Дело № 2- 2893/ 2023 (37RS0022-01-2023-002574-98)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Фрунзенский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Земсковой Е.Н.,
при секретаре Кочневой А.А.,
с участием прокурора Мотковой А.В.,
представителя ответчика Сеськина А.В.,
04 сентября 2023 года рассмотрев в г. Иваново в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокуратуры Фрунзенского района г. Иваново к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания 37» об устранении нарушений жилищного законодательства,
установил:
Прокуратура Фрунзенского района г. Иваново обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания 37» об устранении нарушений жилищного законодательства с исковым требованием обязать Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания 37» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и согласовать с Администрацией города Иваново создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для жителей <адрес>.
Иск обоснован тем, что до настоящего времени ответчиком не организована контейнерная площадка для жителей многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В судебном заседании прокурор Моткова А.В. иск поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика Сеськин А.В. пояснил, что Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания 37» приступило к управлению указанным в иске многоквартирным домом в мае 2023 года и сразу приступило к решению вопроса о создании для жителей дома мест сбора твердых коммунальных отходов. Однако оформление документов занимает определенное время. На данный момент оформление документов находится в завершающей стадии согласования схемы размещения площадки с региональным оператором. Указанный в иске срок 2 месяца будет достаточным для оформления всех документов и фактического создания площадки.
Представитель третьего лица Администрации города Иванова в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил письменный отзыв, согласно которому в настоящее время ООО «УК 37» принимаются меры по согласованию места сбора твердых коммунальных отходов для жителей <адрес>.Сотрудниками управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Иванова (далее Управление) с целью согласования места сбора твердых коммунальных отходов для жителей указанного дома в ресурсоснабжающие организации и ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» направлена схема его размещения. В данный момент схема согласована со всеми ресурсоснабжающими организациями и направлена в ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО». После согласования данной схемы с ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» ООО «УК 37» направит в Управление пакет документов для согласования контейнерной площадки для жителей <адрес> ( л.д. 30).
Суд, выслушав объяснения, исследовав представленные доказательства, пришел к следующим выводам.
Управляющая организация ООО «УК 37» осуществляет управление многоквартирным домом <адрес>.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый имеет право на благополучную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим нарушением.
В силу ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся в частности размещение отходов производства и потребления.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Конституционный Суд Российской Федерации обращал внимание на то, что содержание термина «организация», используемого в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности (Постановление от 29.03.2011 № 2-П). Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами регламентированы Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществление ведение их реестра возложено на органы местного самоуправления.
Вместе с тем, положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» необходимо рассматривать в совокупности с требованиями жилищного законодательства, учитывая, что данная обязанность лежит на органе местного самоуправления в случае, если законом она не возложена на иное лицо.
В соответствии с частями 1, 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов (п. 26 (1)).
Согласно п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов.
Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (ред. от 14.02.2022) «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение
Согласно ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в п. 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 5 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Согласно п. 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки)накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
Согласно п. 11 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 15 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, в соответствии с п. 5 ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» реестр включает в себя следующие разделы: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Администрации г. Иванова от 12.12.2018 № 1636 (ред. от 27.04.2021) «Об утверждении Порядка согласования создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Иваново» утвержден порядок согласования мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа Иваново. Настоящий Порядок согласования создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - Порядок) устанавливает процедуру согласования создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) физическими лицами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, на которых в установленных законодательством Российской Федерации случаях лежит обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО, с органом местного самоуправления (п. 1).
Создание мест (площадок) накопления ТКО осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления на основании письменной заявки (далее - заявка) по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку (п. 2).
Согласно п. 1.4.1. Правил благоустройства, утвержденных Решением Ивановской городской Думы от 27.06.2012 № 448 (ред. от 16.02.2022) (далее -Правила благоустройства), благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования городской округ Иваново, по содержанию территории города Иванова и расположенных на его территории объектов, в том числе территории общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Согласно п. 1.4.35. Правил благоустройства комплексное обслуживание контейнерных площадок включает установку мусоросборников, опорожнение мусоросборников, очистку контейнерных площадок от отходов, помывку мусоросборников в установленные санитарными нормами сроки, ремонт нестационарных сооружений для установки мусоросборников, ремонт мусоросборников, удаление посторонних надписей и рекламно-информационных материалов, указание на мусоросборниках наименования организации (предприятия), осуществляющей вывоз отходов и иные меры, направленные на быстрое удаление отходов и обеспечение благоприятных условий для жизнедеятельности человека.
Согласно п. 6.10.7. Правил благоустройства контейнерные площадки должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров; от детских игровых и спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 (двадцати) метров. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (пяти) штук.
Согласно п. 6.10.9. Правил ответственность за содержание контейнерных площадок возлагается на управляющие организации, использующие данные площадки для сбора отходов.
Согласно п. 6.10.5. Правил благоустройства мусоросборники устанавливаются на контейнерных площадках. Мусоросборники должны быть чистыми и покрашенными, с указанием наименования организации (предприятия), осуществляющей вывоз отходов.
Контейнерные площадки должны иметь удобные подъездные пути.
Запрещается устанавливать мусоросборники на проезжей части, тротуарах, газонах и в проходных арках домов.
Контейнерные площадки должны быть оборудованы огороженным отсеком для складирования крупногабаритных отходов.
Из системного анализа приведенных положений закона следует, что работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов является обязанностью управляющей организации, заключившей с собственниками помещений в многоквартирном доме договор управления, в силу осуществляемой деятельности по управлению многоквартирным домом. Таким образом, выбрав способ управления домом управляющей организацией, собственники помещений в многоквартирном доме, передали соответствующие полномочия, в том числе, по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов управляющей организации, которая обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями закона. Лицами, ответственными за создание и организацию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе являются управляющие компании, которые от имени собственников жилых помещений многоквартирного дома управляют жилыми домами. При этом осуществление обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обслуживание и очистка придомовой территории многоквартирного дома с нарушением действующих санитарных нормативов ведет к нарушению, как прав собственников многоквартирного дома, так и собственников близлежащих домов на благоприятную окружающую среду.
Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов включены в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290.
Установлено, что ООО «Управляющая Компания 37» в нарушение указанных требований законодательства не созданы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для жителей обслуживаемого многоквартирного жилого <адрес>, с Администрацией г. Иванова места создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для жителей указанных многоквартирных жилых домов не согласованы.
Администрацией г. Иваново и Службой государственной жилищной инспекции Ивановкой области проводились проверки по факту отсутствия организации места накопления ТБО, по итогам которых выдано предписание об устранении нарушений, связанных с непринятием мер по созданию мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для жителей обслуживаемого многоквартирного жилого <адрес>, которое до настоящего времени не исполнено.
На основании изложенного, учитывая, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного жилого <адрес>, находящихся в управлении ООО «Управляющая компания 37», не включены в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Иваново, при этом, в силу обязательств, возникших из договоров управления общим имуществом многоквартирного дома, управляющая организация обязана создать и содержать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, принимая во внимание, что работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов включены в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, необходимо возложить обязанность совершить определенные действия по устранению нарушений законодательства об обеспечении надлежащего содержания общего имущества многоквартирных жилых домов.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая объем работ, который ООО «Управляющая компания 37» необходимо провести по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для жителей обслуживаемых многоквартирных жилых домов, разумным и справедливым следует установить срок для исполнения решения суда - в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания 37» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и согласовать с Администрацией города Иваново создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для жителей <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Н. Земскова
Мотивированное решение составлено 11.09.2023 года.