Дело № 2-2384/2024
73RS0001-01-2024-002798-43
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 31 мая 2024 года
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Денисовой М.А.,
при секретаре Айметдиновой А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ульяновского района Ульяновской области, действующего в интересах Фейсхановой Р.А., к Министерству здравоохранения Ульяновской области, государственному учреждению «Ульяновская государственная аптека» о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
прокурор Ульяновского района Ульяновской области, действующий в интересах Фейсхановой Р.А., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУ «Ульяновская государственная аптека» о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области проведена проверка по обращению Фейсхановой Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наблюдающейся в ГУЗ «Ульяновская районная больница», по вопросу льготного лекарственного обеспечения, в ходе которой были выявлены основания для прокурорского вмешательства.
Установлено, что Фейсханова Р.А. страдает <данные изъяты>, в связи с чем она систематически обращается в больницу за выпиской рецептурных назначений на лекарственные препараты и медицинские изделия для получения их бесплатно.
Так, 12.12.2023 ей выписан рецепт серии № на лекарственный препарат <данные изъяты>, однако до настоящего времени Фейсханова Р.А. указанным льготным препаратом не обеспечена.
Между тем, в аптечном пункте № 33 ГУ «Ульяновская государственная аптека» в выдаче медицинских изделий в соответствии с выписанным рецептом лечащего врача отказали по причине их отсутствия в наличии на складе, указанный рецепт был внесен в журнал рецептов, принятых на отсроченное обеспечение.
Факт не произведенной выдачи лекарственного препарата подтверждается журналом учета рецептов, принятых на отсроченное обслуживание лекарственных средств на отсроченном обеспечении аптечного пункта № 33 ГУ «Ульяновская государственная аптека».
Требуемый медицинский препарат входит в Перечень необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный постановлением правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р, <данные изъяты> является ингибитором АПФ.
Ввиду бездействия органа государственной власти Фейсханова Р.А. фактически была лишена возможности использовать предоставленное ей право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом за счет бюджетных денежных средств.
Учитывая наличие у Фейсхановой Р.А. права на бесплатное обеспечение вышеуказанным лекарственным препаратом, характер имеющегося заболевания, необходимость в приеме данного лекарственного препарата и возможные отрицательные последствия для здоровья из-за несоблюдения данной обязанности, очевидны ее переживания за свою жизнь и здоровье и причинение морального вреда, в том числе ввиду отсутствия указанного препарата.
Просит обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области, ГУ «Ульяновская государственная аптека» обеспечить Фейсханову Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом <данные изъяты>, в соответствии с рецептом от 12.12.2023 серии № в количестве 1 упаковки; взыскать с Ульяновской области в лице Министерства здравоохранения Ульяновской области за счет казны Ульяновской области в пользу Фейсхановой Р.А. компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
Представитель процессуального истца помощник прокурора ульяновского района ульяновской области Карташова С.К. в судебном заседания пояснила, что на момент рассмотрения дела Фейсханова Р.А. обеспечена лекарственным препаратом, ввиду чего исковые требования в данной части не поддержала, на удовлетворении требования о компенсации морального вреда настаивала, поскольку в связи с несвоевременной выдачей лекарства истец испытывала нравственные и физические страдания.
Истец Фейсханова Р.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен.
Представитель ответчика ГУ «Ульяновская государственная аптека» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен. В письменном отзыве на иск сообщает, что в момент обращения истца в аптечный пункт № 33 Учреждения лекарственный препарат <данные изъяты>» (рецепт от 12.12.2023) отсутствовал на складе Учреждения. При поступлении на склад Учреждения указанного препарата по вновь заключенным контрактам, истец была обеспечена по запрашиваемому рецепту. Поставка лекарственных препаратов на склад Учреждения осуществляется поставщиками на основании государственных контрактов, заключенных Министерством здравоохранения Ульяновской области. Учреждение осуществляет прием, хранение и отпуск поступивших в рамках заключенных Министерством государственных контрактов лекарственных препаратов при предъявлении рецептов. ГУ «Ульяновская государственная аптека» не может являться ответчиком по данному делу, поскольку не обладает полномочиями по закупке лекарственных препаратов, а также не обладает полномочиями по выписке рецептов для обеспечения граждан лекарственными препаратами. Просят о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Представитель третьего лица ГУЗ «Ульяновская районная больница» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела третье лицо извещалось надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд, с учетом мнения представителя процессуального истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав представителя процессуального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Сторонам была разъяснена ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (ч. 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами (ч. 2).
Гражданским законодательством, в частности ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусмотрены способы защиты гражданских прав, однако данный перечень не является исчерпывающим.
Согласно ст. 3 ГПК РФ лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст. 46 Конституции Российской Федерации.
Суд принимает решение, в силу ст. 196 ГПК РФ, в пределах заявленных истцом требований.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (статья 41, часть 1).
В развитие указанных положений, ст.19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с п.п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Статьей 43 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное, наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» определен перечень социально значимых заболеваний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с со ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
В соответствии с п. 2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.
Согласно п. 2.1 Приказа Минздравсоцразвития России №328 от 29.12.2004 за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники обязаны: назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 №328, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения.
В силу п. 3 Приказа Минздрава России от 11.07.2017 № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность» отпуск лекарственных препаратов по рецептам осуществляется: аптеками; аптечными пунктами…
В соответствии с ранее действующим Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 №1 4/275-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья.
В силу п. 2.2.1 Положения Министерство в сфере управления здравоохранением осуществляет в том числе и следующие полномочия: организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; осуществляет ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в пределах своих полномочий в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно п. 2.2.17 Положения Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области, в рамках которых в том числе: формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области; готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства.
Согласно п. 2.2.19 Положения получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество, взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социальной защиты населения.
В соответствии с п. 2.2.21 Положения Министерство осуществляет функции государственного заказчика в установленной сфере деятельности Министерства.
В настоящее время указанные полномочия и обязательства переданы Министерству здравоохранения Ульяновской области.
В судебном заседании установлено, что Фейсханова Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты>, по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно. Фейсханова Р.А. наблюдается в ГУЗ «Ульяновская РБ» с диагнозом: <данные изъяты>, и ей предоставлено право на получение государственной социальной помощи в виде льготного лекарственного обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» за счет средств федерального бюджета.
Фейсхановой Р.А. лечащим врачом ГУЗ «Ульяновская РБ» был выписан льготный рецепт серии № от 12.12.2023 на лекарственный препарат «<данные изъяты>, в количестве 1 упаковки.
В судебном заседании установлено, что указанный лекарственный препарат был выдан Фейсхановой Р.А. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленным ГУ «Ульяновская государственная аптека» отчетом о получении лекарственных средств. При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора о возложении на ответчиков обязанности обеспечить Фейсханову Р.А. лекарственным препаратом удовлетворению не подлежат.
Исходя из приведенных выше положений закона, надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является Министерство здравоохранения Ульяновской области, следовательно, в удовлетворении исковых требований к ГУ «Ульяновская государственная аптека» надлежит отказать как к ненадлежащему ответчику.
При этом, по мнению суда, имеются основания для удовлетворения требования о компенсации морального вреда.
Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в несвоевременном обеспечении Фейсхановой Р.А. лекарственным препаратом существенно нарушает личные неимущественные права истца, в связи с чем он имеет право на взыскание с ответчика в его пользу компенсации морального вреда.
Учитывая все вышеприведенные обстоятельства, а также принцип разумности и справедливости, суд полагает, что размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию в пользу Фейсхановой Р.А., составляет 3000 руб., исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
Суд исходил из представленных сторонами доказательств. Иных доказательств суду не представлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области, действующего в интересах Фейсхановой Р.А., удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Фейсхановой Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серия №), компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований, а также в иске к государственному учреждению «Ульяновская государственная аптека» – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Денисова М.А.
Мотивированное решение составлено 07.06.2024.