63RS0039-01-2021-002363-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Самара 31 января 2024 г.
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Ретиной М.Н.,
при секретаре Крыловой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-13/2024 по исковому заявлению Созиновой Л. В., Клиношкова Д. А. к Некоммерческой организации «Региональный оператор <адрес> Фонд капитального ремонта» о возложении обязанности устранить недостатки (дефекты), выявленные после проведения работ по капитальному ремонту,
УСТАНОВИЛ:
Созинова Л.В., Клиношков Д.А. обратились в суд с иском к Некоммерческой организации «Региональный оператор <адрес> Фонд капитального ремонта» о возложении обязанности устранить недостатки (дефекты), выявленные после проведения работ по капитальному ремонту, указав, что истцы являются собственниками квартир №а и <данные изъяты> по адресу: <адрес>. После проведения капитального ремонта кровли выяснилось, что он произведен некачественно: осуществлен недостаточный вынос воронок дождеприемников, дождевая вода стекает мимо воронок, попадает на фасад здания, что приводит к его разрушению, кроме того, происходят неоднократные протечки кровли над квартирами истцов и на лестничную клетку в подъезде.
Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на <данные изъяты> годы.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> (далее - областная программа капитального ремонта).
По итогам открытого конкурса НО «ФКР» и ООО «Самараспортстрой» ДД.ММ.ГГГГ заключили договор № <данные изъяты> на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес>.
В соответствии с актом приемки результатов выполненных ООО «Самараспортстрой» работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома в виде реставрации фасада и крыши от ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты>. решением комиссии приняты.
Неоднократные жалобы жильцов оставлены без удовлетворения.
До настоящего времени недостатки, выявленные после проведения работ по капитальному ремонту общего имущества вышеуказанного не устранены, от жителей квартир № и 51а <адрес> в <адрес> поступают жалобы по факту протечки кровли. Указанные нарушения возникли по вине ответчика.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений, истцы просят суд обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» в течение 9 месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить недостатки капитального ремонта кровли <адрес> путем принятия следующих мер и произведения следующих работ: произвести ремонт фальцевых соединений по карнизному свесу кровли с обеспечением их надлежащей герметизации; произвести замену настенных водоотводящих желобов с устройством их надлежащего примыкания к водосборным воронкам и выполнением конструкции желобов, обеспечивающей отвод воды с поверхности кровли, в соответствии с требованиями нормативно-проектной документации и по согласованию с автором научно-проектной документации; произвести замену водосборных воронок в соответствии с проектными решениями, отраженными в научно-проектной документации, а также в соответствии с требованиями нормативно-технической документации; произвести замену водосточных труб в соответствии с проектными решениями, отраженными в научно-проектной документации, а также в соответствии с требованиями нормативно-технической документации; обязать ответчика в рамках гарантийных обязательств в течение 9 месяцев после вступления решения суда в законную силу произвести восстановительный ремонт фасада по адресу: <адрес>, а именно восстановить целостность фасада в местах разрушения из-за протечек с кровли, примыкающих к квартирам №, 51а, взыскать с ответчика в пользу истца Созиновой Л.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании истец Клиношков Д.А. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Истец Созинова Л.В. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, требования уточненного искового заявления поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель НО «ФКР» в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, в случае удовлетворении иска просил увеличить срока выполнения работ до 12 месяцев.
Представители ООО «ЖСК «Восток», ГЖИ в <адрес> требования уточненного искового заявления поддержали, просили его удовлетворить.
Представители Управления охраны объектов культурного наследия <адрес>, ООО «Реста III», ООО «Самараспортстрой» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 166 ЖК РФ установлено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
Согласно ч.1 ст.180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются:
1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;
2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;
3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;
5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
6) иные предусмотренные данным кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
В соответствии с ч.1 ст.182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3, 4, 5 ч.2 ст.182 ЖК РФ).
В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта" является специализированной некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, а также реализация иных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.
Согласно ст.168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ (ч.2 ст.168 ЖК РФ).
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (ч.7 ст.168 ЖК РФ).
Законом предусмотрено внесение в региональную программу капитального ремонта и краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (ч.4, 5, 7 ст.168 ЖК РФ).
Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на <данные изъяты>.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> (далее - областная программа капитального ремонта).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между НО «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» и ООО «Реста III» заключен договор <данные изъяты> на выполнение работ по разработке научно-проектной документации на ремонт объектов историко-культурного наследия регионального значения, в том числе и жилого дома по адресу: <адрес>.
Между НО «ФКР» и ООО «Самараспортстрой» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № <данные изъяты> на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес>. в части выполнения работ по ремонту и (или) реставрации фасада и крыши многоквартирного дома, являющегося объектом культурного наследия регионального значения.
В соответствии с актом приемки результатов выполненных ООО «Самараспортстрой» работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома в виде реставрации фасада и крыши от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб. решением комиссии приняты.
Истцы являются собственниками квартир №а и <данные изъяты> по адресу: <адрес>. После проведения капитального ремонта кровли выяснилось, что он произведен некачественно: осуществлен недостаточный вынос воронок дождеприемников, дождевая вода стекает мимо воронок, попадает на фасад здания, что приводит к его разрушению, кроме того, происходят неоднократные протечки кровли над квартирами истцов и на лестничную клетку в подъезде.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ судом назначена экспертиза для установления причин протечки кровли и разрушения фасада, являются ли указанные протечки и разрушения следствием производственного капитального ремонта, а также для установления вида и способа устранения выявленных недостатков.
Согласно заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ООО «Самарское бюро экспертиз и исследований» установлено, что причинами протечки кровли и разрушения фасада многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> является ненадлежащее устройство организованного водостока с кровли здания, а также недостатки устройства карнизного свеса кровли, протечки кровли и разрушения фасада многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> являются следствием произведенного капитального ремонта, видами и способами устранения выявленных недостатков являются: ремонт фальцевых соединений по карнизному свесу кровли с обеспечением их надлежащей герметизацией; замена настенных водоотводящих желобов с устройством их надлежащего примыкания к водосборным воронкам выполнением конструкции желобов, обеспечивающей отвод воды с поверхности кровли, в соответствии с требованиям нормативно-технической документации и по согласованию в автором научно-проектной документации; замена водосборных воронок в соответствии с проектными решениями, отраженными в научно-проектной документации, а также в соответствии с требованиями нормативно-технической документации; замена водосточных труб в соответствии с проектными решениями, отраженными в научно-проектной документации, а также в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
Допрошенная в судебном заседании эксперт Касимова А.В. выводы, изложенные в экспертном заключении, поддержала и полностью подтвердила.
У суда не имеется оснований не доверять заключению экспертизы, поскольку изложенные в нем суждения эксперта логичны, не противоречивы, выводы мотивированны, квалификация эксперта подтверждена документально, сведений о его заинтересованности в исходе дела не имеется.
До настоящего времени недостатки, выявленные после проведения работ по капитальному ремонту общего имущества вышеуказанного не устранены, от жителей квартир № и <данные изъяты> <адрес> в <адрес> не устранены.
Несвоевременное устранение недостатков (дефектов) капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, нарушает, в том числе, права Созиновой Л.В., Клиношкова Д.А., которые зарегистрированы и проживают в вышеуказанном доме, несет бремя расходов на капитальный ремонт, поскольку несвоевременное его проведение существенно нарушает гарантированные Конституцией РФ жилищные права, вместе с тем Созинова Л.В. является пенсионером.
Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленное на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным Кодексом РФ. Функции регионального оператора определены в ст. 180 ЖК РФ.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пп. 3, 4, 5 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ).
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена ч. 5 ст. 178 и ч. 1 ст. 188 ЖК РФ.
Из приведенных выше норм права следует, что жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (ч. 5 ст. 178, ч. 1 ст. 188 ЖК РФ), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (ч. 6 ст. 182 ЖК РФ), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 9 ГК РФ, устанавливающего, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, выбор одного из предусмотренных законом способов защиты нарушенного права принадлежит тому лицу, чье право нарушено.
В силу ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>», принятого Самарской Губернской Думой <данные изъяты>. региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета <адрес> и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Судом установлено, что с момента принятия работ по капитальному ремонту до настоящего времени неисправность кровельного покрытия многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, не устранена. НО «ФКР» длительное время не принимаются своевременные и надлежащие меры по устранению дефектов капитального ремонта. Следовательно, ответчик не исполняет возложенные на него действующим жилищным законодательством обязанности в части организации проведения работ по капитальному ремонту.
Таким образом, доказательства того, что на настоящий момент ответчиком осуществлен выбор подрядной организации и заключены договоры на проведение работ по устранению недостатков (дефектов) по капитальному ремонту вышеуказанного многоквартирного дома, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлены.
Обеспечение выполнения работ по устранению недостатков (дефектов) капитального ремонта многоквартирного дома относится к полномочиям ответчика, осуществляемым им в ходе организации проведения работ по капитальному ремонту.
При таких обстоятельствах, требования истцов о возложении на ответчика обязанности устранить выявленные недостатки (дефекты) по капитальному ремонту многоквартирного <адрес> в <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку ответчик данную обязанность до настоящего времени не исполнил.
Доводы ответчика о прекращении производства по делу в связи с тем, что решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ уже были рассмотрены требования об устранении недостатков капитального ремонта, суд считает не подлежащим удовлетворению, так как истцы по настоящему делу не участвовали в Арбитражному суде <адрес>. Кроме того, недостатки проведенного капитального ремонта, выявлены заключением экспертизы, и не совпадают с недостатками выявленными в деле по иску ЖСК «Восток» в Арбитражном суде <адрес>.
Вместе с тем суд считает, что для проведения вышеуказанных действий необходим срок не менее 12 месяцев, полагая, что данный срок является разумным и достаточным для осуществления вышеуказанных обязанностей, входящих в непосредственную компетенцию ответчика, осуществление которых согласно вышеприведенному законодательству должно носить постоянный характер.
Также в силу положений ст.98 ГПК РФ с Некоммерческой организации «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» в пользу истца Созиновой Л.В. подлежат взысканию и расходы по уплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Созиновой Л. В., Клиношкова Д. А. к Некоммерческой организации «Региональный оператор <адрес> Фонд капитального ремонта» о возложении обязанности устранить недостатки (дефекты), выявленные после проведения работ по капитальному ремонту – удовлетворить частично.
Обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» устранить недостатки капитального ремонта кровли <адрес> путем принятия следующих мер и произведения следующих работ: произвести ремонт фальцевых соединений по карнизному свесу кровли с обеспечением их надлежащей герметизации; произвести замену настенных водоотводящих желобов с устройством их надлежащего примыкания к водосборным воронкам и выполнением конструкции желобов, обеспечивающей отвод воды с поверхности кровли, в соответствии с требованиями нормативно-проектной документации и по согласованию с автором научно-проектной документации; произвести замену водосборных воронок в соответствии с проектными решениями, отраженными в научно-проектной документации, а также в соответствии с требованиями нормативно-технической документации; произвести замену водосточных труб в соответствии с проектными решениями, отраженными в научно-проектной документации, а также в соответствии с требованиями нормативно-технической документации; обязать ответчика в рамках гарантийных обязательств произвести восстановительный ремонт фасада по адресу: <адрес>, а именно восстановить целостность фасада в местах разрушения из-за протечек с кровли, примыкающих к квартирам №, <данные изъяты> в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Некоммерческой организации «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» в пользу истца Созиновой Л. В. расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья подпись М.Н. Ретина
Копия верна.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.