Судья Бахорина М.А. |
№ 12-52/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
10.03.2021 |
г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу Мошниной Н. В. на постановление судьи Кондопожского городского суда Республики Карелия от 27.01.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Мошниной Н. В.,
установил:
постановлением судьи Кондопожского городского суда Республики Карелия от 27.01.2021 Мошнина Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде предупреждения.
С таким постановлением Мошнина Н.В. не согласна, в поданной жалобе просит его отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что не имеет возможности носить маску по состоянию здоровья. При нахождении в магазине ее органы дыхания закрывал шарф, и она была готова пи необходимости одеть маску. Между тем, в нарушение подп. "в" п. 3, подп. "б" п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417, Мошнину Н.В. магазин не обеспечил маской. Обязательность ношения масок всеми гражданами не обоснована, не безопасна и является экспериментом над гражданами. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 № 31 противоречит СП 3.1.3597-20, поскольку требует использования гигиенической, а не медицинской маски.
На рассмотрение дела по поданной жалобе Мошнина Н.В. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просит рассмотреть жалобу в ее отсутствие.
Проверив дело, прихожу к следующему.
В силу ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Согласно ст.ст. 10 и 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон) Правительство РФ устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Граждане РФ обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности.
Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее - Правила).
При введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подп. "б" п. 3, подп. "в", "г" п. 4 Правил).
Согласно подп. "в" п. 3 Правил при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны при получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через средства массовой информации или операторов связи, эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Согласно подп. "б" п. 6 Правил в зависимости от складывающейся обстановки на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации и (или) от дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принимаемых Правительством РФ, Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностными лицами, указанными в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", организации предоставляют работникам и иным гражданам, находящимся на их территориях, имеющиеся средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций, принимают другие необходимые меры по защите от чрезвычайной ситуации работников и иных граждан, находящихся на их территориях;
Таким образом, вопреки доводам жалобы, положения подп. "в" п. 3 и подп. "б" п. 6 Правил непосредственно относятся к режиму чрезвычайной ситуации, в случае введения такового в порядке, предусмотренном ст.ст. 10 и 11 Закона. Данные правила сами по себе не возлагают безусловной обязанности на хозяйствующих субъектов по бесплатной выдаче посетителям гигиенических или медицинских масок в условиях режима повышенной готовности.
Органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта РФ или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подп. "а.2" п. "а" ст. 10 Закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. "б" п. 6 ст. 4.1, п. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 11 Закона.
В развитие приведенных норм в субъектах РФ приняты правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р (далее - Распоряжение) в соответствии со ст. 2 указанного Закона Республики Карелия в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции с 12.03.2020 введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия.
Пунктом 8.4.1 Распоряжения в редакции, действовавшей на день совершения правонарушения, введено обязательное использование средств индивидуальной защиты - масок при посещении торговых центров, магазинов, организаций, при этом маска должна закрывать нос, рот и подбородок. Запрещена продажа товаров и предоставление услуг, включая услуги общественного транспорта (в том числе в случае уже произведенной оплаты) физическим лицам, не использующим средства индивидуальной защиты - маски. Исключением являются те услуги, которые по своему характеру не могут быть оказаны при использовании физическим лицом средств индивидуальной защиты - масок.
Основанием привлечения Мошниной Н.В. к административной ответственности послужило то обстоятельство, что она 18.12.2020 в 16.30 час. в нарушение п. 8.4.1 Распоряжения находилась в помещении магазина (...) расположенного по адресу: г. Кондопога, пер. Октябрьский, д. 3, без использования средства индивидуальной защиты (маски).
Указанные обстоятельства и вина Мошниной Н.В. в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, рапортом Врио помощника оперативного дежурного ОМВД России по Кондопожскому району о поступлении сообщения о правонарушении, письменным объяснением продавца магазина, рапортом участкового уполномоченного полиции, справкой об отсутствии привлечений к административной ответственности, отраженными в протоколе судебного заседания объяснениями Мошниной Н.В.
Как следует из материалов дела, Мошнина Н.В. находилась в магазине без надетой на лицо маски и проигнорировала соответствующие замечания продавцов. После возникновения конфликтной ситуации сотрудником магазина был вызван наряд полиции.
Факт пребывания Мошнина Н.В. в помещении магазина без надетой на лицо защитной маски по существу не отрицала.
При этом крайней необходимости либо иных обстоятельств, вызывающих разумные сомнения в виновности Мошниной Н.В. в совершении правонарушения, не усматривается. При этом заслуживает оценки то обстоятельство, что, согласно письменным объяснениям продавца, сотрудники магазина предлагали Мошниной Н.В. приобрести маску за 10 руб. (л.д. 6). Довод жалобы о невозможности пользоваться защитной маской по состоянию здоровья не подтвержден какими-либо доказательствами, в то время как суд выносил данное обстоятельство на обсуждение (л.д. 17), и противоречит доводу Мошниной Н.В. о готовности одеть маску в случае бесплатного ее предоставления торговой организацией.
С учетом изложенного Мошнина Н.В. обоснованно привлечена к административной ответственности, ее действия квалифицированы правильно.
Назначенное административное наказание соответствует минимальной санкции статьи.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, дающих основания для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления, не допущено.
Иные доводы жалобы, в том числе о несогласии по существу с требованиями режима повышенной готовности, также не опровергают правомерность привлечения посетителя магазина к административной ответственности и обоснованность назначенного административного наказания.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в ней доводам, не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Кондопожского городского суда Республики Карелия от 27.01.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Мошниной Н. В. оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья |
С.В. Щепалов |