Дело № 12-247/2021
Судья: Смаева Н.В.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
29 июня 2021 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью Фирма «СТОМ» Свижевского П.В. на постановление судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 23 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Фирма «СТОМ»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 23 апреля 2021 года ООО «Фирма «СТОМ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 700 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, защитник общества Свижевский П.В. просит постановление отменить, ссылаясь на его незаконность. В обоснование жалобы указывает, что общество дважды привлечено к административной ответственности за одно и тоже административное правонарушение; суд нарушил нормы процессуального права, поскольку привлек Общество к ответственности за совершение деяния, которое на момент вынесения постановления перестало считаться грубым нарушением лицензионных требований, с 1 января 2021 года постановление Правительства РФ № 1130 утратило силу в связи с вступлением в законную силу постановления Правительства РФ № 1625 от 8 октября 2020 года, которым установлен исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности. Поскольку последствий, указанных в ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность общества не повлекла, допущенное нарушение не может являться грубым, подлежит применению закон, улучшающий положение лица, привлекаемого к административной ответственности. Также ссылается на то, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, поскольку представитель Дементьева Е.В. не была уполномочена на представление интересов Общества при составлении протокола об административном правонарушении.
В судебное заседание законный представитель ООО Фирма «СТОМ» не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом. Защитник Общества Кудряшов Н.Е. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представители ИФНС России по г. Новочебоксарску Васильева М.Н. и Романов В.В. возражали против доводов жалобы по основаниям указанным в возражении.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ч. 4 ст. 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан Законом Чувашской Республики от 29 марта 2007 года № 1 «О запрещении деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Чувашской Республики» с 1 июля 2007 года на территории Чувашской Республики запрещено осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах и залах игровых автоматов. Установленный с 1 июля 2007 года запрет в настоящее время не отменен.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит лицензированию.
Положение о лицензировании указанного вида деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1130.
В силу пункта 7 указанного Положения о лицензировании осуществление лицензируемого вида деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2019 года № 298 в Положение о лицензировании внесены изменения, которые вступили в законную силу 2 апреля 2019 года.
Пункт 4 Положения о лицензировании дополнен подпунктом «п», в силу которого соблюдение соискателем лицензии (лицензиатом) решений о запрете (ограничении) деятельности по организации и проведению азартных игр, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Федерального закона, со 2 апреля 2019 года является лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности, а также к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 21 марта 2019 года № 298 установлено, что ранее выданные лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в случае указания в них адресов мест осуществления деятельности, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в которых деятельность по организации и проведению азартных игр запрещена (ограничена) в соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в целях приведения в соответствие с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, подлежат переоформлению в течение 2 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления.
До 2 июня 2019 года организаторам азартных игр, которые проводят азартные игры в букмекерских конторах и тотализаторах на территории тех регионов, где они запрещены в соответствии с региональным законодательством (Республика Чувашия), необходимо переоформить лицензии на проведение азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 г. № 298.
Со 2 апреля 2019 года невыполнение лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности требований, предусмотренных подпунктом «п» пункта 4 Положения о лицензировании, отнесено к числу грубых нарушений (пункт 7 Положения о лицензировании).
Из материалов дела следует, что 19 января 2021 года в налоговый орган поступило обращение ФИО1, направленное прокуратурой г. Новочебоксарска по факту осуществления деятельности ООО «Фирма «СТОМ» в обособленном подразделении по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.
21 февраля 2021 года главным государственным налоговым инспектором ИФНС России по г. Новочебоксарску ФИО13 возбуждено дело об административном правонарушении и принято решение о проведении административного расследования.
В результате административного расследования установлено, что ООО Фирма «СТОМ» осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах на основании лицензии ФНС России № от 15 июля 2010 года, выданной бессрочно.
ООО Фирма «СТОМ» в целях осуществления лицензируемого вида деятельности по адресу: <адрес>, создано обособленное структурное подразделение.
В нарушение подпункта «п» пункта 4 Положения о лицензировании, статьи 1 Закона Чувашской Республики № 1 от 29 марта 2007 г. «О запрещении деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Чувашской Республики» в период с 14 мая 2019 года по 28 мая 2019 года Общество в обособленном подразделении, расположенном по адресу: <адрес>, осуществляло деятельность по организации и проведению азартных игр при наличии установленного Законом Чувашской Республики от 29 марта 2007 года № 1 в соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Закона № 244-ФЗ запрета на осуществление с 1 июля 2007 года на территории Чувашской Республики деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах и залах игровых автоматов.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления 19 сентября 2019 года протокола об административном правонарушении в отношении ООО Фирма «СТОМ» (т.1, л.д. 11).
Фактические обстоятельства совершенного обществом административного правонарушения подтверждены совокупностью доказательств, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья городского суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО Фирма «СТОМ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что общество дважды привлечено к административной ответственности за одно и тоже правонарушение, не могут быть приняты во внимание.
В силу части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Как усматривается из материалов дела, инспекцией ФНС России по г. Чебоксары 13 мая 2019 года в отношении ООО Фирма «СТОМ» проводилась проверка, в рамках которой установлено, что общество в период со 2 апреля 2019 года по 13 мая 2019 года в обособленном подразделении, расположенном по адресу: <адрес>, осуществляло деятельность по организации и проведению азартных игр букмекерских конторах и тотализаторах, что со 2 апреля 2019 года в соответствии с подпунктом «п» пункта 4, пунктом 7 Положения о лицензировании по признаку осуществления данного вида деятельности при наличии установленного Законом Чувашской Республики от 29 марта 2007 года № 1 в соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» запрета на осуществление с 1 июля 2007 года на территории Чувашской Республики деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах и залах игровых автоматов является грубым нарушением лицензионных требований.
За совершение указанных действий постановлением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 6 августа 2019 года, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа
Согласно материалам данного дела нарушения, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности по настоящему административному делу, были выявлены в ходе проверки, проведенной в отношении Общества за период с 14 мая по 28 мая 2019 года.
При этом факт привлечения лица к административной ответственности за невыполнение требований законодательства не исключает возможность его последующего привлечения к административной ответственности за аналогичное нарушение в случае невыполнения возложенной на него законом обязанности или ненадлежащего ее выполнения.
Как указывалось выше со 2 апреля 2019 года, невыполнение лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности требований, предусмотренных подпунктом «п» пункта 4 Положения о лицензировании, отнесено к числу грубых нарушений (пункт 7 Положения о лицензировании).
Лицо, осуществляющее деятельность с нарушением лицензионных требований, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено.
То есть привлечение Общества к ответственности за аналогичное нарушение, обнаруженное в ходе последующей проверки, не может рассматриваться как привлечение к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение.
Ссылка общества на Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 марта 2007 года, подлежит отклонению, поскольку указанные разъяснения касаются иных обстоятельств, связанных с предоставлением срока на устранение выявленных нарушений и моментом начала течения такого срока.
Доводы жалобы о том, что положение, устанавливающее административную ответственность за содеянное утратило силу, в связи с чем подлежат применению положения ч. 2 ст. 1.7 и п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, со ссылкой на то, что вступившее в законную силу с 1 января 2021 года постановление Правительства РФ № 1625 от 8 октября 2020 года улучшает положение общества, поскольку последствий, предусмотренных ч. 11 ст. 19 Федерального закона « О лицензировании отдельных видов деятельности» от деятельности общества не наступило, подлежат отклонению.
Согласно ст. 7 постановления Правительства РФ № 1625 от 8 октября 2020 года, вступившего в законную силу с 1 января 2021 года, установлено, что осуществление лицензируемого вида деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом грубым нарушением является невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных подпунктами «а» (в части, касающейся требований, установленных частью 3 статьи 8 и частью 3 статьи 14 Федерального закона), «в» (в части, касающейся требований, установленных частями 1.1, 2.1, 2.3, 6, 9 и 14.1 статьи 6 Федерального закона), «д» (в части, касающейся требований, установленных частями 1, 2, 3.2, 3.6, 3.9, 3.10, 3.14 - 6 и 9 статьи 15 Федерального закона), «з» (в части, касающейся требований, установленных частью 10 статьи 6, а также частью 5 статьи 14 Федерального закона) и «н» пункта 4 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
ООО «Фирма «СТОМ», является организацией, осуществляющей на основании лицензии деятельность, связанную с организацией и проведению азартных игр. Особый характер этой деятельности, способен оказывать серьезное негативное влияние на сферу нравственности, здоровье, права и законные интересы граждан, а в ряде случаев - наносить непоправимый вред жизни и здоровью, особенно детей, и, учитывая такой характер данной деятельности, т.е. допускает потенциальный риск причинения вреда жизни и здоровью человека (определения Верховного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2008 года № 392-О-О, от 18 сентября 2014 года № 2098-О и др.).
Таким образом, оснований для применения по настоящему административному делу положений ч. 2 ст. 1.7 и п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ не имеется.
Доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, отклоняются за их несостоятельностью.
Как следует из материалов дела, письмом ИФНС России по г. Новочебоксарску от 15 февраля 2021 года законный представитель ООО «Фирма «СТОМ» был извещен о составлении протокола об административном правонарушении в 9 час. 30 мин. 1 марта 2021 года (л.д. 60-68).
25 февраля 2021 года в ИФНС России по г. Новочебоксарску поступило ходатайство генерального директора ООО «Фирма «СТОМ» Недобежкина А.В. об отложении даты составления протокола об административном правонарушении, которое определением от 25 февраля 2021 года было удовлетворено, составление протокола об административном правонарушении отложено на 9 час. 30 мин. 15 марта 2021 года, и 1 марта 2021 года в адрес общества направлено соответствующее извещение (л.д. 26-47).
15 марта 2021 года в ИФНС России по г. Новочебоксарску вновь поступило ходатайство генерального директора ООО «Фирма «СТОМ» об отложении даты составления протокола об административном правонарушении (л.д. 31-35).
Определением начальника ИФНС России по г. Новочебоксарску от 15 марта 2021 года в удовлетворении ходатайства об отложении составления протокола об административном правонарушении отказано (л.д. 23-24)
15 марта 2021 года законный представитель ООО «Фирма «СТОМ» для составления протокола об административном правонарушении не явился, при этом протокол об административном правонарушении был составлен в присутствии защитника ООО «Фирма «СТОМ» Дементьевой Е.В., действовавшей на основании доверенности от 3 марта 2021 года (л.д. 11-12). Указанной доверенностью подтверждаются полномочия на преставление интересов общества в ИФНС России по г. Новочебоксарску при производстве по делам об административных правонарушениях (л.д. 32).
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями ст. 28.2 КоАП РФ, оснований для признания его в качестве недопустимого доказательства не имеется.
Таким образом, из доводов, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судом первой инстанции норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не является.
Ссылки на иную судебную практику не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого акта по настоящему делу, поскольку при рассмотрении дел об административном правонарушении судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 23 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Фирма «СТОМ» оставить без изменения, жалобу защитника ООО Фирма «СТОМ» Свижевского П.В. – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова