Гражданское дело №
УИД 46RS0019-01-2022-000049-25
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 марта 2022 года пос. Пристень
Пристенский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Пеленицина Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Пристенского района Курской области, в защиту неопределённого круга лиц, к администрации Бобрышевского сельсовета Пристенского района Курской области о признании её бездействия незаконным, и о возложении обязанности оборудовать здание администрации Бобрышевского сельсовета Пристенского района Курской области тактильными наземными указателями (напольными),
у с т а н о в и л :
прокурор Пристенского района Курской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Бобрышевского сельсовета Пристенского района Курской области о признании её бездействия незаконным и возложении на администрацию Бобрышевского сельсовета Пристенского района Курской области обязанности оборудовать здание администрации Бобрышевского сельсовета Пристенского района Курской области тактильными наземными указателями (напольными), в соответствии с установленными ГОСТами. В обоснование иска указал, что прокуратурой Пристенского района Курской области проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в ходе которой установлено, что здание администрации Бобрышевского сельсовета Пристенского района Курской области, относящегося к категории общественных зданий (административное здание), расположенное по адресу: Курская область, Пристенский район, с. Бобрышево, ул. Дорожная, д. 15, не оборудовано тактильными наземными указателями (напольными), распознаваемыми инвалидами по зрению с использованием белой трости, являющейся техническим средством реабилитации, и/или посредством осязания стопами ног в соответствии с ГОСТ Р 52875-2018 «Национальный стандарт Российской Федерации Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению», что препятствует социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями, круг которых определить не представляется возможным.
Стороны в судебное заседание не явились, письменно ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия. Истец исковые требования поддержал в полном объеме, и просил их удовлетворить, ответчик заявленные истцом требования признал в полном объеме, не возражал против их удовлетворения, третьи лица Петров Н.В. и ООО «Петрострой», в лице директора Петрова В.В., также не возражали против заявленных требований.
Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд считает, что заявленные прокурором Пристенского района Курской области требования в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Бобрышевского сельсовета Пристенского района Курской области о признании её бездействия незаконным, и о возложении обязанности оборудовать здание тактильными наземными указателями (напольными), являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов.
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 указанного Федерального закона органы местного самоуправления обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
На основании пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда оказанных указанных групп населения.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию зданий, закреплены в «СП 59.13330.2020 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2020 № 904/пр (введенных в действие от 01.07.2021).
Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006, ратифицированной Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
Пунктом 5 Свода Правил определены Требования к земельным участкам и территориям общего пользования.
В соответствии с п.п. 5.1.10 Свода Правил информации для инвалидов нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т.д.) следует обеспечивать устройством тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2018 г. № 1029-ст утвержден ГОСТ Р 52875-2018 «Национальный стандарт Российской Федерации Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению».Указанный Стандарт распространяется на тактильные наземные указатели (ТНУ), распознаваемые инвалидами по зрению с использованием белой трости, являющейся техническим средством реабилитации, и/или посредством осязания стопами ног, и устанавливает технические требования к используемым материалам и технологиям, определяет их назначение, места размещения и основные правила применения и обустройства.
Подпунктом 4.1.1 Стандарта установлено, что тактильные наземные указатели являются пассивными техническими средствами сигнализации, предупреждающими инвалидов по зрению о препятствиях и опасных местах па путях их следования - на пешеходных путях территорий общего пользования, на коммуникационных путях в жилых и производственных зданиях, общественных зданиях и сооружениях открытого доступа населения и на прилегающих к ним участках, на объектах транспортной инфраструктуры.
В соответствии с п.п. 4.1.4 ТНУ подразделяются на: наружные указатели, обустраиваемые вне зданий на поверхностях пешеходных путей, на остановках маршрутных транспортных средств и других объектах транспортной инфраструктуры, и напольные указатели, обустраиваемые внутри зданий на коммуникационных путях.
Подпунктом 4.3.1 Стандарта установлено, что напольные ТНУ обустраивают на коммуникационных путях в жилых зданиях, в которых проживают инвалиды по зрению, в производственных зданиях предприятий ВОС и других предприятий, на которых организуют рабочие места для инвалидов по зрению, в общественных зданиях и сооружениях открытого доступа населения, на объектах транспортной инфраструктуры (в аэропортах, на автовокзалах и автостанциях, железнодорожных вокзалах, станциях метрополитена) для предупреждения инвалидов по зрению о возможных опасностях на путях их следования, а также для тактильного обозначения путей безопасного передвижения к месту получения услуги.
Проведенной проверкой установлено, что по адресу: Курская область, Пристенский район, с. Бобрышево, ул. Дорожная, д. 15, расположено здание администрации Бобрышевского сельсовета Пристенского района Курской области, относящееся к категории общественных зданий (административное здание).
В нарушение вышеуказанных требований закона, в здании администрации тактильные наземные указатели (напольные), распознаваемые инвалидами по зрению с использованием белой трости, являющейся техническим средством реабилитации, и/или посредством осязания стопами ног, отсутствуют, что подтверждается информацией главы Бобрышевского сельсовета Малыхина Н.А.
Кроме того, отсутствие в администрации Бобрышевского сельсовета Пристенского района Курской области тактильных наземных указателей (напольных), распознаваемых инвалидами но зрению с использованием белой трости, являющейся техническим средством реабилитации, и/или посредством осязания стопами ног, препятствует социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями, круг которых определить не представляется возможным.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Устава муниципального образования «Бобрышевский сельсовет», утверждённого решением Собрания депутатов Бобрышевского сельсовета Пристенского района № 15 от 22 ноября 2010 года, к вопросам местного значения Бобрышевского сельсовета относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Бобрышевского сельсовета.
Статьей 52 Устава муниципального образования установлено, что органы местного самоуправления от имени Бобрышевского сельсовета самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Бобрышевского сельсовета.
Муниципальное образование «Бобрышевский сельсовет» Пристенского района Курской области расположено в здании по адресу: Курская область, Пристенский район, с. Бобрышево, ул. Дорожная, д. 15, собственником которого является Петров Н.В., передавший указанное здание в безвозмездное временное пользование ООО «Петрострой» на основании договора № 1 от 09.01.2017.
Следовательно, обязанность по оснащению здания администрации тактильными наземными указателями (напольными), распознаваемыми инвалидами по зрению с использованием белой трости, являющейся техническим средством реабилитации, и/или посредством осязания стонами ног лежит на администрации Бобрышевского сельсовета Пристенского района Курской области.
Суд, разрешая требования истца, исходит из того, что вышеуказанный объект не соответствует требованиям безбарьерности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения, отсутствие предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, провоцируют ситуации риска и влекут нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры, что не соответствует направлению социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, в связи с чем, считает необходимым удовлетворить иск прокурора, поданный в интересах неопределенного круга лиц.
Суд, руководствуясь ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, устанавливая срок для исполнения требований, также учитывает, что проверка прокуратурой проведена еще 19.01.2022, т.е. более двух месяцев до рассмотрения в суде иска прокурора по существу, установка тактильного наземного указателя (напольного) не требует никаких особых условий, подготовки, проведения освещения и иных ремонтных и строительных работ, что свидетельствует об отсутствии в настоящее время больших временных затрат, возлагает на администрацию обязанность, в срок до 1 ноября 2022 года, оборудовать здание администрации Бобрышевского сельсовета Пристенского района Курской области, расположенное по адресу: Курская область, Пристенский район, с. Бобрышево, ул. Дорожная, д. 15, тактильными наземными указателями (напольными).
Оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины по делу суд не находит, поскольку в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ при обращении в суды общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков (административных ответчиков).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования прокурора Пристенского района Курской области удовлетворить.
Признать бездействие администрации Бобрышевского сельсовета Пристенского района Курской области, выразившиеся в непринятии мер по оборудованию здания администрации Бобрышевского сельсовета Пристенского района Курской области тактильными наземными указателями (напольными) незаконным.
Обязать администрацию Бобрышевского сельсовета Пристенского района Курской области, в срок до 1 ноября 2022 года, оборудовать здание администрации Бобрышевского сельсовета Пристенского района Курской области, расположенное по адресу: Курская область, Пристенский район, с. Бобрышево, ул. Дорожная, д. 15, тактильными наземными указателями (напольными), распознаваемыми инвалидами по зрению с использованием белой трости, являющейся техническим средством реабилитации, и/или посредством осязания стопами ног в соответствии с ГОСТ Р 52875-2018 «Национальный стандарт Российской Федерации Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Пристенский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.Н. Пеленицин