прошли подготовку по дополнительным профессиональным программам подготовки работников включенных в состав группы быстрого реагирования воздушного транспорта, из них один работник аттестован. Также в рамках рассмотрения представления Уральским филиалом ФГУП «УВО Минтранса. России» гарантировано оснащение ГБР переносными средствами видеонаблюдения.
Во исполнение пп. 38 п. 6 Требований от 05.10.2020 № 1605 в настоящее время в филиал АО «Комиавиатранс» «Аэропорт Воркута» закуплены сертифицированные технические средства обеспечения транспортной безопасности, в том числе оборудование системы контроля и управления доступом.
Во исполнение пп. 1 п.16 Требований от 05.10.2020 № 1605 в настоящее время в филиал АО «Комиавиатранс» «Аэропорт Воркута» закуплены сертифицированные технические средства обеспечения транспортной безопасности – система видеонаблюдения (25 камер видеонаблюдения), в том числе камеры видеонаблюдения, обеспечивающие видеоидентификацию объектов видеонаблюдения.
Указанные в представлении работники САБ ОТИ «Аэропорт Воркута» проверены с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона РФ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 №>16-ФЗ.
Результаты дополнительной оценки уязвимости ОТИ «Аэропорт Воркута» утверждены 11.05.2021, АО «Комиавиатранс» заключен договор со специализированной организацией ООО «БИПРОАСКО» на оказание услуг по дополнительной оценке уязвимости и внесению изменений (дополнений) в планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ АО «Комиавиатранс». В период с момента получения дополнительной оценки уязвимости по настоящее время проводится работа, вышеуказанные документы направлялись в ООО «БИПРОАСКО», с их стороны вносились корректировки, в том числе и корректировки, согласно вступившим в законную силу законодательным актам РФ в области обеспечения транспортной безопасности. Учитывая большой объем документации, необходимой для внесения изменений в план обеспечения транспортной безопасности, изменение законодательных актов РФ в области транспортной безопасности, постоянные корректировки в порядках и перечнях, данные обстоятельства привели к замедлению процесса направления итоговых документов. По результатам выполнения договора со специализированной организацией, указанное нарушение будет устранено.
С учетом сущности и причин, имеющихся нарушений требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности и принимаемых - мер по их устранению, меры дисциплинарного характера к работникам АО « Комиавиатранс» не применялись.
Вместе с тем, до настоящего времени указанные нарушения законодательства о транспортной безопасности не устранены, что создает грозу безопасности неопределенного круга лиц, причинения вреда их жизни и здоровью.
При таких обстоятельствах, АО «Комиавиатранс» не выполнило обязанности, возложенные на него в соответствии с положениями Федерального закона № 16-ФЗ, что ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся услугами авиатранспорта, в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости возложения на АО «Комиавиатранс» соответствующей обязанности обеспечить внесение изменений в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – Аэропорт Воркута (реестровый номер АРП0000838), с утверждением этих изменений в установленном порядке.
Учитывая обстоятельства дела, характер и длительность мероприятий необходимых для исполнения требований истца, суд считает разумным установить для исполнения решения суда срок один год со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Определяя размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, суд учитывает, что подлежат удовлетворению требования неимущественного характера, следовательно, размер государственной пошлины составляет 300 руб.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Воркутинского транспортного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Комиавиатранс» удовлетворить.
Возложить на акционерное общество «Комиавиатранс» обязанность обеспечить внесение изменений в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – Аэропорт Воркута (реестровый номер АРП0000838), с утверждением этих изменений в установленном порядке, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с акционерного общества «Комиавиатранс» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, то есть с 21.06.2023.
Председательствующий