Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-57/2022 ~ М-35/2022 от 24.01.2022

Гражданское дело     

УИД 46RS0019-01-2022-000049-25

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 марта 2022 года пос. Пристень

Пристенский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Пеленицина Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Пристенского района Курской области, в защиту неопределённого круга лиц, к администрации Бобрышевского сельсовета Пристенского района Курской области о признании её бездействия незаконным, и о возложении обязанности оборудовать здание администрации Бобрышевского сельсовета Пристенского района Курской области тактильными наземными указателями (напольными),

у с т а н о в и л :

прокурор Пристенского района Курской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Бобрышевского сельсовета Пристенского района Курской области о признании её бездействия незаконным и возложении на администрацию Бобрышевского сельсовета Пристенского района Курской области обязанности оборудовать здание администрации Бобрышевского сельсовета Пристенского района Курской области тактильными наземными указателями (напольными), в соответствии с установленными ГОСТами. В обоснование иска указал, что прокуратурой Пристенского района Курской области проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в ходе которой установлено, что здание администрации Бобрышевского сельсовета Пристенского района Курской области, относящегося к категории общественных зданий (административное здание), расположенное по адресу: Курская область, Пристенский район, с. Бобрышево, ул. Дорожная, д. 15, не оборудовано тактильными наземными указателями (напольными), распознаваемыми инвалидами по зрению с использованием белой трости, являющейся техническим средством реабилитации, и/или посредством осязания стопами ног в соответствии с ГОСТ Р 52875-2018 «Национальный стандарт Российской Федерации Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению», что препятствует социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями, круг которых определить не представляется возможным.

Стороны в судебное заседание не явились, письменно ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия. Истец исковые требования поддержал в полном объеме, и просил их удовлетворить, ответчик заявленные истцом требования признал в полном объеме, не возражал против их удовлетворения, третьи лица Петров Н.В. и ООО «Петрострой», в лице директора Петрова В.В., также не возражали против заявленных требований.

Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.

Изучив материалы дела, суд считает, что заявленные прокурором Пристенского района Курской области требования в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Бобрышевского сельсовета Пристенского района Курской области о признании её бездействия незаконным, и о возложении обязанности оборудовать здание тактильными наземными указателями (напольными), являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В силу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов.

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 15 указанного Федерального закона органы местного самоуправления обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.

На основании пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.

Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда оказанных указанных групп населения.

Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию зданий, закреплены в «СП 59.13330.2020 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2020 № 904/пр (введенных в действие от 01.07.2021).

Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006, ратифицированной Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

Пунктом 5 Свода Правил определены Требования к земельным участкам и территориям общего пользования.

В соответствии с п.п. 5.1.10 Свода Правил информации для инвалидов нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т.д.) следует обеспечивать устройством тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2018 г. № 1029-ст утвержден ГОСТ Р 52875-2018 «Национальный стандарт Российской Федерации Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению».Указанный Стандарт распространяется на тактильные наземные указатели (ТНУ), распознаваемые инвалидами по зрению с использованием белой трости, являющейся техническим средством реабилитации, и/или посредством осязания стопами ног, и устанавливает технические требования к используемым материалам и технологиям, определяет их назначение, места размещения и основные правила применения и обустройства.

Подпунктом 4.1.1 Стандарта установлено, что тактильные наземные указатели являются пассивными техническими средствами сигнализации, предупреждающими инвалидов по зрению о препятствиях и опасных местах па путях их следования - на пешеходных путях территорий общего пользования, на коммуникационных путях в жилых и производственных зданиях, общественных зданиях и сооружениях открытого доступа населения и на прилегающих к ним участках, на объектах транспортной инфраструктуры.

В соответствии с п.п. 4.1.4 ТНУ подразделяются на: наружные указатели, обустраиваемые вне зданий на поверхностях пешеходных путей, на остановках маршрутных транспортных средств и других объектах транспортной инфраструктуры, и напольные указатели, обустраиваемые внутри зданий на коммуникационных путях.

Подпунктом 4.3.1 Стандарта установлено, что напольные ТНУ обустраивают на коммуникационных путях в жилых зданиях, в которых проживают инвалиды по зрению, в производственных зданиях предприятий ВОС и других предприятий, на которых организуют рабочие места для инвалидов по зрению, в общественных зданиях и сооружениях открытого доступа населения, на объектах транспортной инфраструктуры (в аэропортах, на автовокзалах и автостанциях, железнодорожных вокзалах, станциях метрополитена) для предупреждения инвалидов по зрению о возможных опасностях на путях их следования, а также для тактильного обозначения путей безопасного передвижения к месту получения услуги.

Проведенной проверкой установлено, что по адресу: Курская область, Пристенский район, с. Бобрышево, ул. Дорожная, д. 15, расположено здание администрации Бобрышевского сельсовета Пристенского района Курской области, относящееся к категории общественных зданий (административное здание).

В нарушение вышеуказанных требований закона, в здании администрации тактильные наземные указатели (напольные), распознаваемые инвалидами по зрению с использованием белой трости, являющейся техническим средством реабилитации, и/или посредством осязания стопами ног, отсутствуют, что подтверждается информацией главы Бобрышевского сельсовета Малыхина Н.А.

Кроме того, отсутствие в администрации Бобрышевского сельсовета Пристенского района Курской области тактильных наземных указателей (напольных), распознаваемых инвалидами но зрению с использованием белой трости, являющейся техническим средством реабилитации, и/или посредством осязания стопами ног, препятствует социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями, круг которых определить не представляется возможным.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Устава муниципального образования «Бобрышевский сельсовет», утверждённого решением Собрания депутатов Бобрышевского сельсовета Пристенского района № 15 от 22 ноября 2010 года, к вопросам местного значения Бобрышевского сельсовета относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Бобрышевского сельсовета.

Статьей 52 Устава муниципального образования установлено, что органы местного самоуправления от имени Бобрышевского сельсовета самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Бобрышевского сельсовета.

Муниципальное образование «Бобрышевский сельсовет» Пристенского района Курской области расположено в здании по адресу: Курская область, Пристенский район, с. Бобрышево, ул. Дорожная, д. 15, собственником которого является Петров Н.В., передавший указанное здание в безвозмездное временное пользование ООО «Петрострой» на основании договора № 1 от 09.01.2017.

Следовательно, обязанность по оснащению здания администрации тактильными наземными указателями (напольными), распознаваемыми инвалидами по зрению с использованием белой трости, являющейся техническим средством реабилитации, и/или посредством осязания стонами ног лежит на администрации Бобрышевского сельсовета Пристенского района Курской области.

Суд, разрешая требования истца, исходит из того, что вышеуказанный объект не соответствует требованиям безбарьерности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения, отсутствие предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, провоцируют ситуации риска и влекут нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры, что не соответствует направлению социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, в связи с чем, считает необходимым удовлетворить иск прокурора, поданный в интересах неопределенного круга лиц.

Суд, руководствуясь ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, устанавливая срок для исполнения требований, также учитывает, что проверка прокуратурой проведена еще 19.01.2022, т.е. более двух месяцев до рассмотрения в суде иска прокурора по существу, установка тактильного наземного указателя (напольного) не требует никаких особых условий, подготовки, проведения освещения и иных ремонтных и строительных работ, что свидетельствует об отсутствии в настоящее время больших временных затрат, возлагает на администрацию обязанность, в срок до 1 ноября 2022 года, оборудовать здание администрации Бобрышевского сельсовета Пристенского района Курской области, расположенное по адресу: Курская область, Пристенский район, с. Бобрышево, ул. Дорожная, д. 15, тактильными наземными указателями (напольными).

Оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины по делу суд не находит, поскольку в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ при обращении в суды общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков (административных ответчиков).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования прокурора Пристенского района Курской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации Бобрышевского сельсовета Пристенского района Курской области, выразившиеся в непринятии мер по оборудованию здания администрации Бобрышевского сельсовета Пристенского района Курской области тактильными наземными указателями (напольными) незаконным.

Обязать администрацию Бобрышевского сельсовета Пристенского района Курской области, в срок до 1 ноября 2022 года, оборудовать здание администрации Бобрышевского сельсовета Пристенского района Курской области, расположенное по адресу: Курская область, Пристенский район, с. Бобрышево, ул. Дорожная, д. 15, тактильными наземными указателями (напольными), распознаваемыми инвалидами по зрению с использованием белой трости, являющейся техническим средством реабилитации, и/или посредством осязания стопами ног в соответствии с ГОСТ Р 52875-2018 «Национальный стандарт Российской Федерации Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Пристенский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий судья                  Н.Н. Пеленицин

2-57/2022 ~ М-35/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Пристенского района Курской области
Ответчики
Бобрышевский сельсовет Пристенского района Курской области
Другие
Петров Николай Владимирович
Петров Василий Владимирович
Суд
Пристенский районный суд Курской области
Судья
Пеленицин Николай Николаевич
Дело на странице суда
pristensky--krs.sudrf.ru
24.01.2022Регистрация административного искового заявления
24.01.2022Передача материалов судье
26.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
26.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.02.2022Подготовка дела (собеседование)
11.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.02.2022Судебное заседание
28.02.2022Подготовка дела (собеседование)
28.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2022Судебное заседание
30.03.2022Судебное заседание
30.03.2022Судебное заседание
30.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее