Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-13/2024 (2-2806/2023;) ~ М-1386/2023 от 28.03.2023

63RS0039-01-2021-002363-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Самара             31 января 2024 г.

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Ретиной М.Н.,

при секретаре Крыловой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-13/2024 по исковому заявлению Созиновой Л. В., Клиношкова Д. А. к Некоммерческой организации «Региональный оператор <адрес> Фонд капитального ремонта» о возложении обязанности устранить недостатки (дефекты), выявленные после проведения работ по капитальному ремонту,

УСТАНОВИЛ:

Созинова Л.В., Клиношков Д.А. обратились в суд с иском к Некоммерческой организации «Региональный оператор <адрес> Фонд капитального ремонта» о возложении обязанности устранить недостатки (дефекты), выявленные после проведения работ по капитальному ремонту, указав, что истцы являются собственниками квартир а и <данные изъяты> по адресу: <адрес>. После проведения капитального ремонта кровли выяснилось, что он произведен некачественно: осуществлен недостаточный вынос воронок дождеприемников, дождевая вода стекает мимо воронок, попадает на фасад здания, что приводит к его разрушению, кроме того, происходят неоднократные протечки кровли над квартирами истцов и на лестничную клетку в подъезде.

Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на <данные изъяты> годы.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> (далее - областная программа капитального ремонта).

По итогам открытого конкурса НО «ФКР» и ООО «Самараспортстрой» ДД.ММ.ГГГГ заключили договор № <данные изъяты> на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес>.

В соответствии с актом приемки результатов выполненных ООО «Самараспортстрой» работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома в виде реставрации фасада и крыши от ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты>. решением комиссии приняты.

Неоднократные жалобы жильцов оставлены без удовлетворения.

До настоящего времени недостатки, выявленные после проведения работ по капитальному ремонту общего имущества вышеуказанного не устранены, от жителей квартир и 51а <адрес> в <адрес> поступают жалобы по факту протечки кровли. Указанные нарушения возникли по вине ответчика.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений, истцы просят суд обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» в течение 9 месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить недостатки капитального ремонта кровли <адрес> путем принятия следующих мер и произведения следующих работ: произвести ремонт фальцевых соединений по карнизному свесу кровли с обеспечением их надлежащей герметизации; произвести замену настенных водоотводящих желобов с устройством их надлежащего примыкания к водосборным воронкам и выполнением конструкции желобов, обеспечивающей отвод воды с поверхности кровли, в соответствии с требованиями нормативно-проектной документации и по согласованию с автором научно-проектной документации; произвести замену водосборных воронок в соответствии с проектными решениями, отраженными в научно-проектной документации, а также в соответствии с требованиями нормативно-технической документации; произвести замену водосточных труб в соответствии с проектными решениями, отраженными в научно-проектной документации, а также в соответствии с требованиями нормативно-технической документации; обязать ответчика в рамках гарантийных обязательств в течение 9 месяцев после вступления решения суда в законную силу произвести восстановительный ремонт фасада по адресу: <адрес>, а именно восстановить целостность фасада в местах разрушения из-за протечек с кровли, примыкающих к квартирам , 51а, взыскать с ответчика в пользу истца Созиновой Л.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебном заседании истец Клиношков Д.А. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.

Истец Созинова Л.В. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, требования уточненного искового заявления поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель НО «ФКР» в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, в случае удовлетворении иска просил увеличить срока выполнения работ до 12 месяцев.

Представители ООО «ЖСК «Восток», ГЖИ в <адрес> требования уточненного искового заявления поддержали, просили его удовлетворить.

Представители Управления охраны объектов культурного наследия <адрес>, ООО «Реста III», ООО «Самараспортстрой» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 166 ЖК РФ установлено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.

Согласно ч.1 ст.180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются:

1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;

2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;

3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;

5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

6) иные предусмотренные данным кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

В соответствии с ч.1 ст.182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3, 4, 5 ч.2 ст.182 ЖК РФ).

В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта" является специализированной некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, а также реализация иных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.

Согласно ст.168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ (ч.2 ст.168 ЖК РФ).

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (ч.7 ст.168 ЖК РФ).

Законом предусмотрено внесение в региональную программу капитального ремонта и краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (ч.4, 5, 7 ст.168 ЖК РФ).

Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на <данные изъяты>.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> (далее - областная программа капитального ремонта).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между НО «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» и ООО «Реста III» заключен договор <данные изъяты> на выполнение работ по разработке научно-проектной документации на ремонт объектов историко-культурного наследия регионального значения, в том числе и жилого дома по адресу: <адрес>.

Между НО «ФКР» и ООО «Самараспортстрой» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № <данные изъяты> на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес>. в части выполнения работ по ремонту и (или) реставрации фасада и крыши многоквартирного дома, являющегося объектом культурного наследия регионального значения.

В соответствии с актом приемки результатов выполненных ООО «Самараспортстрой» работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома в виде реставрации фасада и крыши от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб. решением комиссии приняты.

Истцы являются собственниками квартир а и <данные изъяты> по адресу: <адрес>. После проведения капитального ремонта кровли выяснилось, что он произведен некачественно: осуществлен недостаточный вынос воронок дождеприемников, дождевая вода стекает мимо воронок, попадает на фасад здания, что приводит к его разрушению, кроме того, происходят неоднократные протечки кровли над квартирами истцов и на лестничную клетку в подъезде.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ судом назначена экспертиза для установления причин протечки кровли и разрушения фасада, являются ли указанные протечки и разрушения следствием производственного капитального ремонта, а также для установления вида и способа устранения выявленных недостатков.

Согласно заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ООО «Самарское бюро экспертиз и исследований» установлено, что причинами протечки кровли и разрушения фасада многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> является ненадлежащее устройство организованного водостока с кровли здания, а также недостатки устройства карнизного свеса кровли, протечки кровли и разрушения фасада многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> являются следствием произведенного капитального ремонта, видами и способами устранения выявленных недостатков являются: ремонт фальцевых соединений по карнизному свесу кровли с обеспечением их надлежащей герметизацией; замена настенных водоотводящих желобов с устройством их надлежащего примыкания к водосборным воронкам выполнением конструкции желобов, обеспечивающей отвод воды с поверхности кровли, в соответствии с требованиям нормативно-технической документации и по согласованию в автором научно-проектной документации; замена водосборных воронок в соответствии с проектными решениями, отраженными в научно-проектной документации, а также в соответствии с требованиями нормативно-технической документации; замена водосточных труб в соответствии с проектными решениями, отраженными в научно-проектной документации, а также в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

Допрошенная в судебном заседании эксперт Касимова А.В. выводы, изложенные в экспертном заключении, поддержала и полностью подтвердила.

У суда не имеется оснований не доверять заключению экспертизы, поскольку изложенные в нем суждения эксперта логичны, не противоречивы, выводы мотивированны, квалификация эксперта подтверждена документально, сведений о его заинтересованности в исходе дела не имеется.

До настоящего времени недостатки, выявленные после проведения работ по капитальному ремонту общего имущества вышеуказанного не устранены, от жителей квартир и <данные изъяты> <адрес> в <адрес> не устранены.

Несвоевременное устранение недостатков (дефектов) капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, нарушает, в том числе, права Созиновой Л.В., Клиношкова Д.А., которые зарегистрированы и проживают в вышеуказанном доме, несет бремя расходов на капитальный ремонт, поскольку несвоевременное его проведение существенно нарушает гарантированные Конституцией РФ жилищные права, вместе с тем Созинова Л.В. является пенсионером.

Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленное на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным Кодексом РФ. Функции регионального оператора определены в ст. 180 ЖК РФ.

В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пп. 3, 4, 5 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ).

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена ч. 5 ст. 178 и ч. 1 ст. 188 ЖК РФ.

Из приведенных выше норм права следует, что жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (ч. 5 ст. 178, ч. 1 ст. 188 ЖК РФ), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (ч. 6 ст. 182 ЖК РФ), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 9 ГК РФ, устанавливающего, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, выбор одного из предусмотренных законом способов защиты нарушенного права принадлежит тому лицу, чье право нарушено.

В силу ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>», принятого Самарской Губернской Думой <данные изъяты>. региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета <адрес> и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Судом установлено, что с момента принятия работ по капитальному ремонту до настоящего времени неисправность кровельного покрытия многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, не устранена. НО «ФКР» длительное время не принимаются своевременные и надлежащие меры по устранению дефектов капитального ремонта. Следовательно, ответчик не исполняет возложенные на него действующим жилищным законодательством обязанности в части организации проведения работ по капитальному ремонту.

Таким образом, доказательства того, что на настоящий момент ответчиком осуществлен выбор подрядной организации и заключены договоры на проведение работ по устранению недостатков (дефектов) по капитальному ремонту вышеуказанного многоквартирного дома, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлены.

Обеспечение выполнения работ по устранению недостатков (дефектов) капитального ремонта многоквартирного дома относится к полномочиям ответчика, осуществляемым им в ходе организации проведения работ по капитальному ремонту.

При таких обстоятельствах, требования истцов о возложении на ответчика обязанности устранить выявленные недостатки (дефекты) по капитальному ремонту многоквартирного <адрес> в <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку ответчик данную обязанность до настоящего времени не исполнил.

Доводы ответчика о прекращении производства по делу в связи с тем, что решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ уже были рассмотрены требования об устранении недостатков капитального ремонта, суд считает не подлежащим удовлетворению, так как истцы по настоящему делу не участвовали в Арбитражному суде <адрес>. Кроме того, недостатки проведенного капитального ремонта, выявлены заключением экспертизы, и не совпадают с недостатками выявленными в деле по иску ЖСК «Восток» в Арбитражном суде <адрес>.

Вместе с тем суд считает, что для проведения вышеуказанных действий необходим срок не менее 12 месяцев, полагая, что данный срок является разумным и достаточным для осуществления вышеуказанных обязанностей, входящих в непосредственную компетенцию ответчика, осуществление которых согласно вышеприведенному законодательству должно носить постоянный характер.

Также в силу положений ст.98 ГПК РФ с Некоммерческой организации «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» в пользу истца Созиновой Л.В. подлежат взысканию и расходы по уплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Созиновой Л. В., Клиношкова Д. А. к Некоммерческой организации «Региональный оператор <адрес> Фонд капитального ремонта» о возложении обязанности устранить недостатки (дефекты), выявленные после проведения работ по капитальному ремонту – удовлетворить частично.

Обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» устранить недостатки капитального ремонта кровли <адрес> путем принятия следующих мер и произведения следующих работ: произвести ремонт фальцевых соединений по карнизному свесу кровли с обеспечением их надлежащей герметизации; произвести замену настенных водоотводящих желобов с устройством их надлежащего примыкания к водосборным воронкам и выполнением конструкции желобов, обеспечивающей отвод воды с поверхности кровли, в соответствии с требованиями нормативно-проектной документации и по согласованию с автором научно-проектной документации; произвести замену водосборных воронок в соответствии с проектными решениями, отраженными в научно-проектной документации, а также в соответствии с требованиями нормативно-технической документации; произвести замену водосточных труб в соответствии с проектными решениями, отраженными в научно-проектной документации, а также в соответствии с требованиями нормативно-технической документации; обязать ответчика в рамках гарантийных обязательств произвести восстановительный ремонт фасада по адресу: <адрес>, а именно восстановить целостность фасада в местах разрушения из-за протечек с кровли, примыкающих к квартирам , <данные изъяты> в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Некоммерческой организации «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» в пользу истца Созиновой Л. В. расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья подпись М.Н. Ретина

Копия верна.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-13/2024 (2-2806/2023;) ~ М-1386/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Клиношков Дмитрий Александрович
Созинова Людмила Васильевна
Ответчики
НКО "ФКР" по Самарской области
Другие
ООО "ЖСК Восток"
ГЖИ Самарской области
ООО "Спортстрой"
Управление охраны объектов культурного наследия Самарской области
ООО "РЕСТА III"
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Ретина Мария Николаевна
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
28.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2023Передача материалов судье
04.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.04.2023Предварительное судебное заседание
03.05.2023Судебное заседание
19.05.2023Судебное заседание
02.06.2023Судебное заседание
19.06.2023Судебное заседание
26.07.2023Судебное заседание
11.08.2023Судебное заседание
21.08.2023Судебное заседание
06.09.2023Судебное заседание
18.09.2023Судебное заседание
25.09.2023Судебное заседание
28.12.2023Производство по делу возобновлено
18.01.2024Судебное заседание
31.01.2024Судебное заседание
07.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее