Мировой судья Вологодской области Дело № 12-160/2022
по судебному участку № 67 УИД 35MS0067-01-2021-004968-32
О.А. Бабуренкова
Р Е Ш Е Н И Е
г. Вологда 07 февраля 2022 года
Судья Вологодского городского суда Вологодской области Гарыкина О.А., рассмотрев жалобу Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды на постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 67 от 15 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 67 от 15.11.2021 Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды (далее - Департамент) был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Представитель Департамента по доверенности Васютина Н.С., не согласившись с указанным постановлением, обратилась в Вологодский городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить. В обоснование доводов жалобы указано, что в постановлении не установлена виновность Департамента. Надлежащими субъектами вмененного правонарушения являются лица, ответственные за восстановление асфальтобетонного покрытия на разрытых ими участках дорог и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а именно – ПАО «ТГК-2» и МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал». Кроме того, не подтвержден факт наличия причинно-следственной связи между выявленным административным правонарушением и действиями (бездействиями) Департамента.
Просит отменить постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 67 от 15.11.2021.
В судебном заседании представитель Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды по доверенности Войтович Е.Н. поддержала доводы, изложенные в жалобе.
Допрошенный в судебном заседании по правилам допроса свидетеля должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – старший государственный инспектор дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по г. Вологде Димов Е.А., будучи предупрежденным об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, показал, что в летний период времени на участках дороги имелись дефекты покрытия проезжей части, затрудняющие движение транспортных средств, представляющие угрозу безопасности дорожного движения. По указанным фактам произведены замеры с применением специальных средств, составлен протокол об административном правонарушении. Установлено, что в момент возбуждения дела об административном правонарушении никаких работ не проводилось, предупреждающие знаки установлены не были. Ответственность за вменяемое правонарушение несет Департамент городского хозяйства. Протоколы об административных правонарушениях в отношении ПАО «ТГК-2» и МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» составлены после возбуждения производства в отношении Департамента.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, проанализировав доводы, изложенные в жалобе, приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что старшим государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по г. Вологде Димовым Е.А. при осуществлении должностных полномочий были выявлены нарушения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог общего пользования местного значения в г. Вологде, а именно:
-в 10 ч. 30 мин. 23.09.2021 на ул. Ветошкина, д.103 выявлено нарушение требований п. 5.2.4 ГОСТ Р50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы...», а именно: на проезжей части автомобильной дороги имеется дефект покрытия, затрудняющий движение транспортных средств, параметры: длина более 300 см, ширина более 300 см, глубина 8 см, площадь более 9 кв.м;
-в 10 ч. 30 мин. 23.09.2021 на ул. Ветошкина, д.105 выявлено нарушение требований п. 5.2.4 ГОСТ Р50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы...», а именно, на проезжей части автомобильной дороги имеется дефект покрытия, затрудняющий движение транспортных средств, параметры: длина 300 см, ширина 300 см, глубина 14 см, площадь 9 кв.м;
-в 10 ч. 30 мин. 23.09.2021 на перекрестке улиц Ветошкина - Первомайская выявлено нарушение требований п. 5.2.4 ГОСТ Р50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы...», а именно, на проезжей части автомобильной дороги имеется дефект покрытия, затрудняющий движение транспортных средств, параметры: длина более 300 см, ширина более 300 см, глубина 7 см, площадь более 9 кв.м;
-в 14 ч. 50 мин. 23.09.2021 на ул. Мира, д.11 выявлено нарушение требований п. 5.2.4 ГОСТ Р50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы...», а именно, на проезжей части автомобильной дороги имеется дефект покрытия, затрудняющий движение транспортных средств, параметры: длина более 170 см, ширина 200 см, глубина 17 см, площадь 3,4 кв.м;
-в 17 ч. 00 мин. 23.09.2021 на перекрестке улиц Чехова - Первомайская выявлено нарушение требований п. 5.2.4 ГОСТ Р50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы...», а именно, на проезжей части автомобильной дороги имеется дефект покрытия, затрудняющий движение транспортных средств, параметры: длина 300 см, ширина 270 см, глубина 7 см, площадь 8,1 кв.м.
Замеры производились с помощью рейки дорожной КП 231 РДТ, зав. №, свидетельство о поверке № до 19.11.2021.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения», установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст утвержден «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», которым определены, в том числе требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
С учетом вышеизложенного, Департамент не выполнил требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Вологды.
Виновность Департамента подтверждается протоколом об административном правонарушении № от 18.10.2021, актами выявленных недостатков от 23.09.2021, фотоматериалами и всеми материалами дела в их совокупности.
Указанные документы у суда не вызвали сомнений, оформлены в соответствии с требованиями закона, и объективно устанавливают виновность Департамента в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ. Кроме того, факт правонарушения и виновность Департамента городского хозяйства Администрации г. Вологды подтверждается показаниями старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Вологде Димова Е.А., допрошенного в судебном заседании при рассмотрении жалобы.
Данные доказательства получены без нарушения закона, оснований не доверять им не имеется. Противоречий между представленными суду доказательствами не усматривается.
Доказательств, опровергающих факт совершения правонарушения, при рассмотрении жалобы на постановление, судом не установлено.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену оспариваемого постановления, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
Мировой судья правильно определил нормы материального права, верно установил фактические обстоятельства дела, которые нашли отражение в постановлении о привлечении Департамента к административной ответственности, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства по делу, оценил их в соответствии с требованиями закона, проверил доводы и возражения сторон, им дана надлежащая правовая оценка, вынесено законное постановление. Оснований для переоценки фактических обстоятельств дела и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.
Существенных процессуальных нарушений допущено не было.
Довод жалобы о том, что Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды не является субъектом административного правонарушения, являлся предметом оценки мирового судьи и обоснованно отклонен.
Исходя из положений пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и пункта 13 Основных положений, субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Так, согласно пункту 3.2 Положения о Департаменте городского хозяйства Администрации города Вологды, утвержденного Решением Вологодской городской Думы от 29 сентября 2007 года № 512, Департамент осуществляет функции по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Вологда» и обеспечению безопасности дорожного движения на них.
Пунктом 3.2.1 Положения установлено, что Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды обеспечивает осуществление функций владельца автомобильных дорог местного значения в соответствии с Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Следовательно, на Департамент возложена обязанность по соблюдению требований Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в части обеспечения безопасности дорог местного значения, а именно, обеспечение соответствия состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Осуществление земляных работ ПАО «ТГК-2» на участке дороги по ул. Ветошкина, д. 103, на перекрестке улиц Ветошкина-Первомайская г. Вологды и МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» на перекрестке ул. Чехова-Первомайская г. Вологды не освобождало Департамент от обязанности по содержанию автомобильных дорог, в том числе путем осуществления необходимого контроля за надлежащим исполнением подрядными организациями взятых на себя обязательств и применения мер ответственности.
Осуществление работ по ликвидации провала на проезжей части по ул. Мира, д. 11 г. Вологды также не освобождает Департамент от соблюдения требований законодательства, устанавливающих необходимость обеспечения безопасности движения на участке, где проводились соответствующие работы, поскольку отсутствие восстановленного дорожного покрытия затрудняет и препятствует проезду транспортных средств.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, как и оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, судом не установлено.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении Департамента вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Наказание назначено в пределах установленной законом санкции с соблюдением требований статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учётом изложенного, оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 67 от 15 ноября 2021 года о привлечении Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.1-30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 67 от 15 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-3.14 КоАП РФ.
Судья О.А. Гарыкина