Дело № 2-201/2021 10 февраля 2021 года
УИД 78RS0020-01-2020-002260-73 г.Санкт-Петербург
Решение
Именем российской федерации
Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Петровой Е.С.
при секретаре Манцаевой З.Э.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице ФКУ «Военный комиссариат г.Санкт-Петербурга» к Широкову А.В. о взыскании денежных средств,
с участием ответчика Широкова А.В.,
Установил:
Военный прокурор Санкт-Петербургского гарнизона обратился в суд в интересах Российской Федерации в лице ФКУ «Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга» с иском к Широкову А.В. о взыскании денежных средств – неосновательного обогащения в сумме 120 277 рублей 59 копеек.
В обоснование иска истец указывает, что Широковым А.В. была противоправно получена в период с 01.11.2013 по 30.11.2018 надбавка на иждивенцев к пенсии за выслугу лет в размере 258 896 рублей 43 копейки.
Представитель Военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона в судебное заседание не явился, извещен о дне, месте и времени судебного разбирательства.
Представитель истца ФКУ «Военный комиссариат г.Санкт-Петербурга» в судебное заседание не явился, извещен о дне, месте и времени судебного разбирательства.
Ответчик Широков А.В. просил рассмотреть дело в отсутствие истца, не возражал против взыскания с него оставшейся суммы задолженности 23 254 рубля 88 копеек по состоянию на 26.01.2021.
Суд, выслушав ответчика, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Судом установлено, что Широков А.В. с 01.08.2013 состоит на пенсионном обеспечении в военном комиссариате г. Санкт-Петербурга, которым ему выплачивается пенсия за выслугу лет.
В соответствии с п. «б» ст. 17 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» (далее - Закон) к пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, указанным в статье 1 Закона (в том числе исчисленной в минимальном размере), начисляется надбавка неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи.
12.04.2013 Широков А.В. обратился в военный комиссариат г. Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просил выплачивать ему пенсию с учетом надбавки на иждивенцев на членов семьи: дочь - Широкова В.А. и дочь - Широкова В.А. При этом, Широкову А.В. разъяснены требования, при которых выплата надбавки к пенсии на иждивенцев прекращается. В связи с чем, в соответствии с п. «б» ст. 17 Закона при наличии двух членов семьи Широкову А.В. назначена надбавка на иждивенцев в размере 64 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона.
В соответствии со ст. 50 Закона работа по пенсионному обеспечению пенсионеров и их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
Согласно требованиям ч. 5 ст. 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии на прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
С октября 2013 года Широков А.В. был трудоустроен в ОАО «Научно исследовательский институт телевидения», однако о поступлении на работу и утрате права на получение надбавки на иждивенцев Широков А.В. в нарушение указанных требований Закона не сообщил, в виду чего ему за период с 01.11.2013 по 30.11.2018 необоснованно выплачена надбавка на иждивенцев к пенсии за выслугу лет в размере 258 896 рублей 43 копейки.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Пунктами 3 и 4 статьи 1109 ГК РФ предусмотрено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Указанные выше обстоятельства обусловлены недобросовестным поведением самого гражданина, свидетельствующим о злоупотреблении правом, поскольку ответчиком неосновательно была получена ежемесячная надбавки на иждивенцев.
Согласно ст. 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве» допускается удержание из заработной платы и иных доходов граждан.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. В данном случае обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты интересов Российской Федерации, которые заключаются в следующем.
Согласно пункту «д» статьи 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею. Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества (федеральная собственность).
В связи с этим, защита интересов Российской Федерации включает в себя вопросы сохранности федеральной собственности и возмещения причиненного в результате противоправных действий вреда.
В соответствии с частью 2 статьи 38 ГПК РФ лицо, в интересах которого дело начато по заявлению лиц, обращающихся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц, извещается судом о возникшем процессе и участвует в нем в качестве истца.
Суд принимает во внимание, что Широков А.В. в судебном заседании не возражал против взыскания с него оставшейся суммы задолженности, пояснил, что денежные средства удерживаются из его пенсии по 20% ежемесячно.
Согласно сведениям, предоставленным суду Центром социального обеспечения Федерального Казенного Учреждения «Военного комиссариата города Санкт-Петербурга» сумма переплаты необоснованно полученной Широковым А.В. пенсии за выслугу лет по линии Министерства Обороны Российской Федерации с учетом надбавки на иждивенцев за период с 01.11.2013 по 30.11.2018 составляла 258 896 рублей 43 копейки. В настоящее время материальный ущерб Широковым А.В. не возмещен в полном объеме, сумма остатка долга на 26.01.2021 составляет 23 254 рубля 88 копеек. Удержание производится ежемесячно с февраля 2019 года из размера пенсии по 20% на основании решения Военного комиссара города Санкт-Петербурга от 17.12.2018, всего удержана сумма в размере 235 641 рубль 55 копеек.
Учитывая изложенное, суд взыскивает с Широкова А.В. денежные средства – неосновательное обогащение по состоянию на 26.01.2021 в сумме 23 254 рубля 88 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Широкова А.В. в доход федерального бюджета неосновательное обогащение в сумме 23 254 (Двадцать три тысячи двести пятьдесят четыре) рубля 88 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: