УИД 76RS0003-01-2024-000109-72
Дело № 2-121/2024 Решение в окончательной форме принято 19 марта 2024 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 марта 2024 года г. Гаврилов-Ям
Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Пушкиной Е.В.,
с участием прокурора Жигаловой К.Ю.
при секретаре Малыгиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> <данные изъяты> к Белову <данные изъяты> о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
<данные изъяты> обратился в суд с иском к Белову Д.М. о взыскании компенсации морального вреда в размере 80000 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ответчик Белов Д.М. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 318 УК РФ по приговору Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от 15 ноября 2021 года. По данному уголовному делу истец <данные изъяты>. являлся потерпевшим. Согласно заключению судебно-медицинского эксперта от 29 апреля 2021 года у Емелина А.В. был <данные изъяты>. Принимая во внимание характер причиненных ответчиком моральных и нравственных страданий, истец оценивает их в размере 80000 рублей.
Истец <данные изъяты>. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснил, что по вине ответчика испытал физические страдания, так как ушиб был сильный. Вред был причинен при исполнении служебных обязанностей, связанных с задержанием гражданина, Белов Д.М. всячески воспрепятствовал в исполнении служебных обязанностей, не давал пройти, задерживал, пнул истца в левое бедро два раза. <данные изъяты>
Ответчик Белов Д.М. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представил письменные возражения на иск, согласно которым просил уменьшить размер компенсации морального вреда в связи с тяжелым материальным положением.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Суд, выслушав истца, заключение прокурора, который полагал требования подлежащими удовлетворению с учетом принципов разумности и справедливости, исследовав письменные материалы дела, материалы уголовного дела № 1-82/2021, находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично исходя из следующего.
Пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ установлено, что вред, причиненный личности гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статьей 151 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно статье 1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения норм о компенсации морального вреда», суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 Гражданского кодекса РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав.
В соответствии с пунктом 26 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда.
Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни (пункт 27 названного Постановления).
Под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего (пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения норм о компенсации морального вреда»).
При определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса РФ). В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (статья 151 Гражданского кодекса РФ), устранить эти страдания либо сгладить их остроту (пункт 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения норм о компенсации морального вреда»).
Из приведенного следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. К числу таких нематериальных благ относится жизнь, здоровье (состояние физического, психического и социального благополучия человека), семейные и родственные связи. В случае причинения гражданину морального вреда (физических или нравственных страданий) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом оснований и условий ответственности за причинение вреда, а именно физических или нравственных страданий потерпевшего, то есть морального вреда как последствия нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага, неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда, причинной связи между неправомерными действиями и моральным вредом, вины причинителя вреда.
Согласно части 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ, вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что приговором Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от 15 ноября 2021 года Белов Д.М. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 318 Уголовного кодекса РФ (применение насилия, не опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей), ему назначено наказание в виде 1 года лишения свободы, в соответствии со статьей 73 Уголовного кодекса РФ назначенное Белову Д.М. наказание считать условным с испытательным сроком 1 год, в течение которого условно осужденный должен доказать свое исправление. Приговор вступил в законную силу 26 ноября 2021 года.
Приговором суда от 15 ноября 2021 года установлено, что <данные изъяты>
Согласно постановлению от 03 апреля 2021 года <данные изъяты> был признан потерпевшим по уголовному делу, предусмотренному частью 1 статьи 318 Уголовного кодекса РФ, возбужденному в отношении Белова Д.М., по факту применения насилия, не опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.
В связи с причинением вреда здоровью 27 марта 2021 года <данные изъяты>. обращался в травмпункт <данные изъяты>
Согласно заключению эксперта ГУЗ ЯО «Ярославское областное Бюро судебно-медицинской экспертизы» <данные изъяты>
Согласно выводам, изложенным в заключении эксперта ГУЗ ЯО «Ярославское областное Бюро судебно-медицинской экспертизы» <данные изъяты>
При указанных обстоятельствах, в силу статьи 151 Гражданского кодекса РФ <данные изъяты> вправе требовать компенсацию морального вреда.
Белов Д.М., как лицо, причинившее вред, является надлежащим ответчиком по делу.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание обстоятельства причинения вреда и иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе степень вины Белова Д.М., в частности то, что последний умышленно, осознавая противоправный характер своих действий, осознавая, что перед ним находится представитель органов внутренних дел, применил насилие в отношении инспектора ДПС <данные изъяты>., имущественное положение ответчика. Суд также учитывает степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред – <данные изъяты>., фактические обстоятельства его причинения. Емелин А.В., достигший на дату причинения вреда возраста <данные изъяты>, восстановил свое здоровье в течение непродолжительного периода времени и приступил к служебным обязанностям. <данные изъяты>. является должностным лицом органов внутренних дел, вред его здоровью причинен при исполнении должностных обязанностей. Суд учитывает, что в результате умышленных противоправных действий ответчика, выразившихся в применения насилия, не опасного для здоровья, в отношении представителя власти, находившегося при исполнении должностных обязанностей, квалифицированных как преступление, истцу <данные изъяты> был причинен вред его здоровью. Факт причинения вреда здоровью истца в результате умышленных противоправных действий ответчика, признанного виновным в совершении преступления, установлен вступившим в законную силу приговором суда. Судом также учитывается, что противоправными действиями ответчика подорван авторитет истца как сотрудника полиции, чем нарушены его личные неимущественные права. Нравственные переживания истца выразились в посягательстве на его здоровье, достоинство личности, на честь как человека, сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей.
С учетом требований разумности и справедливости суд определяет размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с Белова Д.М. в пользу <данные изъяты>., в размере 40000 рублей. Заявленный Емелиным А.В. к взысканию размер компенсации суд находит завышенным.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, статьей 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой при подаче иска был освобожден истец, в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования <данные изъяты> <данные изъяты> удовлетворить частично.
Взыскать с Белова <данные изъяты>) в пользу <данные изъяты> <данные изъяты>) компенсацию морального вреда в размере 40000 рублей.
В остальной части <данные изъяты> <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Белова <данные изъяты>) государственную пошлину в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.В. Пушкина