Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-442/2019 ~ М-392/2019 от 04.06.2019

43RS0026-01-2019-000635-57

Дело №2-442/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Заочное

г. Омутнинск 12 августа 2019 г.

Омутнинский районный суд Кировской области в составе

председательствующего судьи Костина А.В.,

при секретаре Гудовских М.В.,

с участием прокурора прокуратуры Омутнинского района Широкова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Омутнинского района в интересах Злобиной О.С. и Михайлова С.В. к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» о признании незаконным начисления взносов на капитальный ремонт, перерасчёте взносов на капитальный ремонт, взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Омутнинского района Кировской области обратился в суд с исками в интересах Злобиной О.С. и Михайлова С.В. Указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения жилищного законодательства в деятельности администрации МО Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области (далее – администрация Омутнинского городского поселения, администрация) и НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» (далее – Фонд, НКО «Фонд капитального ремонта»). В ходе проверки установлено следующее. 01.06.2017 администрация Омутнинского городского поселения направила информацию в Фонд с указанием на необходимость актуализации действующей региональной программы капитального ремонта в связи с признанием домов аварийными и подлежащими сносу, в том числе дома, расположенного по АДРЕС ИЗЪЯТ. Указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу на основании распоряжения администрации Омутнинского городского поселения от ДАТА ИЗЪЯТА ***. В период с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА собственником жилого помещения, расположенного по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, являлся Михайлов С.В., а с ДАТА ИЗЪЯТА его собственником является Злобина О.С. Им начислялись взносы на капитальный ремонт за период с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА, что привело к нарушению их жилищных прав, указанные суммы являются неосновательным обогащением Фонда. Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год. Порядок ежегодной актуализации региональной программы предусмотрен ст.3.1 Закона Кировской области от 02.07.2013 №298-ЗО «О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области». Органы местного самоуправления направляют необходимые сведения в Фонд до 01 марта на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленного с использованием средств, обеспечивающих информационно-технологическое взаимодействие с государственной информационной системой. Факт признания домов, входящих в адресную программу капитального ремонта, аварийными свидетельствует о необходимости актуализации такой программы путем направления соответствующей информации в Фонд в сроки, установленные законодательством. Администрацией направлена информация с указанием на необходимость актуализации действующей программы лишь ДАТА ИЗЪЯТА. В этой информации фигурировали дома, расположенные по адресам: АДРЕС ИЗЪЯТ 7, АДРЕС ИЗЪЯТ 7, АДРЕС ИЗЪЯТ. Информация в ГИС ЖКХ на протяжении 2017-2018 гг. не актуализировалась, сведения о признании дома аварийным размещены лишь в январе 2019 года. Указанные нарушения привели к неосновательному обогащению Фонда путем сбора взносов за капитальный ремонт с собственников жилых помещений в перечисленных домах. С учетом уточнения требований прокурор просил: признать начисление взносов на капитальный ремонт жилого помещения по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, за период с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА и с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА, незаконным; обязать Фонд произвести перерасчёт взносов на капитальный ремонт указанного жилого помещения, исключив задолженность, за апрель 2019 г., взыскать с Фонда в пользу Михайлова С.В. денежные средства в сумме *** руб. *** коп., а в пользу Злобиной О.С. – *** руб. *** коп.; признать бездействие администрации Омутнинского городского поселения, выразившееся в несвоевременном направлении сведений, необходимых для актуализации программы капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на подведомственной территории, в НКО «Фонд капитального ремонта» незаконным; обязать администрацию Омутнинского городского поселения направить в НКО «Фонд капитального ремонта» сведения в форме электронного документа, подготовленного с использованием средств, обеспечивающих информационно-технологическое взаимодействие с государственной информационной системой, предусмотренные ст. 3.1 Закона Кировской области от 02.07.2013 ***-ЗО.

Указанные иски определением судьи объединены в одно производство с присвоением номера 2-442/2019.

Определением суда от ДАТА ИЗЪЯТА иск в части требований к администрации Омутнинского городского поселения оставлен без рассмотрения.

Прокурор уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика в пользу Злобиной О.С. денежные средства в сумме *** руб. *** коп., уплаченные в период с 01.08.2018 по 28.02.2019, поскольку с марта 2019 г. она вышеуказанные взносы не уплачивала. Остальные требования оставил без изменений.

Истец Злобина О.С. поддержала исковые требования, пояснив, что о том, что дом признан аварийным, она узнала примерно в марте 2019 года, когда об этом стали говорить по телевизору, писать в Интернете. Тогда же она перестала уплачивать взносы на капитальный ремонт. До этого она платила взносы на капитальный ремонт с августа 2018 г.

Истец Михайлов С.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик НКО «Фонд капитального ремонта», извещённый о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, в связи с чем дело рассмотрено в порядке заочного производства.

Согласно письменным возражениям ответчика, он не признаёт исковые требования, указывая, что сведения о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ (далее – МКД), аварийным и подлежащим сносу, до 27.03.2019 в Фонд не поступали, к письму администрации от 21.03.2019 №1193 не было приложено решение о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в связи с чем основания для прекращения начисления взносов на капитальный ремонт у Фонда не имелось. Указанное распоряжение от 28.12.2016 №320/1 поступило в Фонд в 08.05.2019, в связи с чем Фондом даны указания ООО «РКЦ», осуществляющему начисление взносов на капитальный ремонт, о прекращении начисления взносов с 28.12.2016. В МКД проведён капитальный ремонт фасада, стоимость работ составила 1053508 руб. 26 коп. и была оплачена за счёт средств фонда капитального ремонта. Собственниками помещений в МКД в фонд капитального ремонта всего уплачено *** руб. *** коп. Таким образом, денежные средства собственников помещений в МКД, в том числе Злобиной О.С., были израсходованы на капитальный ремонт фасада МКД, в связи с чем основания для возврата денежных средств отсутствуют.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Злобина О.С. и Михайлов С.В. обратились к прокурору Омутнинского района с заявлениями, в которых просили провести проверку по вопросу начисления платы за капитальный ремонт в доме, признанном аварийным.

Михайлов С.В. с 28.04.2010 до 06.08.2018 являлся собственником жилого помещения по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ. С указанной даты собственником жилого помещения является Злобина О.С.

Как установлено судом, 18.10.2016 межведомственной комиссией администрации Омутнинского городского поселения были составлены акт №59 обследования помещения по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, и заключение, согласно которым данный МКД не пригоден для проживания, признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации Омутнинского городского поселения от 28.12.2016 №320/1 утвержден реестр домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, в число которых включён дом по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ.

Согласно ответу администрации Омутнинского городского поселения от 27.03.2019 заместителю прокурора Омутнинского района, письмом от 01.06.2017 №1491 администрация просила Фонд капитального ремонта исключить данные дома из областной Программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Кировской области на 2014-2043 гг. Также указано, что в доме произведён капитальный ремонт фасада.

21.03.2019 администрация направила в НКО «Фонд капитального ремонта» письмо №1193, в котором указала, что на территории Омутнинского городского поселения признаны аварийными и подлежащими сносу МКД, в том числе дом по АДРЕС ИЗЪЯТ.

Письмом от 29.03.2019 №2902 НКО «Фонд капитального ремонта» ответил администрации, что для рассмотрения вопроса об исключении многоквартирных домов из областной программы «Капитальный ремонт общего имущества МКД в Кировской области» необходимо направить в адрес Фонда решение органа местного самоуправления в соответствии с п. 49 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

29.04.2019 письмом №1852 администрация направила в Фонд распоряжение от 28.12.2016 №320/1.

Согласно информации от ДАТА ИЗЪЯТА, представленной НКО «Фонд капитального ремонта» прокурору, многоквартирный дом по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, включён в областную программу «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов», утвержденную постановлением Правительства Кировской области от 21.03.2014 № 254/210. В марте 2019 года в Фонд поступило письмо от 21.03.2019 № 1193 администрации Омутнинского городского поселения о признании аварийными и подлежащими сносу многоквартирных домов, расположенных в г. Омутнинске, в том числе и указанного дома. При этом соответствующее распоряжение о признании МКД аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, принимаемое органом местного самоуправления, в Фонд до настоящего времени не поступало. Для прекращения начисления взносов на капитальный ремонт необходимо представить в Фонд документ, подтверждающий признание МКД аварийным и подлежащим сносу в установленном порядке. Так как к письму администрации от 21.03.2019 №1193 документ о признании МКД аварийным и подлежащим сносу не приложен, Фонд сведениями о том, кем и когда принято такое решение, не располагает, не имеет оснований для прекращения начислений взносов на капитальный ремонт.

Письмом от 24.05.2019 №5124 НКО «Фонд капитального ремонта» направил в ООО «РКЦ» реестр за май 2019 года на прекращение начислений (л.д.40).

НКО «Фонд капитального ремонта» представлена справка о стоимости выполненных работ и затрат на капитальный ремонт фасада МКД по адресу: г.Омутнинск, ул.Кривцова, 28 стоимостью *** руб.

В соответствии с ч. 1 ст.168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.

Частью 2 ст. 168 ЖК РФ предусмотрено, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах.

Согласно ч. 4.1 ст. 168 ЖК РФ решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с ч. 5 ст. 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Закона Кировской области от 02.07.2013 №298-ЗО «О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области» в целях актуализации региональной программы лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, ежегодно не позднее 1 февраля направляют свои предложения в органы местного самоуправления поселений, городских округов, которые обобщают полученные сведения, дополняют с учетом положений части 2 статьи 3 настоящего Закона и направляют их в Фонд в срок до 1 марта на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленного с использованием средств, обеспечивающих информационно-технологическое взаимодействие с государственной информационной системой Кировской области, указанной в части 5 статьи 2 настоящего Закона.

В соответствии с ч. 5 ст. 2 Закона Кировской области №298-ЗО для формирования и ежегодной актуализации региональной программы используется государственная информационная система Кировской области, созданная и эксплуатируемая с учетом требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и правовыми актами Правительства Кировской области.

Поскольку жилой дом по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ был признан аварийным и подлежащим сносу распоряжением администрации от 28.12.2016 №320/1, то, с учётом вышеназванных положений, администрация должна была направить сведения о признании МКД аварийным и подлежащим сносу в Фонд в срок до 1 марта 2017 года в надлежащей форме.

Доказательств того, что данная обязанность была исполнена администрацией в установленный законом срок, не представлено.

Согласно справке о начислениях и оплате по лицевому счёту жилья *** по взносам на капитальный ремонт Михайлова С.В., за период с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА уплачены взносы в общей сумме *** руб. 50 коп.; за период с 01.08.2018 по 28.02.2019 (когда собственником жилого помещения стала Злобина О.С.) – в общей сумме *** руб. 30 коп.

Взносы за март и апрель 2019 г. не уплачены, числится задолженность в размере *** руб. *** коп. С мая 2019 г. начисление взносов прекращено.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Исходя из положений ст. 1102 ГК РФ и определенного ст. 56 ГПК РФ общего порядка распределения бремени доказывания лицо, требующее взыскания неосновательного обогащения, должно представить доказательства, подтверждающие факт неправомерного использования ответчиком принадлежащего истцу имущества, период такого использования, размер полученного неосновательного обогащения.

Отсутствие надлежащего правового основания для обогащения как условие неосновательности означает, что ни нормы законодательства, ни условия сделки не позволяют обосновать правомерность обогащения.

Согласно ч. 1 ст. 169 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Согласно ч. 2 ст. 169 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу.

Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников жилых помещений, признанных аварийными и подлежащими сносу, отсутствовала.

При таких обстоятельствах денежные средства, уплаченные Михайловым С.В. за период с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА, а Злобиной О.С. с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА, являются для Фонда неосновательным обогащением. Оснований для уплаты собственниками денежных средств и их удержания Фондом не имелось.

Доводы Фонда о том, что в жилом доме произведен капитальный ремонт, отклоняются. Данные обстоятельства не исключают факт отсутствия правовых оснований уплаты взносов на капитальный ремонт собственниками жилых помещений, которые признаны аварийными и подлежащими сносу.

Более того, частью 2 ст. 174 ЖК РФ предусмотрено, что в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции средства фонда капитального ремонта используются на цели сноса или реконструкции этого многоквартирного дома в соответствии с частями 10 и 11 статьи 32 настоящего Кодекса по решению собственников помещений в этом многоквартирном доме. В случае сноса многоквартирного дома средства фонда капитального ремонта за вычетом израсходованных средств на цели сноса и оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме до принятия в установленном Правительством Российской Федерации порядке решения о признании такого дома аварийным распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений.

С учетом положений данной нормы необоснованными являются доводы Фонда о том, что со стороны ответчика отсутствует не только неосновательное обогащение, но при осуществлении капительного ремонта затрачены денежные средства, значительно превышающие суммы, собранные с граждан.

Аргументы ответчика, которые сводятся к отсутствию вины Фонда в том, что с граждан собирались взносы в период после признания дома аварийным и подлежащим сносу, правового значения не имеют, поскольку обязанность возвратить неосновательное обогащение возникает независимо от того, явилось ли оно результатом поведения приобретателя имущества.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Таким образом, поскольку Фондом фактически приобретены денежные средства собственников жилого помещения в виде уплаченных взносов на капитальный ремонт за период с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований, Фонд обязан возвратить Михайлову С.В. и Злобиной О.С. неосновательно приобретенные денежные средства. Также ответчик обязан сделать перерасчёт, исключив задолженность Злобиной О.С. за апрель 2019 г.

Доводы ответчика об отсутствии правовых оснований для обращения прокурора в суд с настоящим иском отклоняются, как не соответствующие положениям ч. 1 ст.45 ГПК РФ и обстоятельствам дела. Как видно из содержания заявленных требований и позиции прокуратуры, поддерживаемой в судебных заседаниях, первоначально иск содержал требования, как направленные на защиту интересов конкретного лица, так и требования, заявленные в интересах неопределенного круга граждан. Обязанность по предоставлению сведений в установленном порядке осуществляется не в отношении каждого конкретного гражданина, а в отношении МКД. Более того, в данном случае распоряжением администрации был утвержден не один дом, а перечень домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, капитальный ремонт был проведен также не конкретном жилом помещении, а в целом в МКД. При таких обстоятельствах у прокурора имелись основания для обращения в суд с заявленными исковыми требованиями.

При таких обстоятельствах заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Омутнинского района Кировской области удовлетворить.

Признать незаконным начисление взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.01.2017 по 30.04.2019 собственникам жилого помещения по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ.

Взыскать с некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» в пользу Михайлова С.В. денежные средства в размере *** рубля 50 копеек.

Взыскать с некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» в пользу Злобиной О.С. денежные средства в размере *** рублей *** копеек.

Обязать НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» произвести перерасчёт взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме Злобиной О.С. за апрель 2019 года, исключив задолженность за указанный период.

Разъяснить ответчику право подачи судье заявления об отмене заочного решения в течение семи дней со дня получения копии решения, с соблюдением требований ст. 238 ГПК РФ.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья А.В. Костин

2-442/2019 ~ М-392/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Злобина Ольга Сергеевна
Михайлов Сергей Васильевич
Прокуратура Омутнинского района
Ответчики
Администрация МО Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области
Администрация МО Омутнинское городское поселение Омутнинскоого района Кировской области
НКО "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области"
Другие
Злобина Ольга Сергеевна
Суд
Омутнинский районный суд Кировской области
Судья
Костин Андрей Владимирович
Дело на странице суда
omutninsky--kir.sudrf.ru
04.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.06.2019Передача материалов судье
07.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.06.2019Предварительное судебное заседание
24.07.2019Судебное заседание
25.07.2019Судебное заседание
12.08.2019Судебное заседание
16.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2019Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
22.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2019Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
01.10.2019Дело оформлено
01.10.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее