Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-144/2023 от 03.10.2023

УИД 67RS0003-01-2023-002930-63                                                              дело № 12-144/2023

РЕШЕНИЕ

г. Смоленск,проспект Гагарина, д. 15                                                       27 октября 2023 года

Судья Заднепровского районного суда г. Смоленска Новиков М.В., при секретаре Гуликовой А.В., с участием защитников Смоленской таможни ФИО3 и ФИО4, рассмотрев жалобу Смоленской таможни на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Смоленской области от 13.06.2023 № 67/6-25-23-ИЗ/12-9302-И/13-213, вынесенное в отношении Смоленской таможни по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Смоленской области от 13.06.2023 № 67/6-25-23-ИЗ/12-9302-И/13-213 Смоленская таможня признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за нарушения требований:

- ст. 110 ТК РФ, выразившихся в непредоставлении работнику Смоленской таможни ФИО2 еженедельного непрерывного отдыха с 5 по 12 января 2023 года продолжительностью не менее 42 часов;

- ч. 4 ст. 103 ТК РФ, выразившихся в неознакомлении работника Смоленской таможни ФИО2 с графиками сменности труда в марте и апреле 2023 года в срок, не менее, чем за 1 месяц до введения в действие графиков сменности (ФИО2 был ознакомлен с измененными графиками сменности за март и апрель 2023 года лишь 30.03.2023 и 28.04.2023 соответственно);

- ст. 153 ТК РФ, выразившихся в привлечении работника Смоленской таможни ФИО2 к работе в выходные дни 5 и 14 марта 2023 года, а также 22 и 30 апреля 2023 года без получения на то согласия работника и без предоставления ему дополнительного дня отдыха.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Смоленская таможня подала на него жалобу, указав, что ФИО2 работал в Смоленской таможне в должности водителя автомобиля по сменному графику, и за учетный период (равный 3 месяцам) производился суммированный учет рабочего времени ФИО2, в течение которого ФИО2 по графику предоставлялись периоды еженедельного непрерывного отдыха продолжительностью не менее 42 часов. Кроме того, ФИО2 своевременно был ознакомлен с графиками сменности его работы в марте и апреле 2023 года, то есть более чем за 1 месяц до ведения их в действие, и впоследствии своевременно ознакамливался с изменениями, вносимыми в указанные графики в связи с периодами временной нетрудоспособности других работников Смоленской таможни, выполнявших аналогичные трудовые обязанности. Также исполнение ФИО2 трудовых обязанностей по сменному графику изначально предполагало, что часть рабочих смен будет выпадать на выходные либо праздничные дни, в связи с чем на Смоленскую таможню в данном случае не возлагалась обязанность в соответствии со ст. 153 ТК РФ предоставлять ФИО2 отгулы за работу в выходные дни 5 и 14 марта 2023 года, а также 22 и 30 апреля 2023 года, либо оплачивать время работы в указанные дни в двойном размере. С учетом изложенного, просит указанное постановление отменить.

В судебном заседании защитники Смоленской таможни ФИО3 и ФИО4доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям, дополнительно пояснив, что вменяемое нарушение требований ст. 110 ТК РФ в период с 5 по 12 января 2023 года однократно, при этом 05.01.2023 являлось четвергом, однако календарная неделя исчисляется с понедельника по воскресенье. График работы ФИО2 был сменный, что не позволяет исчислять часы его отдыха именно с понедельника по воскресенье.

Должностное лицо административного органа - главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Смоленской области ФИО5 в письменных возражениях просил жалобу Смоленской таможни оставить без удовлетворения, указав, в том числе, что обжалуемое постановление не содержит сведений о привлечении Смоленской таможни к административной ответственности за нарушение режима труда и отдыха в отношении работника ФИО2 в феврале 2023 года.

Выслушав объяснения защитников, исследовав письменные доказательства, судья приходит к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

На основании ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч. 3, 4 и 6 ст. 5.27 КоАП РФ и ст. 5.27.1 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 110 ТК РФ продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

Однако, из содержания табеля учета рабочего времени работника Смоленской таможни ФИО2 следует, что в период с 5 по 12 января 2023 года (то есть на протяжении 8 дней) непрерывное время отдыха между рабочими сменами ФИО2 составило менее 42 часов. Каких-либо специально законодательно оговоренных обстоятельств, в силу которых продолжительность непрерывного еженедельного отдыха ФИО2 могла быть менее 42 часов, в данном случае не имеется. Доводы Смоленской таможни о том, что для работника необходим иной учет рабочего времени и времени отдыха, определяемый учетным периодом, равным 3 месяцам, в течение которого рабочее время суммируется, и о том, что период с 5 по 12 января 2023 года не совпадает с календарной неделей, подменяют собой правовые понятия, в связи с чем являются необоснованными. С учетом изложенного государственный инспектор труда пришел к правильному выводу о нарушении Смоленской таможней в указанный период требований ст. 110 ТК РФ в отношении работника ФИО2

Вместе с тем, с выводами должностного лица административного органа о нарушении Смоленской таможней требований ч. 4 ст. 103 и ст. 153 ТК РФ согласиться не представляется возможным ввиду следующего.

Согласно ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее, чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

В соответствии со ст. 103 ТК РФ при сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности. Привлечение таких работников к трудовой деятельности в выходные дни (субботу и воскресенье) не влечет возникновения дополнительных обязанностей для работодателя, поскольку выходными для сменщиков могут быть и другие дни, на праздники этот принцип не распространяется. Установленная ст. 153 ТК РФ обязанность работодателя оплачивать работу в праздничные дни не менее, чем в двойном размере, распространяется на всех работников, в том числе на тех, которые работают по сменному графику, поскольку установленные трудовым законодательством праздничные даты являются общими для всех работников и не могут быть перенесены по желанию работодателя на другой день.

Смоленской таможне вменено в вину привлечение работника ФИО2 к работе в выходные дни 5, 14 марта и 22, 30 апреля 2023 года без повышенной оплаты или без предоставления дополнительного дня отдыха, но, поскольку ФИО2 работал в соответствии с графиком сменности, привлечение его к трудовой деятельности в выходные дни не влечет возникновения дополнительных обязанностей для работодателя и не свидетельствует о нарушении Смоленской таможней требований ст. 153 ТК РФ.

В материалах дела имеется заявление ФИО2 от 23.03.2023 (то есть до запланированного отпуска согласно графику отпусков на 2023 год) о переносе очередного ежегодного отпуска с апреля 2023 года на иные даты 2023 года, поэтому работа ФИО2 в апреле 2023 года в соответствии с графиком сменности выполнялась с его согласия и не влечет нарушений трудового законодательства.

В силу ч. 4 ст. 103 ТК РФ графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела, с графиками сменности за март и апрель 2023 года работник ФИО2 был ознакомлен не менее чем за один месяц до введения их в действие, что свидетельствует об отсутствии нарушений Смоленской таможней данных требований закона. С внесением изменений в указанные графики сменности, вызванных непредвидимыми обстоятельствами (временная нетрудоспособность других водителей) ФИО2 был ознакомлен либо в день внесения таких изменений, либо на следующий день.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае у Смоленской таможни в связи с непредвиденными обстоятельствами (временная нетрудоспособность работников) отсутствовала возможность довести до сведений работников о вынужденных изменениях в графиках сменности не позднее чем за один месяц до введения таких изменений в действие, в связи с чем Смоленская таможня не может быть признана виновной и в нарушении требований ч. 4 ст. 103 ТК РФ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

На основании ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В силу ч. 1, 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Исходя из доказанности вины Смоленской таможни в совершении одного из трех вмененных ей нарушений трудового законодательства (а именно требований ст. 110 ТК РФ), за что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, учитывая как отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, так и отсутствие предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ обстоятельств, препятствующих назначению более мягкого наказания в виде предупреждения, судья считает необходимым изменить назначенное Смоленской таможне наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

При этом оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, с учетом совокупности обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, характера и социальной значимости совершенного административного правонарушения, имеющего формальный состав и посягающего на право каждого работника на отдых, наличия у правонарушителя возможности для предотвращения нарушений требований ст. 110 ТК РФ при проявлении должной заботливости и осмотрительности, не имеется. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Смоленской таможни к исполнению своих обязанностей работодателя, возложенных на нее трудовым законодательством, и к интересам работника.

Таким образом, обжалуемое постановление подлежит изменению путем исключения из него указания на нарушение Смоленской таможней требований ч. 4 ст. 103 и ст. 153 ТК РФ и замены вида назначенного административного наказания на предупреждение.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Смоленской области от 13.06.2023 № 67/6-25-23-ИЗ/12-9302-И/13-213, вынесенное в отношении Смоленской таможни по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, изменить, исключив из него указание на нарушение Смоленской таможней требований ч. 4 ст. 103 и ст. 153 ТК РФ, и заменив назначенное Смоленской таможне наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей на предупреждение.

В остальной части обжалуемое постановление оставить без изменения, а жалобу Смоленской таможни - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья                                                                                                                         М.В. Новиков

12-144/2023

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
Смоленская таможня
Суд
Заднепровский районный суд г. Смоленска
Судья
Новиков Максим Вячеславович
Статьи

ст.5.27 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
zadnepr--sml.sudrf.ru
05.10.2023Материалы переданы в производство судье
27.10.2023Судебное заседание
30.10.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
13.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2023Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
28.11.2023Вступило в законную силу
05.12.2023Дело оформлено
05.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее