Дело № 2-552/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 мая 2021 года пос.ж.д.ст. Высокая Гора
Высокогорский районный суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Кузнецовой Л.В.
с участием помощника Казанского межрайонного природоохранного прокурора Исмагиловой Л. А.,
представителя третьего лица Акционерного общества «Высокогорские коммунальные сети» по доверенности Карычева Р. М.,
при секретаре судебного заседания Хакимовой Р. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда в зале № гражданское дело по исковому заявлению Казанского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету Село-Алатского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан о присуждении к исполнению обязанности по разработке проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения, обеспечению соответствия источника водоснабжения санитарным правилам,
у с т а н о в и л:
Казанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Высокогорский районный суд Республики Татарстан с вышеназванным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, в обоснование указав следующее.
Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при использовании и охране водных объектов, в том числе при обеспечении населения питьевой водой.
Установлено, что на территории Село-Алатского сельского поселения В. муниципального района РТ расположена артезианская скважина в поле в д<адрес>, кадастровым номер земельного участка №, находящаяся в собственности поселения.
Исполнительный комитет Село-Алатского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан обеспечивает население, проживающее на территории муниципального образования питьевой водой.
Источник водоснабжения, эксплуатируется АО «Высокогорские коммунальные сети» на основании договора аренды муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Исполнительный комитет Село-Алатского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан передает АО «Высокогорские коммунальные сети» во временное владение и пользование муниципальное имущество – вышеуказанную скважину с целью оказания услуг водоснабжения на территории муниципального образования.
Как указывает истец, проверка показала отсутствие проекта зоны санитарной охраны водозабора, а также санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В настоящее время эксплуатация принадлежащего Исполнительному комитету Село-Алатского сельского поселения В. муниципального района Республики Татарстан источника водоснабжения - артезианская скважина в поле в д. <адрес> осуществляется АО «Высокогорские коммунальные сети» на основании договора аренды.
В соответствии с п. 3.2.1 Договора аренды Исполнительный комитет обязуется передать Обществу всю необходимую техническую документацию, позволяющую обществу эксплуатировать арендованное имущество соответствии с требованиями законодательства РФ.
Согласно п.п. 3.2.5, 3.2.6, 3.2.7 Договора аренды Исполнительный комитет обязуется после передачи имущества в течение одного месяца привести в соответствие с требованиями СанПиН все переданное имуществе, а также земельные участки, на которых расположено данное имущество; обеспечить соответствие экологическим, санитарным и природоохранным требованиям передаваемого в аренду имущества и прилегающей к нему территории; обеспечить соответствие качества воды, добываемой из скважин санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.4.1074- 01.
При этом, как отмечает истец, сам факт передачи имущества, необходимого для добычи подземных вод в целях организации водоснабжения населения, не освобождает орган местного самоуправления от обязанности организовать надлежащее водоснабжение в поселении и соблюдать требования санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Исходя из указанных норм, условий Договора, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого в хозяйственно-бытового водоснабжения, обеспечению санитарно-эпидемиологическим заключением о соответствии водных объектов санитарным правилам, по мнению истца, возложена на орган местного самоуправления.
Именно Исполнительный комитет Село-Алатского сельского поселения Высокогорского района Республики Татарстан, как орган местного самоуправления, осуществляет полномочия собственника скважин, вне зависимости от того, кому переданы данные объекты и на каком основании.
Как указывает прокурор, проверка также показала, что АО «Высокогорские коммунальные сети» - эксплуатирующая организация, арендатор по договору, осуществляет хозяйственно-питьевого водоснабжения населения д. <адрес> в отсутствие лицензии на право пользования недрами при добыче подземных вод. В данной связи эксплуатация арендованного имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации на сегодняшний день невозможна.
Вместе с тем, установленное нарушение – пользование АО «Высокогорские коммунальные сети» недрами без лицензии не представляется возможным устранить до момента исполнения Исполнительным комитетом Село-Алатского сельского поселения Высокогорского района Республики Татарстан условий договора аренды, устранения вышеуказанных нарушений законодательства Российской Федерации.
Истец отмечает, что в настоящее время эксплуатация принадлежащего Исполнительному комитету Село-Алатского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан источника водоснабжения осуществляется без разработанного в установленном порядке проекта зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, обустройство которого призвано не допустить возможность загрязнения данного источника, а также в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Незаконными действиями Исполнительный комитет Село-Алатского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, отсутствие разработанного в установленном порядке проекта зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, может повлечь нарушение требований санитарных правил к качеству питьевой воды, привести к её загрязнению, развитию инфекционных заболеваний, патологических состояний организма человека (общая интоксикация организма, поражение органов пищеварения, центральной нервной системы).
Аналогичные нарушения в деятельности Исполнительного комитета Село-Алатского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан были выявлены прокуратурой в ходе проверки в ноябре 2020 года, по результатам которой прокуратурой внесено представление об устранении нарушений закона.
Проверка показала, что указанные в представлении требования до настоящего времени не исполнены.
Перечисленные факты, длительное бездействие ответчика по устранению допущенных нарушений закона явились основанием для обращения прокуратуры в суд с названными требованиями в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.
Отсутствие разработанного в установленном порядке проекта зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц – граждан РФ, гарантированные статьями 42 Конституции РФ, статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, поскольку эксплуатации подземных водозаборов - источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения учета санитарных требований создает угрозу безопасности здоровья людей; увеличивает риск возникновения массовых инфекционных заболеваний населения. Отсутствие вышеуказанных документов также приводит к самовольной добыче подземных вод, что является основанием для обращения прокуратуры в суд в защиту интересов Российской Федерации, как собственника указанного вида природных ресурсов.
В этой связи, истец просит обязать Исполнительный комитет Село-Алатского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан разработать в установленном порядке проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения - артезианской скважины в поле в деревне <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №; обязать Исполнительный комитет Село-Алатского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан обратиться в Управление Роспотребнадзора по <адрес> с заявлением и предусмотренным в соответствии с законодательством РФ пакетом документов для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта - артезианской скважины в поле в деревне <адрес> земельный участок с кадастровым номером №, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования; установить срок для устранения нарушения до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца по доверенности помощник прокурора Исмагилова Л. А. исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить, в обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика – исполнительного комитета Село-Алатского сельского поселения В. муниципального района РТ не явился, извещен.
Представитель третьего лица АО «Высокогорские коммунальные сети» по доверенности Карычев Р. М. иск прокурора поддержал.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по РТ не явился, извещен.
Суд, выслушав участников по делу, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации закреплены права каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные объекты, пригодность которых для целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Границы утвержденных зон санитарной охраны водоисточников в соответствии с ч. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ в обязательном порядке отображаются на картах градостроительного зонирования.
В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» границы планируемых зон размещения объектов холодного водоснабжения, включаются в схемы водоснабжения поселений и городских округов, которые утверждаются органами местного самоуправления.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические требования к организаций эксплуатации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения установлены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 №10 (далее СанПиН 2.1.4.1110-02).
В соответствии с п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В соответствии с п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
В силу п. 1.7 СанПиН 2.1.4.1110-02 определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения.
В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.
Согласно п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Водного кодекса РФ собственники подземных водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении подземных водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов; установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значении поселения относится, в том числе, организация в границах поселений водоснабжения населения.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения.
Частью 1.1. ст. 6 ФЗ-416закреплено, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 ст. 6, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 16 ч. 3 ст. 15 Закона Республики Татарстан от 28.07.2004 № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан», п. 17 ч. 1 ст. 8 Устава Село-Алатского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, принятого решением Совета поселения от ДД.ММ.ГГГГ № к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.
Установлено, что на территории Село-Алатского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ расположена артезианская скважина в поле в д<адрес>, кадастровым номер земельного участка №, находящаяся в собственности поселения.
Исполнительный комитет Село-Алатского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан обеспечивает население, проживающее на территории муниципального образования питьевой водой.
Согласно договору аренды муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ Исполнительный комитет Село-Алатского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан передал АО «Высокогорские коммунальные сети» во временное владение и пользование указанную артезианскую скважину с целью оказания услуг водоснабжения на территории муниципального образования.
В соответствии с п. 3.2.1 Договора аренды Исполнительный комитет обязуется передать Обществу всю необходимую техническую документацию, позволяющую обществу эксплуатировать арендованное имущество в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Согласно п.п. 3.2.5, 3.2.6, 3.2.7 Договора аренды Исполнительный комитет обязуется после передачи имущества в течение одного месяца привести в соответствие с требованиями СанПиН все переданное имущество, а также земельные участки, на которых расположено данное имущество; обеспечить соответствие экологическим, санитарным и природоохранным требованиям передаваемого в аренду имущества и прилегающей к нему территории; обеспечить соответствие качества воды, добываемой из скважин санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.4.1074- 01.
Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при использовании и охране указанных водных объектов. Прокурорская проверка показала отсутствие проекта зоны санитарной охраны вышеуказанного источника водоснабжения, а также санитарно-эпидемиологических заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования.
По результатам проведенной проверки Казанским межрайонным природоохранным прокурором Главе Село-Алатского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан было внесено представление № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушении требований законодательства.
Указанные в представлении требования до настоящего времени не исполнены.
Суд, полагает, что отсутствие разработанного в установленном порядке проекта зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц – граждан РФ, гарантированные статьями 42 Конституции РФ, статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, поскольку эксплуатации подземных водозаборов - источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения учета санитарных требований создает угрозу безопасности здоровья людей; увеличивает риск возникновения массовых инфекционных заболеваний населения. Отсутствие вышеуказанных документов также приводит к самовольной добыче подземных вод.
Таким образом, имеются все основания для вынесения судом решения об удовлетворении иска Казанского межрайонного природоохранного прокурора.
Кроме того, необходимо установить срок для разработки проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения и получения на него санитарно-эпидемиологического заключения, а именно – до ДД.ММ.ГГГГ.,
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56-57, 194-199, 235 ГПК РФ суд
р е ш и л:
Иск Казанского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Исполнительный комитет Село-Алатского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан разработать в установленном порядке проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения - артезианской скважины в поле в деревне <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №
Обязать Исполнительный комитет Село-Алатского сельского поселения В. муниципального района Республики Татарстан обратиться в Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан с заявлением и предусмотренным в соответствии с законодательством РФ пакетом документов для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта - артезианской скважины в поле в деревне <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования.
Установить срок для устранения нарушения до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного мотивированного решения в Верховный Суд Республики Татарстан через Высокогорский районный суд Республики Татарстан.
Полное мотивированное решение изготовлено 11 мая 2021 года.
Судья: