РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара
13.12.2022
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Клюева С.Б.,
при секретаре судебного заседания Абсалямовой В.Н.,
с участием прокурора Колчиной Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2293/2022 по административному исковому заявлению АО «Сельхозтехника» к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативного правового акта в части,
УСТАНОВИЛ:
АО «Сельхозтехника» (далее также – административный истец, общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год», утвержденный приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (Приложение №) в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №
Требования обусловлены тем, что в указанный пункт Перечня включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание, которое не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение указанного объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО6 поддержал заявленные требования.
Министерство имущественных отношений <адрес> в своих возражениях выражает несогласие с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что включение нежилого помещения в Перечни обусловлено тем, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером №, имеет наименование: здание Контора – административное здание, что позволяет его отнести к объектам административного назначения.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением <адрес> Министерство имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № уполномочено органом исполнительной власти <адрес> на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений <адрес> издан Приказ от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2022 год; Приказ опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru ДД.ММ.ГГГГ.
Факт включения нежилого здания в соответствующий перечень подтверждается материалами дела и сторонами по существу не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшим в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия Перечня, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что АО «Сельхозтехника» является собственником нежилого здания с кадастровым номером 63:28:0804002:229, расположенном по адресу: <адрес>.
Нежилое здание включено в Перечень по наименованию здания, на котором оно расположено.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером 63:28:0804002:229 имеет наименование: Контора – административное здание. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 63:28:0804003:121 площадью 77776 кв.м., с видом разрешенного использования: «для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений, складских помещений по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции».
По сведениям технической документации нежилое здание имеет наименование административное, и состоит из следующих помещений: кабинеты, касса, туалет, умывальная, коридоры, актовый зал, плановый отдел, подсобные, кабинет директора, приемная, кабинет инженера, бухгалтерия.
Из акта осмотра, составленного кадастровым инженером ФИО4 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что нежилое здание площадью 735,3 кв.м. в основном используется как административно-управленческое для собственных нужд. <адрес>ю 37,4 кв.м. используется как офис.
На основании государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ помещение площадью 37,4 кв.м. передано в аренду Министерству сельского хозяйства и продовольствия <адрес> (МСХП СО).
Анализируя совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что у министерства не имелось достаточной и достоверной информации, позволяющей включить указанный объект в Перечень.
Указание в техническом паспорте на назначение здания: Контора – административное здание само по себе не может служить основанием для отнесения его к категории торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания. При этом не имеется доказательств тому, что в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) здания в нем размещены либо предусмотрено размещение офисов, сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживание.
Таким образом, спорный объект недвижимости, включенный в оспариваемый Перечень, не соответствует критериям, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не предусматривает оказания соответствующего вида услуг неопределенному кругу лиц на основании публичной оферты в качестве самостоятельного вида деятельности, в силу чего требования административного истца о признании недействующим Перечня объекта недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2022 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание ее недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования АО «Сельхозтехника» удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год», утвержденный приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (Приложение №) в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.Б. Клюев
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.