УИД 60RS0001-01-2023-004652-28
Дело № 2-3532/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 ноября 2023 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего Семёновой Т.А.
при секретаре Мызниковой М.И.,
с участием прокурора ПЕА, представителя истцов ЯВВ, ответчика ЮСА, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации к ЮСА о признании утратившим право пользования служебным жилым помещением, снятии с регистрационного учета, выселении, сдаче жилого помещения и взыскании ущерба,
У С Т А Н О В И Л :
ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ «Росжилкомплекс») и Министерство обороны РФ обратились в суд с иском к ЮСА о признании утратившим право пользования служебным жилым помещением, снятии с регистрационного учета, выселении, сдаче жилого помещения и взыскании ущерба.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ на основании договора найма служебного жилого помещения в связи с прохождением военной службы ЮСА передано в пользование служебное жилое помещение по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что ЮСА проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ в войсковой части 74268.
09.08.2021 ЮСА уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, и действие договора служебного найма было прекращено.
Однако в нарушение требований закона наниматель занимаемое жилое помещение не сдал, в связи с чем, в его адрес было направлено требование о необходимости освободить занимаемое жилье, которое не исполнено.
Несвоевременная сдача служебного жилого помещения повлекла ущерб Министерству обороны РФ, связанный с невозможностью предоставления в пользование вышеуказанным служебным жилым помещением иным военнослужащим и членам их семьей. Размер убытков за период с 01.09.20201 по 31.01.2023 составил 91 626,72 рублей.
В связи с изложенным, истцы просят суд признать ЮСА утратившим право пользования служебным жилым помещением по адресу: <адрес>, выселить его из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, снять с регистрационного учета, обязать ЮСА сдать служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, взыскать с ЮСА в пользу Министерства обороны Российской Федерации ущерб в размере 91 626,72 рублей за незаконное использование служебного жилого помещения.
Представитель истцов - ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ и Министерства обороны РФ в судебном заседании ЯВВ исковые требования уточнила, указав, что ЮСА ущерб возместил, поэтому просила признать ЮСА утратившим право пользования служебным жилым помещением по адресу: <адрес>, выселить его из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, снять с регистрационного учета, обязать ЮСА сдать служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Ответчик ЮСА в судебном заседании просил предоставить ему отсрочку по выселению из служебного жилого помещения сроком на 6 месяцев для приобретения квартиры.
Выслушав стороны, прокурора указавшего на обоснованность заявленных требований, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст.ст. 209, 288 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, при этом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
На основании статей 92, 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, они предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 ЖК РФ).
В силу положений ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются Федеральным законом от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента РФ от 16.09.1999 №1237), а также законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.
Из материалов дела судом установлено, что собственником жилого помещения по адресу: <адрес> является Российская Федерация.
Приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны РФ № 1493 от 20.05.2021, вынесенном, в том числе, в отношении спорного жилого помещения, прекращено право оперативного управления ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, право оперативного управления закреплено за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ.
15.01.2019 между Министерством обороны РФ в лице начальника ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ и ЮСА заключен договор найма служебного жилого помещения №, по условиям которого ЮСА во временное пользование предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> на срок до 29.11.2021 (л.д. 13).
Пунктом 18 договора предусмотрено, что договор прекращается в связи с истечением срока службы. При прекращении действия договора наниматель и члены его семьи обязаны освободить спорное жилое помещение.
Приказом командира 234 Гвардейского десантно-штурмового полка от 09.08.2021 № ЮСА уволен с военной службы в запас по организационно-штатным мероприятиям (л.д. 12).
Согласно архивной справке, в спорном жилом помещении зарегистрирован ответчик ЮСА (л.д. 11).
В судебном заседании ответчик подтвердил, что проживает в жилом помещение.
Таким образом, поскольку достоверно установлено, что договор найма служебного жилого помещения прекратил свое действие ввиду увольнения ЮСА с военной службы, но он продолжает проживать в спорной квартире, суд признает ответчика утратившим право пользования служебным жилым помещением по адресу: <адрес>, и возлагает на ЮСА обязанность по сдаче занимаемого служебного жилья в установленном законом порядке.
Обстоятельств, препятствующих выселению из служебного жилого помещения, предусмотренных ч.2 ст.102 и ч.2 ст.103 ЖК РФ, в ходе разбирательства по делу не установлено.
В силу части 1 статьи 35 ЖК РФ, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Поскольку ответчик ЮСА утратил связь с Министерством обороны РФ, он подлежит выселению из указанного жилого помещения без предоставления ему другого жилого помещения.
Исковые требования истца о взыскании с ответчика ущерба не подлежат удовлетворению, поскольку ущерб ЮСА полностью погашен, о чем в судебном заседании подтвердил представитель истцов.
Заявленное ответчиком ходатайство о предоставлении отсрочки по выселению сроком на 6 месяцев удовлетворению не подлежит в связи со следующим.
В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Вопрос о наличии обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 203 ГПК РФ, должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ч. 4 ст. 15, ч. 3 ст. 17, ч. ч. 1, 2 ст. 9 и ч. ч. 1, 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и, исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства. При этом суд обязан, во всяком случае, оценить все представленные должником доводы о необходимости рассрочки исполнения решения суда, возможные возражения взыскателя относительно такой рассрочки по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в соответствующем судебном акте.
Поскольку действующее законодательство не содержит исчерпывающего перечня оснований для предоставления отсрочки, основания для нее должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае, исходя из общеправового принципа справедливости. Исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов взыскателя и должника.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Таким образом, по смыслу указанных норм возможность отсрочки предусматривается лишь при обстоятельствах, свидетельствующих об уважительности причин неисполнения решения суда должником, данные причины должны носить объективный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий, при этом должен быть соблюден принцип баланса интересов сторон.
Как установлено судом, право пользования служебным жилым помещением ЮСА утратил в августе 2021 года в связи с увольнением с военной службы, но до настоящего времени жилье не сдал.
Давая правовую оценку доводам ответчика, суд полагает, что приведенные в качестве обоснования для отсрочки доводы не могут быть признаны исключительными.
При этом, удовлетворение заявления не будет отвечать требованиям справедливости и приведет к неоправданному затягиванию реального исполнения судебного постановления, нарушению прав истца и не будет способствовать исполнению задач гражданского судопроизводства, закрепленных в статье 2 ГПК РФ.
В силу части первой статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае она взыскивается в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с этим, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей в доход Муниципального образования «Город Псков».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации к ЮСА о признании утратившим право пользования служебным жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета, сдаче жилого помещения и взыскании ущерба удовлетворить частично.
Признать ЮСА (паспорт №) утратившим право пользования служебным жилым помещением по адресу: <адрес>.
Выселить ЮСА из служебного жилого помещения по адресу: <адрес>.
Обязать ЮСА сдать служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> установленном законом порядке.
В удовлетворении исковых требований о взыскании ущерба отказать.
Взыскать с ЮСА в доход муниципального образования «Город Псков» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Псковский городской суд.
Судья Т.А. Семёнова
Мотивированное решение изготовлено 7 ноября 2023 года