Дело № 2-4824/2022
УИД 53RS0022-01-2022-006575-95
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 декабря 2022 года г. Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Новицкой Н.Н.,
при секретаре Волосач Л.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Великого Новгорода Бойко П.Э.,
представителя ответчика МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 8" - Мельничук Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Великого Новгорода к МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 8" об обязании выполнить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Прокурор Великого Новгорода, действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 8" (далее - Учреждение) об обязании выполнить определенные действия, указав в обоснование, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено нарушение Учреждением законодательства об электроэнергетике в деятельности Учреждения, а именно отсутствует резервный (альтернативный) источник электроснабжения этого Учреждения, электроснабжение осуществляется лишь через электросеть от внешних источников (централизованное электроснабжение). Прокурор просит обязать Учреждение в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания здание образовательной организации.
Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Учреждения, действующая на основании приказа Мельничук Н.П. в судебном заседании требования не признала.
Представитель третьего лица Комитета по образованию администрации Великого Новгорода в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, не сообщил об уважительности причин неявки в судебное заседание.
Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося лица.
Заслушав пояснения представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе, международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях.
В силу п. п. 2, 3 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.
На основании ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.
В п. 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 8 июля 2002 года № 204 установлено, что в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на категории: первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения; второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей; третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определение первой и второй категории.
Из п. 1.2.20 Правил устройства электроустановок следует, что электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
Согласно п. 5.1 "Свода правил по проектированию и строительству" СП 31-110-2003 "Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий", утвержденных Постановлением Госстроя России от 26 ноября 2003 года № 194, вступивших в действие с 01 января 2004 года, электроприемники противопожарных устройств и охранной сигнализации в учреждениях образования, воспитания и подготовки кадров относятся к первой категории, комплекс остальных электроприемников в указанных учреждениях относится ко второй категории по надежности электроснабжения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что электроприемники здания Учреждения, расположенного по адресу: Великий Новгород ул. Федоровский Ручей, д. 19, относятся к второй категории электроприемников и должны обеспечиваться электроэнергией от двух взаимно резервирующих источников питания.
Постановлением Администрации Великого Новгорода утвержден устав Учреждения. В соответствии с положениями Устава учреждение является общеобразовательной организацией, организационно-правовая форма – автономное учреждение. Место нахождения учреждения – г. Великий Новгород ул. Фёдоровский Ручей, д. 19. Учредителем учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование – городской округ Великий Новгород. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Администрация Великого Новгорода.
Согласно положений Устава учреждение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета и (или) счета, которые учреждение вправе открывать в территориальных органах Федерального казначейства и (или) кредитных организациях.
Учреждение осуществляет основные виды деятельности, в том числе, организация охраны здоровья обучающихся, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья работников учреждения.
Из материалов дела следует, что в здании Учреждения, электроприемники которого относятся ко второй категории по надежности электроснабжения, отсутствует второй резервный источник электроснабжения. Электроснабжение осуществляется лишь через электросеть от внешних источников (централизованное электроснабжение) ООО "ТНС энерго Великий Новгород".
Учреждение является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Учитывая, что требования об обеспечении образовательного учреждения электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания направлены на повышение надежности электроустановок, на обеспечение уменьшения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, соблюдение требований безопасности находящихся в них несовершеннолетних детей и персонала, а также посещающих их граждан, в целях исключения возможности аварий, пожаров, предотвращения угрозы жизни и здоровью людей, суд приходит к выводу, что в данном случае Правила устройства электроустановок подлежат применению и обязательному исполнению. Ответчиком не представлено доказательств технической невозможности применения требований указанных выше Правил в отношении данного объекта.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о возложении на Учреждение обязанности обеспечить здание, расположенное по адресу: – г. Великий Новгород ул. Фёдоровский Ручей, д. 19, электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
С учетом конкретных обстоятельств дела, необходимости проведения процедур по подготовке технической документации, заключению муниципального контракта на выполнение работ, суд полагает обоснованным установить ответчику срок для исполнения возлагаемой обязанности – двенадцать месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, считая данный срок разумным и достаточным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ "░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 8" ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ "░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 8" ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ "░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 8", ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. 19.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, 09 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░