Дело № 2-1744/2023
39RS0004-01-2023-001040-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 сентября 2023 года г. Калининград
Московский районный суд г. Калининграда
в составе председательствующего судьи Семенихина В.А.
при секретаре Акбашевой Д.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининградского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД», ЧУЗ «Больница «РЖД-Медицина» г. Калининграда» о признании незаконным бездействия, понуждении принятия мер по содержанию защитного сооружения гражданское обороны,
УСТАНОВИЛ:
Калининградский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне, по результатам которой выявлены нарушения законодательства при содержании защитного сооружения гражданской обороны, находящееся на балансе ЧУЗ «Больница «РЖД-Медицина» <адрес>». Проверкой установлено, что в нарушение действующего законодательства в сфере гражданской обороны – убежище №, инв № по учету МЧС России, балансодержателем которого является больница требуется принять меры по содержанию помещений и оборудования систем жизнеобеспечения в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению, а именно произвести техническое обслуживание герметических дверей с заменой резиновых уплотнителей, замену фильтров-поглотителей № – 3 шт., клапана избыточного давления №- 1 шт., клапана герметического № – 2 шт., клапана герметического № – 4 шт. Об устранении выявленных нарушений прокурором выносилось представление, по результатам рассмотрения которого требования прокурора в добровольном порядке не выполнены. Просит признать незаконным бездействий и обязать ответчиков принять меры по содержанию помещения и оборудования систем жизнеобеспечения защитного сооружения в исправном состоянии, устранить недостатки в течение одного года.
В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержала, указав, что ответчиками не выполняются требования законодательства в части гражданской обороны по содержанию стоящего на учете защитного сооружения. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ОАО «РЖД» по доверенности ФИО4 в судебном заседании против удовлетворения исковых требования возражала, указав, что отсутствуют правовые основания для предъявления указанных требований к ОАО «РЖД», бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник. Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 установлено, что объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, являются имуществом учреждения, финансирование которого осуществляется из республиканского бюджета, и такие объекты относятся исключительно к федеральной собственности. Приватизация защитных сооружений гражданской обороны запрещена, не подлежащее приватизации имущество может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Указанное прокурором убежище не может принадлежать на праве собственности ОАО «РЖД», ОАО «РЖД» не является его балансодержателем. В установленном порядке указанное защитное сооружение ОАО «РЖД» не передавалось, договор о правах и обязанностях в отношении защитного сооружения не заключался с ОАО «РЖД». Указывает, что защитное сооружение в уставной капитал ОАО «РЖД» не передавалось, сводный передаточный акт не содержит сведений о передаче ОАО «РЖД защитного сооружения ГО, переданы помещения инфраструктуры больницы. Просит в иске отказать.
В материалы дела приобщены письменные отзывы на иск.
Представитель ЧУЗ «Больница «РЖД-Медицина» <адрес>» в судебное заседание не явился уведомленный надлежащим образом.
Ранее в ходе рассмотрения дела указал, что больница не является правопреемником приватизируемых предприятий, объект гражданской обороны инв. 34-Кл/У-40 на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ учреждению не передавался. Договор о правах и обязанностях в отношении указанного ЗС не заключался. Объект при осуществлении медицинской деятельности не используется, обязанность по его содержанию не может быть возложена на учреждение. Фактически указанное защитное сооружение представляется из себя несколько встроенных в здание больницы помещений располагающихся в подвале здания, как объекты гражданской обороны учреждению не передавались, в техническом паспорте БТИ, как объекты ГО не указаны, учреждение является некоммерческой организацией основным видом деятельности которой является оказание медицинских услуг, финансирование на содержание защитного сооружения не выделяется. Ранее своими силами устраняли недостатки, однако выявленные недостатки требуют больших денежных затрат, которых у больницы нет. Просил в иске отказать.
Представитель 3-его лица ГУ МЧС России по <адрес> в судебное заседание не явился, уведомленные надлежаще.
Ранее в ходе рассмотрения дела исковые требования поддержала, указав, что действительно, объекты гражданской обороны не могут приватизироваться, являются федеральной собственность и передаются организациям на основании договора о правах и обязанностях в отношении объектов гражданской обороны, между тем имущество, в том числе, объекты гражданской обороны на основании Федерального закона № 29-ФЗ от 27.02.2003 года «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», вносились в уставной капитал ОАО «РЖД», оно ими владеет и распоряжается в рамках установленных указанным федеральным законом и Постановлением Правительства РФ № 57 от 06.02.2004 года «Об ограниченных в обороте объектах имущества открытого акционерного общества "Российские железные дороги». Защитное сооружение имеет паспорт подписанный руководителем больницы, стоит на учете в МЧС России, является встроенным защитным сооружением, располагающемся в подвале здания больницы, изолированно от остальных помещений подвала не входящих в границы защитного сооружения. В ходе проведения проверки были выявлены указанные недостатки, которые подлежат устранению.
Заслушав пояснения помощника прокурора, представителя ОАО «РЖД», исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории РФ, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Исковое заявление по настоящему гражданскому делу подано прокурором в интересах неопределенного круга лиц в соответствии с полномочиями, предоставленными ему федеральным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 10 постановления Правительства РФ от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению, поддержанию устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; создавать и содержать в целях гражданской обороны
запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; обеспечивать сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Пунктом 10 Постановления Правительства РФ № 1309 установлено, что организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Правительства РФ № 1309 создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ № 1309 определено, что убежища, противорадиационные укрытия и укрытия создаются, в том числе для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне; для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения).
В соответствии с абзацем 2 ст. 7 ФЗ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены и введены в действие правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Согласно ст. 4 ФЗ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организация и ведение гражданской обороны являются одним из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ и.о. заместителя транспортного прокурора Калининградской транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения ЧУЗ «Больница «РЖД-Медицина» <адрес>» требований законодательства о гражданской обороне. В ходе проверки установлено, что убежище инв. № по учету МЧС России, находящееся на балансе учреждения, ограниченно готово к приему укрываемых, требуется принятие мер к содержанию помещений и оборудованию систем жизнеобеспечения в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению, а именно произвести техническое обслуживание герметических дверей (с заменой резиновых уплотнителей), замену фильтров-поглотителей № – 3 шт., клапана избыточного давления № – 1 шт., клапана герметического № – 2 шт., клапана герметического №-4 шт.
В адрес главного врача учреждения по результатам проверки вынесено представление об устранении нарушений законодательства при содержании защитных сооружений ГО от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам рассмотрения представления в адрес и.о. заместителя Калининградского транспортного прокурора направлен ответ, согласно которому указано о принятии мер с учетом финансовых возможностей учреждения, утвержден план мероприятий по устранению нарушений по содержанию защитных сооружений ГО, находящихся в учреждении, согласно плану мероприятий на ДД.ММ.ГГГГ год запланировано приобретение и замена резиновых прокладок герметических дверей. По остальным нарушения в виду занчительности финансовых затрат необходимых для устранения нарушений, повторно направлены обращения собственникам ЗС ГО ОАО «РЖД» и специальный отдел Калининградской железной дороги о выделении денежных средств согласно заявки.
Как следует из паспорта убежища № от ДД.ММ.ГГГГ, убежище расположено пор адресу: <адрес>, предназначено, как укрытие наибольшей рабочей смены при внезапном нападении. Принято в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, постоянной готовности. Вместимость 20 нетранспортабельных больных и 15 человек обслуживающего персонала. При отсутствии больных, может разместить <данные изъяты> укрываемых., площадь <данные изъяты> кв.м., общий объем <данные изъяты> куб. М. Встроенное в здание четырех этажей, класс убежища третий. Паспорт подписан главным врачом НУЗ «Дорожная больница на <адрес>» и представителем управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Как следует из выписки из ЕГРН Нежилое здание поликлиники с пристройкой по адресу: <адрес> с кн № общей площадью <данные изъяты> кв.м. находится в оперативном управлении Частного учреждения здравоохранения «Больница «РЖД-Медицина» <адрес>», собственником с ДД.ММ.ГГГГ является ОАО «Российские железные дороги».
Согласно технического паспорта поликлиники по адресу: <адрес>, общая площадь здания составляет <данные изъяты> кв.м. является четырех этажным зданием с подвалом (литер Б) общей <данные изъяты> кв.м., в указанном подвале располагается ЗС ГО имеющее инв. №, что не оспаривалось.
Как следует из выписки из ЕГРН Дорожная больница <адрес> железной дороги ликвидирована ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из Распоряжения Правительства РФ от 11.08.2003 года № 1111-р, в целях реализации структурной реформы на железнодорожном трансопрте и в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» имущество и имущественные комплексы организаций федерального железнодорожного транспорта, которые включены в перечень утвержденный распоряжением правительства РФ от 30.06.2003 года № 882-р, приватизируются на основании решений Правительства РФ путем изъятия их у указанных организаций и внесения в уставной капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте. Дополнен раздел II перечнем имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта, которые планируется приватизировать в 2003 году путем изъятия и внесения их в уставной капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте, согласно Приложения № 2.
В соответствии с приложением № 2 в указанный перечень вошла Дорожная больница на <адрес>, по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ четырехэтажное здание поликлиники с пристройкой общей площадью <данные изъяты> кв.м. литер <адрес> по адресу: <адрес> зарегистрировано на праве собственности за ОАО РЖД» на основании сводного передаточного акта на имущество и обязательства организации федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставной капитал ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Распоряжением Минимущества России ФЭК России и МПС России за № №.
Как следует из выписки из ЕГРН Нежилое здание поликлиники с пристройкой по адресу: <адрес> с кн № общей площадью <данные изъяты> кв.м. находится в оперативном управлении Частного учреждения здравоохранения «Больница «РЖД-Медицина» <адрес>», собственником с ДД.ММ.ГГГГ является ОАО «Российские железные дороги».
Таким образом судом установлено, что спорное защитное сооружение в составе четырехэтажного здания поликлиники с пристройкой общей площадью <данные изъяты> кв.м. литер <адрес> по адресу: <адрес> перешло в собственность ОАО «РЖД».
При этом доводы представителя ОАО «РЖД» о том, что объекты гражданской обороны в силу Федерального закона от 21.12.2001 № 178 –ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утв. Указом Президента РФ от 24.12.1993 года № 2284 не могут являться объектами приватизации и являются федеральной собственностью, суд находит не состоятельными, поскольку, в силу 6. 6 ст. 43 Федерального закона от 21.12.2001 № 178 –ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», в случае, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, с даты вступления в силу настоящего Федерального закона имущество, которое в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, изданными им до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, и федеральными законами определено как запрещенное к приватизации, является имуществом, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Вместе с тем, ст. 8 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», устанавливающего организационно-правовые особенности приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, а также управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта, предусмотрено ограничение оборота имущества единого хозяйствующего субъекта в виде передачи в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог имущества, внесенного в его уставный капитал, в том числе объектов мобилизационного назначения, объектов гражданской обороны, законсервированных и неиспользуемые в производстве мобилизационных мощностей, мобилизационных запасов, материальных ценностей мобилизационного резерва.
Постановлением Правительства РФ № 57 от 06.02.2004 года утвержден перечень объектов имущества ОАО «РЖД», внесенных в его уставный капитал и не подлежащих передаче в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог, на ряду с которыми по именованы объекты мобилизационного назначения, в том числе убежища.
Таким образом, приватизация имущества федерального железнодорожного транспорта путем внесения имущества в уставный капитал, в том числе имеющего мобилизационное назначение предусмотрена указанным законодательством РФ.
Как указано выше защитное сооружение в составе нежилого здания поликлиники находится в оперативном управлении Частного учреждения здравоохранения «Больница «РЖД-Медицина» <адрес>».
Как следует из Устава ЧУЗ «Больница «РЖД-Медицина» <адрес>», указанное учреждение создано на основании решения совета директоров ОАО «РЖД», учредителем учреждения является ОАО «РЖД», учреждение является некоммерческой организацией, руководство учреждением осуществляет учредитель, который в том числе утверждает финансовый план учреждения и вносит в него изменения, осуществляет финансирование учреждения на основе заключаемых договоров, а также внутренних документов учредителя. Единоличным исполнительным органом учреждения является главный врач, который в том числе организует финансово-хозяйственную деятельность учреждения.
Таким образом, учитывая, что ОАО «РЖД» является собственником защитного сооружения переданного ему в составе нежилого здания поликлиники в порядке приватизации, путем внесения в уставный капитал ОАО «РЖД», является учредителем некоммерческой организации ЧУЗ «Больница «РЖД-Медицина» <адрес>» в оперативном управлении которого находится защитное сооружение, принимает решения касаемо финансовой деятельности учреждения, осуществляет его финансирование суд приходит к выводу о том, что финансирование работ по устранению недостатков выявленных в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства о гражданской обороне в ЗС ГО № необходимо возложить на ОАО «РЖД», а выполнение мероприятий по устранению недостатков на ЧУЗ «Больница «РЖД-Медицина» <адрес>».
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суд должно быть исполнено.
С учетом обстоятельств дела, объемов предстоящих работ, времени на подготовку проектно-сметной документации, специфики проведения работ, значимости разрешенного судом вопроса, суд считает возможным установить для устранения недостатков срок – 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, для устранения нарушений требований законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны по защитному сооружению, расположенному по адресу: <адрес>, считая данный срок разумным и достаточным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Калининградского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Обязать ОАО «РЖД» профинансировать, а ЧУЗ «Больница «РЖД-Медицина» <адрес>» выполнить мероприятия по содержанию помещений и оборудования системы жизнеобеспечения защитного сооружения гражданской обороны – убежище №, расположенное по адресу: <адрес> исправном состоянии и готовности к использования по назначению, а именно произвести техническое обслуживание герметических дверей с заменой резиновых уплотнителей, замену фильтров-поглотителей № – 3 шт., клапана избыточного давления №- 1 шт., клапана герметического № – 2 шт., клапана герметического № – 4 шт., в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, через Московский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 11.09.2023 года
Судья /подпись/ |