Гражданское дело № 2-112/2024
74RS0031-01-2023-005855-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 марта 2024 года
Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Чернышовой С.С.,
при секретаре Давыдовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном з.аседании гражданское дело по иску Мухамеджанов АР, Мухамеджанова ДА к администрации г. Магнитогорска о сохранении садового дома в реконструированном виде, признании садового дома жилым домом, пригодным для проживания, снятии жилого дома с кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Мухамеджанов А.Р., Мухамеджанова Д.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Магнитогорска о сохранении садового дома в реконструированном виде, признании садового дома жилым домом, пригодным для проживания, снятии жилого дома с кадастрового учета
В обоснование заявленных требований указано, что они являются собственниками по 1/2 доли земельного участка площадью 600 кв.м. с кадастровым номером <номер обезличен> и садового дома с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенных по адресу: г. Магнитогорск, СНТ «Строитель-3», сад <номер обезличен>, участок <номер обезличен> на основании договора купли-продажи от 26.08.2014. Истцы с детьми постоянно проживают в данном доме, другого жилья не имеют. В доме произведена реконструкция, переустройство и перепланировка, в результате чего площадь дома составляет 140,9 кв.м. Во время подготовки технического плана кадастровым инженером было установлено, что на земельном участке расположены и постановлены на кадастровый учет два нежилых дома площадью 143 кв.м. с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен>. Имеет место реестровая ошибка. Поскольку нежилой дом с кадастровым номером <номер обезличен> является дублирующим, право собственности истцов на него не зарегистрировано, нужно его снять с кадастрового учета.
Просят сохранить садовый дом с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен>, по адресу: г. Магнитогорск, СНТ «Строитель-3», сад <номер обезличен>, участок <номер обезличен> в реконструированном, перепланированном, переустроенном виде площадью 140,9 кв.м.; признать садовый дом площадью 140.9 кв.м. с кадастровым номером <номер обезличен> жилым домом, пригодным для постоянного проживания, с правом регистрации в нем по месту жительства; внести изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости об объекте недвижимого имущества с кадастровым номером <номер обезличен> в части в назначения здания – с «нежилого» на «жилой дом»; снять с кадастрового учета объект недвижимости с кадастровым номером <номер обезличен>. (том 1 л.д. 4-8)
Истцы Мухамеджанов А.Р., Мухамеджанова Д.А. в судебное заседании заседание не явились, извещены. (том 2 л.д. 104)
Представитель истцов Мосягина В.А., действующая на основании нотариальной доверенности от 28.07.2023 (том 1 л.д. 37-38), в судебном заседании участия не принимала, извещена (том 2 л.д. 104).
Ответчик администрация г. Магнитогорска Челябинской области извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, представил в суд письменные возражения на иск. (том 1 л.д. 40-42, том 2 л.д. 98)
Представители третьих лиц СНТ «Строитель-3», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, ПАО Сбербанк в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. (том 2 л.д. 99-103)
СНТ «Строитель-3», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области представили мнение по иску, в которых не возражали в удовлетворении иска. (том 1 л.д. 43-45, 58)
В соответствии с ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела в судебном заседании, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
В силу п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей, (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе, надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
На самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект, распространяются положения ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 3 данной статьи).
Пленумы Верховного Суда РФ и ВАС РФ в п. 26 Постановления от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» дали разъяснения о том, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности, к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало все меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Исходя из смысла приведенных правовых норм, возможность легализации самовольной постройки в судебном порядке является исключительным способом признания права собственности на вновь возведенный объект недвижимости и может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд с таким иском, по независящей от него причине лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь возведенный объект в установленном законом порядке.
При этом, Верховный Суд Российской Федерации в вышеназванном постановлении Пленума указал, что наличие допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил является основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку.
В соответствии со ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства.
Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли определенных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Частью 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Правовым последствием кадастрового учета является подтверждение существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или прекращения существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также – объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Снятие объекта недвижимости с кадастрового учета производится по основаниям и в порядке, установленном законом.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости», при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 14 указанного Федерального, вступивший в законную силу судебный акт является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются.
Исправление ошибок в государственном кадастре недвижимости регламентировано статьёй 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 211- ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), который действовал в период возникших отношений (до 01.01.2017).
Согласно статье 28 указанного закона ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с чч. 2, 3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно чч. 1, 4 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение предназначено для проживания граждан. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлены Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28 января 2006 года.
Пунктом 7 Положения установлено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Абзацами 1, 2 ст. 3 Закона Российской Федерации № 5242-1 от 25.06.1993 «О праве граждан российской федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции Российской Федерации).
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации № 7-П от 14 апреля 2008 года по делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регулирующий на федеральном уровне административно-правовые отношения по регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, закрепляет в ст. 3 обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации № 7-П от 14 апреля 2008 года по делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» абз. 2 ст. 1 Закона № 66-ФЗ признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той части, какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.
Таким образом, строение в садовом товариществе должно отвечать ряду условий:
а) располагаться на садовом земельном – участке, который находится в черте населенного пункта;
б) быть признано жилым строением, пригодным для постоянного проживания.
Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что до внесения соответствующих изменений в Федеральное законодательство, субъекты Российской Федерации вправе в опережающем порядке осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить правила землепользования и застройки.
До принятия соответствующих нормативных актов признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение, в том числе факта пригодности для постоянного проживания жилого помещения, расположенного на земельном участке.
В судебном заседании установлено, что Мухамеджанов А.Р. и Мухамеджанова Д.А. являются собственником по ? доли земельного участка площадью 600 кв.м. с кадастровым номером <номер обезличен> и нежилого дома площадью 143 кв.м. с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенных по адресу: г. Магнитогорск, СНТ «Строитель-3», сад 3, участок <номер обезличен>, что подтверждается договором купли-продажи земельного участка и дома от 26.08.2014, а также выпиской из ЕГРН (том 1 л.д. 28-29, 33-36, 91).
Из возражений администрации г. Магнитогорска следует Мухамеджанова Д.А. обращалась в администрацию г. Магнитогорска, ей было отказано в удовлетворении заявления в признании садового дома жилым дома, в связи с несоответствием вида разрешенного использования земельного участка СНТ «Строитель-3» для размещения капитальных жилых домов.
В соответствии с техническим планом здания, дом расположенный по адресу: СНТ «Строитель-3», сад 3, участок <номер обезличен>, в результате проведения реконструкции, перепланировки и переустройства имеет фактическую площадь 140,9 кв.м. (том 1 л.д. 13-22)
Из ответа ПАО Сбербанка от 10.07.2023 следует, что кредитор дает свое согласие на внесение изменений сведений об объекте недвижимости, содержащиеся в ЕГРН, а именно изменение назначение помещения с «нежилого» на «жилое» в отношении дома, расположенного по адресу: г.Магнитогорск, СНТ «Строитель-№» сад <номер обезличен>, участок <номер обезличен>, находящегося в залоге у Банка. (том 1 л.д.27)
Согласно справке СНТ «Строитель-№3» от 30.08.2023, в садовом товарищества на земельном участке <номер обезличен> постоянно (круглогодично) проживают Мухамеджанов А.Р., Мухамеджанова Д.А., их дети Мухамеджанов Р.А., Мухамеджанова А.А., Мухамеджанов С.А. (том 1 л.д.30)
Согласно заключению эксперта № 029/2024 от 24.02.2024, объект исследования является зданием, поскольку предназначен для постоянного пребывания в нем людей, запроектирован в качестве отдельно стоящего объекта, представляет собой объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения. Представляет собой дом жилой одноквартирный, включающий комплекс комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для индивидуального односемейного заселения жильцов, при их постоянном, длительном проживании.
Объект исследования с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен>, по адресу: Россия, Челябинская область, город Магнитогорск, садоводческое некоммерческое товарищество «Строитль-3», сад <номер обезличен>, участок <номер обезличен>, представляет собой объект массового строительства в обычных условиях эксплуатации, не имеет критериев, характерных для временных зданий и сооружений, и имеет капитальный характер (имеет все признаки капитальности, предусмотренные для объектов 3 группы).
Объект исследования представляет собой здание с полной готовностью к эксплуатации (степень готовности - 100%).
В процессе исследования эксперт установил, что в отношении объекта исследования - были выполнены следующие работы по переустройству и перепланировке: подключение инженерных сетей, санитарно-технического оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт, на мансардном этаже возвели перегородки.
Эксперт пришел к выводу, что сохранение садового дома в перепланированном и переустроенном виде - возможно.
Объект исследования с кадастровым номером <номер обезличен> расположен в пределах границ земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: Россия, Челябинская область, город Магнитогорск, садоводческое некоммерческое товарищество «Строитель-3», сад <номер обезличен>, участок <номер обезличен>.
Объект исследования соответствует строительным, противопожарным и санитарно-бытовым нормам и правилам. Не создает угрозу жизни и здоровью граждан, сохранности их имущества, не нарушает права и законные интересы других лиц.
Выявлены незначительные нарушения градостроительных норм и правил, которые эксперт классифицирует как «не существенные», не несущие угрозу жизни и здоровью граждан, не влекущие повреждение или уничтожение имущества других лиц.
Так, исследуемый объект не в полной мере соответствует требованиям Правил землепользования и застройки города Магнитогорска, утвержденным решением Магнитогорского городского Собрания депутатов №125 от 17.09.2008 г. (в редакции решения МгСд от 31.10.2023 № 160) в части: Минимальные отступы от строения до красной линии.
Дом с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен>, по адресу: Россия, Челябинская область, город Магнитогорск, садоводческое некоммерческое товарищество «Строитель- 3», сад <номер обезличен>, участок <номер обезличен>, согласно выписке из ЕГРН полностью находится в четвертой подзоне приаэродромной территории аэродрома Магнитогорск, что является зоной с особыми условиями использования территории.
Эксперт отметил, что на земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен> - отсутствуют объекты, которые создают помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения. Таким образом, наличие зоны с особыми условиями использования территории - четвертой подзоны приаэродромной территории аэродрома Магнитогорск - на возможность использования земельного участки и дома - не влияют.
В свою очередь - жилой дом и иные имеющиеся объекты придомовой инфраструктуры - не нарушают требований ст. 47 ВЗК РФ.
На земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен> расположен единственный объект исследования (садовый дом), которому фактически присвоены два кадастровых номера <номер обезличен> и <номер обезличен>.
С учетом анализа документов установлено, что кадастровый <номер обезличен> является основным, так как содержит сведения о праве собственности.
Причиной «зацвоения» кадастровых номеров стал тот факт, что сведения, раннее содержащиеся в ГКН И ЕГРП - были объедены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) в соответствии с Федеральным законом № 218, в процессе объединения сведений в отношении объекта исследования с кадастровыми номерами <номер обезличен> и <номер обезличен> произошло задвоение кадастровых номеров.
Вариант устранения «задвоения» учёта один: скорректировать площадь объекта исследования с кадастровым номером <номер обезличен> по актуальным документам, отражающим фактическую конфигурацию и площадь объекта исследования, снять с учёта объект с кадастровым номером <номер обезличен>. (том 2 л.д.5-96)
В соответствии со статьей 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса.
Как указано в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Представленные заключения эксперта соответствует законодательству Российской Федерации и принципам ее проведения, в заключении экспертиз, прилагаемых к ним документах и материалах содержатся достоверные сведения, оказавшие влияние на выводы экспертизы; к заключениям приложены документы и материалы, послужившие основания для выводов эксперта, приведены методики, расчеты, использованные нормативные акты и литература.
Выводы эксперта, как и исследовательская часть экспертного заключения, полностью согласуются с материалами реестровых, регистрационных дел.
Квалификация эксперта подтверждена, выводы эксперта ответчиком достоверными и допустимыми доказательствами не опровергнуты. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за составление заведомо ложного заключения. Материалы дела не содержат доводов и доказательств, которые позволили бы усомниться в правильности и обоснованности таких выводов.
Сторонами по иску возражений против заключения эксперта не представлено, оснований, опровергающих выводы эксперта, либо оснований для назначения дополнительной или повторной экспертиз, не приведено, сведений, свидетельствующих о недостоверности заключения, заинтересованности эксперта, ими также не представлено.
Суд полагает выводы эксперта обоснованными, основанными на исследовании материалов дела, осмотре земельных участков с использованием поверенных геодезических приборов измерения, применением методических рекомендаций в области землеустройства.
При указанных обстоятельствах оснований сомневаться в достоверности заключений эксперта №029/2024 от 24.02.2024 у суда не имеется.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что следует снять с государственного кадастрового учета объект недвижимости с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенный по адресу: г. Магнитогорск, СНТ «Строитель-3», сад. <номер обезличен>, участок <номер обезличен>.
Анализ исследованных доказательств и положений действующих норм права позволяет суду прийти к выводу о том, что вышеуказанный объект недвижимости отвечает строительным, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим нормам, предъявляемым к жилым помещениям, и является пригодным для круглогодичного проживания.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства по правилам ч.3 ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает правильным сохранить садовый дом с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен>, по адресу: г. Магнитогорск, СНТ «Строитель-3», сад <номер обезличен>, участок <номер обезличен> в реконструированном, перепланированном, переустроенном виде площадью 140,9 кв.м.
Объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, которое имеет лишь одно предназначение – для проживания в нем граждан (ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Одним из элементов правового статуса гражданина является его право на выбор места жительства.
Факт постоянного проживания истцов в садовом доме, расположенном по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, СНТ «Строитель-3», сад 3, участок <номер обезличен>, нашел подтверждение в судебном заседании.
Одним из элементов правового статуса гражданина является его право на выбор места жительства.
В соответствии с ч.1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает.
Временное отсутствие правового механизма признания жилых строений, пригодными для проживания, не может ограничивать права граждан на свободу выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
То обстоятельство, что вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка – для ведения садоводства, само по себе основанием для отказа в удовлетворении требований истца о признании садового дома пригодным для проживания, не является.
Закрепивший общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности в жилищной сфере Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" определил жилищный фонд как совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности (статья 1) и предоставил гражданам, имеющим в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках и отвечающие требованиям нормативов, предъявляемым к жилым помещениям, право переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности в порядке, установленном законодательством (часть третья статьи 9).
Тем самым в жилищное законодательство была введена норма, характеризовавшая расположенные на садовых земельных участках строения - с учетом изменившегося потребительского назначения этих строений - в качестве жилых, а, следовательно, не исключавшая возможность постоянного проживания в них и допускавшая их правовую трансформацию в жилые дома, в которых граждане могут быть зарегистрированы по месту жительства.
Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не связывает право на регистрацию по месту жительства ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с определенным целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено.
В соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачные земельные участки, так же как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха, однако при этом не исключается возможность возведения на дачном земельном участке не только жилого строения без права регистрации проживания в нем, но и жилого дома с правом регистрации проживания в нем.
Из анализа вышеуказанных положений следует, что суд вправе признать садовый дом, возведенный в пределах садоводческого товарищества и отвечающий установленным нормам и правилам, безотносительно к категории земельного участка, на котором такой дом располагается, жилым строением, пригодным для постоянного проживания с целью регистрации гражданина по месту жительства.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства, суд полагает, что представленных суду доказательств о пригодности жилого строения для постоянного проживания достаточно для удовлетворения заявленных требований истцов о признании садового дома с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенного по адресу: г. Магнитогорск, СНТ «Строитель-3», сад 3, участок <номер обезличен>, – жилым домом, пригодным для постоянного проживания с правом регистрации в нем.
Решение суда будет являться основанием для внесения изменений сведений, содержащихся в ЕГРН, об объекте недвижимости с кадастровым номером <номер обезличен> в части назначения здания с «нежилого» на «жилой дом».
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мухамеджанов АР (паспорт <номер обезличен>), Мухамеджанова ДА (паспорт <номер обезличен>) к администрации г. Магнитогорска Челябинской области (ИНН 7446011940) о о сохранении садового дома в реконструированном виде, признании садового дома жилым домом, пригодным для проживания, снятии жилого дома с кадастрового учета удовлетворить.
Сохранить садовый дом с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен>, по адресу: г. Магнитогорск, СНТ «Строитель-3», сад <номер обезличен>, участок <номер обезличен> в реконструированном, перепланированном, переустроенном виде площадью 140,9 кв.м.
Признать садовый дом площадью 140,9 кв.м. с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен>, СНТ «Строитель-3», сад 3, участок <номер обезличен> жилым домом, пригодным для постоянного проживания.
Внести изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости об объекте недвижимого имущества с кадастровым номером <номер обезличен> в части назначения здания - с «нежилого» на «жилой дом».
Снять с государственного кадастрового учета объект недвижимости с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, СНТ «Строитель-3», сад 3, участок <номер обезличен>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 15 марта 2024 года