дело № 2-327/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Крыловская 05 апреля 2022 года Крыловской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Павловской И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Даненко Г.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сейранян В.Ш. к администрации муниципального образования Крыловский район о признании права собственности на реконструированный нежилой объект недвижимости.
установил:
Сейранян В.Ш. обратился с иском к администрации муниципального образования Крыловский район о признании права собственности на реконструированный нежилой объект недвижимости, ссылаясь на следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ между истцом и администрацией муниципального образования <адрес> заключен договор аренды № земельного участка площадью 1107 кв.метров с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с п. 4.1.4 Договора арендатор имеет право в соответствии с законодательством возводить здания, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием, с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. В 2020 году истец самовольно возвел на вышеуказанном земельном участке здание литер «Д» общей площадью 105,6 кв. метров. Для оформления здания истец обратился в отдел ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по Крыловскому району, ей было выдано техническое заключение № от ДД.ММ.ГГГГ с выводами о том, что нежилое здание литер «Д», расположенное по адресу: <адрес> имеет неразрывную связь с землей и является капитальным, следовательно, является объектом недвижимого имущества; нежилое здание литер «Д» находится в хорошем техническом состоянии, соответствует строительным нормам и правилам, предъявляемым к категории нежилых помещений.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ просит суд признать за ним право собственности на нежилое здание, литер «Д», общей площадью 105,6 кв. метров, год постройки 2020 год, инвентарный №, этаж 1, матаримал сте6н- сэндвич панель, пеноплекс, металлопрофиль, расположенное по адресу: <адрес>, на земельном участке площадью 1107 кв.м., с кадастровым номером №
В заявлении, адресованном суду, истец Сейранян В.Ш. просит рассмотреть дело в его отсутствие и удовлетворить заявленные им исковые требования в полном объеме.
В судебное заседание супруга истца Сейранян В.Ш. – Сейранян Л.А. не явилась, в заявлении, адресованном суду, просила рассмотреть дело без ее участия, не выразил возражений против исковых требований своего супруга Сейранян В.Ш. о признании за ним права собственности на нежилой объект недвижимости.
Согласно отзыву администрации МО Крыловский район, заместитель главы муниципального образования (вопросы строительства, ЖКХ, транспорта и связи) просит дело рассмотреть без участия представителя ответчика, каких-либо возражений, относительно заявленных исковых требований Сейранян В.Ш. отзыв не содержит.
Исследовав материалы гражданского дела, суд считает заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как следует из искового заявления, истец, как физическое лицо, обратился в суд с иском о признании права собственности на недвижимое имущество, самовольно возведенную пристройку и складские помещения.
Таким образом, заявленный спор возник между физическим лицом, которому принадлежит объект недвижимости и администрацией МО Крыловский район и вытекает он из гражданских правоотношений. Из заявленных требований не следует, что права истицы затрагиваются в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч3 ст. 22 ГПК РФ, заявленный иск Сейранян В.Ш. подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, поскольку разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами осуществляется в зависимости от субъектного состава участников спорных правоотношений и характера спорных правоотношений.
В соответствии с п.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и администрацией муниципального образования Крыловский район заключен договор аренды № земельного участка площадью 1107 кв.метров с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 4.1.4 Договора арендатор имеет право в соответствии с законодательством возводить здания, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием, с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
В п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. разъяснено, что в силу п.2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно п.1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Положения ст. 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
Пунктом 3 ст. 222 ГК РФ определено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по данному гражданскому делу является установление того обстоятельства, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности, права смежных землепользователей, правила землепользования и застройки.
Согласно техническому заключению №, выполненному отделом ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация- Краевое БТИ» по Крыловскому району по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, нежилое здание литер «Д», расположенное по адресу: <адрес> имеет неразрывную связь с землей и является капитальным, следовательно, является объектом недвижимого имущества; нежилое здание литер «Д» находится в хорошем техническом состоянии, соответствует строительным нормам и правилам, предъявляемым к категории нежилых помещений.
В силу ст. 25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с ч.1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Вместе с тем ч.4 ст. 29 ЖК РФ предусмотрено, что на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Пунктом 2 ст. 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно ст. 40-41 ЗК РФ, если земельный участок закреплен за лицом, то возможность его застройки определяется в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования участка.
Реконструированный объект- нежилое здание литер «Д» соответствует целевому назначению земельного участка- категория земель: земли населенных пунктов- объекты придорожного сервиса, что является условием, влекущим возможность признания права собственности на самовольно возведенное строение в судебном порядке.
При рассмотрении дела, судом установлено, что единственным признаком самовольной постройки является отсутствие разрешения на реконструкцию объекта недвижимости.
Согласно п.1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
При таких обстоятельствах, у суда имеются достаточные основания для удовлетворения заявленных Сейранян В.Ш. исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковое заявление Сейранян В.Ш. к администрации муниципального образования Крыловский район о признании права собственности на реконструированный нежилой объект недвижимости, удовлетворить.
Признать за Сейранян В.Ш. , <данные изъяты> право собственности на нежилое здание, литер «Д», общей площадью 105,6 кв. метров, год постройки 2020 год, инвентарный №, этаж 1, материал стен- сэндвич панель, пеноплекс, металлопрофиль, расположенное по адресу: <адрес>, на земельном участке площадью 1107 кв.м., с кадастровым номером №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья