Дело №2-564/2023
УИД 24RS0032-01-2022-003674-69
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 февраля 2023 года г. Красноярск
Ленинский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Шевцовой О.В.,
с участием:
старшего помощника Красноярского природоохранного прокурора Красноярского края Ч,Т.В.,
представителя ответчика ООО «Артель старателей Ангара – Север» Е.А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Лещевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Артель старателей Ангара-Север» об устранении нарушений, возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Красноярского природоохранного прокурора Б.Т.Ю. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к ООО «Артель старателей Ангара-Север» об устранении нарушений, возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с нормами закона ООО «Артель старателей Ангара-Север» получено заключение о согласовании деятельности по проекту «Разработка и ликвидация карьера по добыче россыпного золота на объекте долина руч. Современный» для ООО «Артель старателей Ангара-Север» от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно заключению Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о согласовании деятельности от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Артель старателей Ангара-Север» необходимо компенсировать вред, наносимый водным биологическим ресурсам и среде их обитания путем проведения работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в водные объекты рыбохозяйственного значения в полном объеме до окончания негативного воздействия. Для возмещения вреда в объеме 32 кг. потребуется искусственное воспроизводство с последующим выпуском 17778 экз. молоди хариуса навеской 0,2 г. или 1976 экз. молоди гольца арктического навеской 1,0 г. в <адрес> на выбор в пределах естественного ареала обитания указанных видов рыб. Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что в нарушение указанных требований закона ООО «Артель старателей Ангара-Север» компенсационные мероприятия с целью устранения последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов не проведены. Учитывая необходимость судебной защиты интересов неопределенного круга лиц и государства в сфере охраны окружающей среды, ответчика необходимо понудить устранить допущенные нарушения путем возложения обязанности провести компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов, предусмотренных заключением Енисейского территориального управления по рыболовству о согласовании деятельности от ДД.ММ.ГГГГ № за период 2017-2020 годы. В рамках рассмотрения гражданского дела ответчиком представлены документы, подтверждающие исполнение требований природоохранного прокурора в полном объеме. Для подтверждения полученных сведений природоохранным прокурором в Енисейском территориальном управлении Росрыболовства истребованы соответствующие документы. Из поступившей в природоохранную прокуратуру информации следует, что ООО «Артель старателей Ангара-Север» компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов проведены не в полном объеме. Так, компенсационные мероприятия не проведены в рамках полученного решения о согласовании документов на разработку месторождения россыпного золота в долине <адрес> в период 2013-2019 годов от ДД.ММ.ГГГГ №. При этом, согласно указанному заключению, ООО «Артель старателей Ангара-Север» в период 2013-2019 годов обязаны компенсировать вред, наносимый водным биоресурсам путем проведения работ по искусственному воспроизводству – выпуску молоди хариуса в количестве 16 944 штук, или выпуску молоди ленка в количестве 5810 штук. В связи с чем, приводя правовые обоснования исковых требований истец просит суд обязать ответчика в установленном законе порядке до ДД.ММ.ГГГГ провести компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в соответствии с решением о согласовании документов на разработку месторождения россыпного золота в долине <адрес> в период 2013-2019 годов от ДД.ММ.ГГГГ №.
Представитель истца Красноярской природоохранной прокуратуры – старший помощник прокурора Ч,Т.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика ООО «Артель старателей Ангара-Север» Е.А.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании пояснил, что ООО «Артель старателей Ангара-Север» факт наличия обязательств по компенсации вреда, наносимого водным биоресурсам путем проведения работ по искусственному воспроизводству – выпуску молоди хариуса в количестве 16 944 штук, или выпуску молоди ленка в количестве 5810 штук не отрицает, но в настоящий момент исполнить данные обязательства не представляется возможным, связи с погодными условиями.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Енисейское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам. Возражений на исковое заявление, ходатайств об отложении рассмотрения дела, либо рассмотрении дела в их отсутствие в адрес суда не поступало.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных правах.
При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Исходя из пунктов 1 и 2 статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при строительстве и иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года №384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
На основании п. 3 указанных Правил, территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование осуществления хозяйственной деятельности на основании заявки и предоставленных документов, перечень которых определен в п. 5 Правил.
В соответствии с п.8.1.19 Положения о Енисейском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденном приказом Росрыболовства от 28 ноября 2016 года № 756, согласование такой деятельности на территории Красноярского края осуществляет указанное управление.
Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года №380.
Согласно пунктам 2, 4, 5, 6, 7 Положения, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические лица обеспечивают оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания. При установлении прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические лица предусматривают в проектной документации осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, а также непосредственно при строительстве обеспечивают выполнение последних.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 2 Положения проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания осуществляются посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные подпунктом «з» пункта 2 Положения (включая содержание и эксплуатацию указанных в этом подпункте производственных мощностей), осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов (п. 7 Положения).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1 Федеральным законом от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» к водным биологическим ресурсам (водные биоресурсы) относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы (пункт 1 части 1 статьи 1 ).
В силу пункта 1 статьи 45 Федеральным законом от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» искусственное воспроизводство водных биоресурсов обеспечивается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основании государственных контрактов или договоров на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в соответствии с планами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Порядок подготовки и утверждения планов искусственного воспроизводства водных биоресурсов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Таким образом, сроком окончания проведения компенсационных мероприятий является прекращение негативного воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания от производства работ.
Судом установлено, что помощником Красноярского природоохранного прокурора С.Т.Н. на основании решения Красноярского природоохранного прокурора Л.А.А. о проведении проверки № от 3ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в отношении ООО «Артель старателей Ангара-Север» (ИНН 2464076765, ОГРН 1052464089996) требований законодательства об охране окружающей среды и природопользовании, в том числе об охране водных биологических ресурсов на основании поступившей в Красноярскую природоохранную прокуратуру информация о нарушениях в сфере охраны водных биологических ресурсов, Указание Генеральной прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны и добычи водных биологических ресурсов в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой установлено, что ООО «Артель старателей Ангара-Север» получено заключение о согласовании деятельности по проекту «Разработка и ликвидация карьера по добыче россыпного золота на объекте долина руч. Современный» для ООО «Артель старателей Ангара-Север» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно заключению Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о согласовании деятельности от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Артель старателей Ангара-Север» необходимо компенсировать вред, наносимый водным биологическим ресурсам и среде их обитания путем проведения работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в водные объекты рыбохозяйственного значения в полном объеме до окончания негативного воздействия. Для возмещения вреда в объеме 32 кг. потребуется искусственное воспроизводство с последующим выпуском 17778 экз. молоди хариуса навеской 0,2 г. или 1976 экз. молоди гольца арктического навеской 1,0 г. в <адрес> на выбор в пределах естественного ареала обитания указанных видов рыб.
Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что в нарушение указанных требований закона ООО «Артель старателей Ангара-Север» компенсационные мероприятия с целью устранения последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов не проведены.
В связи с чем, природоохранным прокурором в Ленинский районный суд <адрес> направлено исковое заявление о возложении обязанности ООО «АС Ангара-Север» в установленном законом порядке до ДД.ММ.ГГГГ провести компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в соответствии с заключением Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о согласовании деятельности по проекту «Разработка и ликвидация карьера по добыче россыпного золота на объекте долина руч. Современный» для ООО «Артель старателей Ангара-Север» от ДД.ММ.ГГГГ №.
В рамках рассмотрения данного гражданского дела представителем ответчика в суд представлены документы, подтверждающие исполнение исковых требований природоохранного прокурора в полном объеме, в связи с чем по ходатайству Красноярского природоохранного производства определением суда прекращены данные исковые требования.
Вместе с тем, при проверке данных сведений, из ЕТУ Росрыболовства поступила информация о неисполнении ООО «Артель старателей Ангара-Север» обязанности по проведению компенсационных мероприятий по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов проведены не полном объеме.
Так, компенсационные мероприятия юридическим лицом не проведены в рамках полученного решение о согласовании документов на разработку месторождения россыпного золота в долине <адрес> в период 2013 – 2019 годов от ДД.ММ.ГГГГ №, что не оспаривалось ответчиком в ходе рассмотрения дела.
При этом, согласно указанному заключению, ООО «АС Ангара-Северв в период 2013-2019 годы обязаны компенсировать вред, наносимый водным биоресурсам путем проведения работ по искусственному воспроизводству - выпуску молоди хариуса в количестве 16944 штук, или вытеку молоди ленка в количестве 5810 штук.
В силу ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституции Российской Федерации и законы.
При таких обстоятельствах требования Красноярского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации к ООО «Артель старателей Ангара-Север» об устранении нарушений, возложении обязанности являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
При определении сроков выполнения мероприятий, направленных на устранение нарушений, суд принимает во внимание объём работ, требующих временных затрат, и приходит к выводу, что предлагаемые прокурором сроки являются объективными.
С учетом изложенного суд приходит к убеждению об установлении срока для устранения этих нарушений до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст.206 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Артель старателей Ангара-Север» об устранении нарушений, возложении обязанности удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Артель старателей Ангара-Север» в установленном законом порядке, до ДД.ММ.ГГГГ провести компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в соответствии с решением о согласовании документов на разработку месторождения россыпного золота в долине р. Тюрепина в период 2013-2019 годов от ДД.ММ.ГГГГ №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Красноярска.
Судья О.В. Шевцова