Дело №2-140/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2022 года с. Александровский Завод
Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Тимофеевой И.А., при секретаре Шестаковой В.С. с участием представителя истца - помощника прокурора Александрово-Заводского района Букина Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Александрово-Заводского района Забайкальского края Пушкарева А.В. в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Маньковское» муниципального района «Александрово-Заводский район» Забайкальского края о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в 1000 метров в южном направлении от с. Маньково и о возложении обязанности разработать проект рекультивации земельного участка на котором находится данная свалка
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Александрово-Заводского района Пушкарев А.В. обратился в суд с указанным иском, ссылаюсь на следующее, прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об обращении с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено следующее. На территории сельского поселения «Маньковское» муниципального района «Александрово-Заводский район» Забайкальского края на расстоянии 1000 метров в южном направлении от с. Маньково расположена несанкционированная свалка бытовых отходов (стеклянные и пластиковые бутылки, бумажные и синтетические мешки, стеклянные банки, остатки продуктов питания, пустые консервные банки, полиэтиленовые и бумажные пакеты, тряпки, старая обувь и одежда, твердые пищевые отходы и др.) размерами 70 на 25 м. Кроме того, на данном участке имеются останки домашних животных крупного рогатого скота. На территории Забайкальского края приказом Министерства природных ресурсов Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территорий Забайкальского края. Свалка, расположенная на расстоянии около 1000 метров в южном направлении от с. Маньково в указанный Перечень не включена. Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4<данные изъяты> «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, являются несанкционированными свалками отходов. Таким образом, отходы производства и потребления размещены на данном земельном участке незаконно, свалка является несанкционированным объектом размещения отходов и подлежит ликвидации. Просит суд обязать администрацию сельского поселения «Маньковское» муниципального района «Александрово-Заводский район» Забайкальского края принять все возможные меры по ликвидации несанкционированного объекта размещения отходов, около 1000 метров в южном направлении от с. Маньково на территории сельского поселения «Маньковское» муниципального района «Александрово-Заводский район» Забайкальского края. Обязать администрацию сельского поселения «Маньковское» муниципального района «Александрово-Заводский район» Забайкальского края в срок разработать проект рекультивации земельного участка, на котором находится свалка, расположенная на расстоянии около 1000 метров в южном направлении от с. Маньково на территории сельского поселения «Маньковское» муниципального района «Александрово-Заводский район» Забайкальского края и приступить к рекультивации указанных земельных участков в соответствии с разработанным проектом рекультивации.
Глава администрации сельского поселения «Маньковское» ФИО4 в судебное заседание не явилась, согласно телефонограмме просила рассмотреть дело без ее участия, исковые требования признала в полном объеме.
Процессуальный истец - помощник прокурора Александрово-Заводского района Букин Д.С. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Пунктом 1 ст. 51 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, п.2 данной статьи предусмотрено, что сброс отходов производства и потребления, в том числе и на почву, запрещен.
Статья 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» также устанавливает право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Частью 1 ст. 8 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание благоприятного состояния окружающей природной среды.
Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ запрещается захоронение отходов в границах населённых пунктов.
Частью 7 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ установлен запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Кроме этого, п. 2 ст. 13 названного Федерального закона предусматривает, что порядок сбора на территориях муниципального образования осуществляет орган местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также, ч. 8 ст. 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень).
На территории Забайкальского края приказом Министерства природных ресурсов Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территорий Забайкальского края. Свалка, расположенная около 1000 метров в южном направлении от с. Маньково в указанный Перечень не включена.
В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно- эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Федеральный закон № 89-ФЗ допускает накопление отходов только в местах (площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
На основании ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В соответствии с п. 6 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении рекультивации и консервации земель» (далее - постановление Правительства №) рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению, химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения отнесены: организация сбора, вывоза бытовых отходов и мусора.
Как достоверно установлено по делу, земельный участок на котором находится свалка, около 1000 метров в южном направлении от с. Маньково, подлежит рекультивации правообладателем этих участков - администрацией сельского поселения «Маньковское» муниципального района «Александрово- Заводский район» Забайкальского края. Незаконное размещение отходов на вышеуказанном участке негативно сказывается на состоянии окружающей среды и представляет угрозу жизни и здоровья граждан. От негативного воздействия несанкционированной свалки отходов может пострадать любое лицо.
При установленных обстоятельствах доводов иска о возложении на ответчика обязанности По ликвидации несанкционированного объекта размещения отходов, около 1000 метров в южном направлении от с. Маньково на территории сельского поселения «Маньковское» муниципального района «Александрово- Заводский район» Забайкальского края; разработать проект рекультивации земельного участка на котором находится свалка, около 1000 метров в южном направлении от с. Маньково на территории сельского поселения «Маньковское» муниципального района «Александрово-Заводский район» Забайкальского края и приступить к рекультивации указанных земельных участков в соответствии с разработанным проектом рекультивации обоснован.
Оснований для снятия с ответчика обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, не имеется.
Суд соглашается с доводом прокурора о том, что, установленный факт наличия свалки бытовых отходов на указанной в иске территории свидетельствует о непринятии ответчиком полных мер по ликвидации несанкционированных свалок. При этом суд полагает возможным согласиться с доводами прокурора о том, что сложившаяся ситуация нарушает конституционные права неопределенного круга на жизнь, здоровье, благоприятную окружающую среду.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
СУД,
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. прокурора Александрово-Заводского района Забайкальского края Пушкарева А.В. в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Маньковское» муниципального района «Александрово-Заводский район» Забайкальского края о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной около 1000 метров в южном направления от с. Маньково о возложении обязанности разработать проект рекультивации земельного участка на котором находится данная свалка и приступить к рекультивации указанных земельных участков в соответствии с разработанным проектом рекультивации - удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «Маньковское» муниципального района «Александрово-Заводский район» Забайкальского края принять все возможные меры по ликвидации несанкционированного объекта размещения отходов, около 1000 метров в южном направлении от с. Маньково на территории сельского поселения «Маньковское» муниципального района «Александрово-Заводский район» Забайкальского края.
Обязать администрацию сельского поселения «Маньковское» муниципального района «Александрово-Заводский район» Забайкальского края разработать проект рекультивации земельного участка на котором находится свалка, около 1000 метров в южном направлении от с. Маньково на территории сельского поселения «Маньковское» муниципального района «Александрово- Заводский район» Забайкальского края и приступить к рекультивации указанных земельных участков в соответствии с разработанным проектом рекультивации.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Александрово- Заводский районный суд Забайкальского края. Решение в окончательной форме изготовлено 15 сентября 2022 года.
Судья И.А. Тимофеева