56RS0009-01-2023-005665-60
2-448/2024 (2-4523/2023)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 января 2024 года г. Оренбург
Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Федулаевой Н.А.,
при секретаре Урясовой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Севостьянова Евгения Сергеевича к Администрации г. Оренбурга о включении имущества в состав наследственной массы,
УСТАНОВИЛ:
Севостьянов Е.С. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав, что является внуком умершей <Дата обезличена> <ФИО>1, проживавшей в период с 20.12.1972 до 15.04.2023 в жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., состоящим из двух комнат.
Истец является единственным наследником <ФИО>1
24.03.2023 <ФИО>1 признана нанимателем указанного жилого помещения, что подтверждается постановлением Администрации г. Оренбурга <Номер обезличен>.
27.03.2023 между Администрацией г. Оренбурга и <ФИО>1 заключен договор социального найма указанного жилого помещения <Номер обезличен>.
06.04.2023 <ФИО>1 обращалась в управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Оренбурга с заявлением о разрешении на вселение в указанную квартиру Севостьянова Е.С.
27.03.2023 нотариусом была выдана доверенность на представление ее интересов по приватизации в собственность указанной квартиры в связи с заболеванием.
27.04.2023 истцом подано заявление в Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Оренбурга о заключении договора передачи указанной квартиры в собственность <ФИО>1
18.05.2018 истцом получен отказ в проведении процедуры приватизации в связи со смертью <ФИО>1 и прекращением полномочий по доверенности.
Истец фактически принял наследство, за счет собственных средств погасил задолженность по коммунальным платежам и продолжает до настоящего времени нести расходы на содержание квартиры.
Просит суд включить в состав наследства, открывшегося после смерти <ФИО>1, умершей <Дата обезличена>, квартиру по адресу: <...>, кадастровый номер <Номер обезличен>.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседание извещены надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Основанием заключения договора социального найма является принятого с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о представлении жилого помещения гражданину, состоящему на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Севостьянов Е.С. является внуком умершей <Дата обезличена> <ФИО>1, проживавшей в период с 20.12.1972 до 15.04.2023 в жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., состоящим из двух комнат.
24.03.2023 <ФИО>1 признана нанимателем указанного жилого помещения, что подтверждается постановлением Администрации г. Оренбурга <Номер обезличен>.
27.03.2023 между Администрацией г. Оренбурга и <ФИО>1 заключен договор социального найма указанного жилого помещения <Номер обезличен>.
06.04.2023 <ФИО>1 обращалась в управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Оренбурга с заявлением о разрешении на вселение в указанную квартиру Севостьянова Е.С., письменное разрешение на вселение выдано 05.05.2023.
27.03.2023 нотариусом Т.А. Завгородней Севостьянову Е.С. была выдана доверенность на представление интересов <ФИО>1 по приватизации в собственность указанной квартиры в связи с заболеванием.
<Дата обезличена> <ФИО>1 умерла.
27.04.2023 истцом подано заявление в Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Оренбурга о заключении договора передачи указанной квартиры в собственность <ФИО>1
18.05.2018 Севостьянову Е.С. отказано в приеме документов для предоставления указанной муниципальной услуги на основании пункта 2.9 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Оформление документов на передачу квартир в собственность граждан (приватизация жилья) по многоквартирным домам», утвержденного постановлением администрации г. Оренбурга от 20.08.2019 <Номер обезличен>.
Оценивая доводы сторон относительно обоснованности заявленных требований, суд исходит из следующего.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как следует из материалов дела, квартира по адресу: <...> на дату смерти <ФИО>1 находилась в муниципальной собственности, соответственно, не была включена в состав наследственной массы.
Кроме того, на дату смерти <ФИО>1 истец Севостьянов Е.С. не был в установленном законом порядке вселен в указанное жилое помещение, нанимателем в администрацию было лишь подано заявление о разрешении на вселение Севостьянова Е.С. в квартиру.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность, или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу, необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Данная норма относится к случаям, когда гражданин обратился с заявлением по вопросу приватизации до наступления смерти, и таким образом, к данному спору не применима, поскольку до момента смерти <ФИО>1 с заявлением о приватизации не обращалась.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» правом на приватизацию обладают граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
В соответствии частью 2 статьи 82 Жилищного кодекса РФ в случае смерти нанимателя дееспособный член семьи вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя.
Одним из условий для изменения договора социального найма является наличие права пользования жилым помещением. Подтверждением права пользования является регистрация в жилом помещении, поскольку она может быть произведена только при наличии у гражданина определенных прав на жилое помещение (ст. 6 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания| и жительства в пределах Российской Федерации»).
При отсутствии регистрации в жилом помещении необходимо доказать, что право пользования жилым помещением возникло по предусмотренным законом основаниям и не утрачено.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», жилищные споры (о признании права на жилое помещение, о выселении из жилого помещения, о признании утратившими право пользования жилым помещением, о признании неприобретшим право пользования жилым помещением) и установление юридических фактов, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, отнесено к компетенции суда.
В пункте 26 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 обращено внимание судов на то, что, по смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
В производстве Дзержинского районного суда г. Оренбурга находится гражданское дело по иску Севостьянова Е.С. к администрации г. Оренбурга о признании членом семьи, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения.
С учетом приведенных положений закона суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования о включении имущества в состав наследственной массы не подлежат удовлетворению, поскольку заявлены преждевременно.
Как верно указано в отзыве на иск, Севостьянов Е.С. вправе признать право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма в судебном порядке, после чего обратиться в администрацию с заявлением об изменении договора социального найма и признании его нанимателем взамен первоначального.
Таким образом, в случае признания истца приобретшим права пользования в спорном жилом помещении на условиях договора социального найма, истец впоследствии вправе обратиться в администрацию с заявлением о признании себя нанимателем с последующей возможностью подачи заявления на передачу квартиры в собственность.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Севостьянова Евгения Сергеевича к администрации г. Оренбурга о включении имущества в состав наследственной массы отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Дзержинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А. Федулаева
В окончательной форме решение принято 22 января 2024 года.