Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1009/2021 ~ М-698/2021 от 22.03.2021

УИД № 23RS0051-01-2021-001026-31                                       Дело № 2-1009/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 апреля 2021 года                                                                               г. Тимашевск

Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Муравленко Е.И.,

при секретаре Маркаровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карташовой Т.А. к Министерству труда и социального развития Краснодарского края и администрации муниципального образования Тимашевский район об обязании предоставить лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л :

Карташова Т.А. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития Краснодарского края и администрации муниципального образования Тимашевский район об обязании предоставить лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение.

В обоснование заявленных требований указала, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края <№> от 20 мая 2015 года она включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определен перечень детей, нуждающихся в заботе со стороны государства. К ним отнесены дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными; вследствие болезни родителей, длительного их отсутствия, уклонения от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения. Указанный Федеральный закон не содержит каких-либо возрастных ограничений для постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся бег попечения родителей, на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью. Таким образом, она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по списку детей-сирот. То есть приобрела право на получение благоустроенного жилого помещения на основании договора специализированного найма, которое до настоящего времени ей не предоставлено, в связи с чем, она вынуждена обратиться в суд.

Просила суд обязать Министерство труда и социального развития Краснодарского края выделить денежные средства для приобретения и предоставления ей благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края, в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по мере поступления денежных средств; обязать администрацию муниципального образования Тимашевский район предоставить ей жилое помещение в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края, в соответствии с датой подачи заявления для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по мере поступления денежных средств.

Карташова Т.А. в суд не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором просила удовлетворить исковые требования.

Представитель администрации муниципального образования Тимашевский район Шаян Л.А. в суд не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие и отзыв на исковое заявление, в котором по принятию решения полагалась на усмотрение суда.

Представитель Министерства труда и социального развития Краснодарского края в суд не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие не предоставил, в связи с чем, суд на основании ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. В направленном в суд отзыве указал, что выделение министерством денежных средств, необходимых для предоставления жилых помещений конкретным лицам, действующим законодательством не предусмотрено. Жилые помещения предоставляются в соответствии со списком, исходя из даты включения в список, в связи с чем, Карташова Т.А. будет обеспечена жильем исходя из даты принятия заявления о включении в список, по мере выделения муниципальному образованию Тимашевский район денежных средств на приобретение жилых помещений, при этом право на обеспечение жилым помещением сохраняется за лицами до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, Карташова Т.А., <дд.мм.гггг> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приказом Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края <№> от 20 мая 2015 года Карташова Т.А. включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определен перечень детей, нуждающихся в заботе со стороны государства. К ним отнесены дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными; вследствие болезни родителей, длительного их отсутствия, уклонения от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения. Указанный Федеральный закон не содержит каких-либо возрастных ограничений для постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью.

Таким образом, Карташова Т.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по списку детей-сирот. То есть приобрела, в силу приведенных выше норм закона, право на получение благоустроенного жилого помещения на основании договора специализированного найма.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 5 Федерального закона № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решения органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Исходя из буквального толкования ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких- либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия иди отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Указанная позиция нашла свое отражение в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу ст. ст. 2, 5 Закона Краснодарского края № 1748-КЗ от 03 июня 2009 года «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

Кроме того, данным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 6 названного Закона Краснодарского края, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в области опеки и попечительства и семейной политики осуществляет мероприятия по предоставлению указанным гражданам жилых помещений, рассматривает обращения таких граждан по вопросам предоставления жилых помещений и выполняет иные функции, определяемые нормативными правовыми актами Краснодарского края.

С 01 января 2005 года в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года, полномочия в части обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы субъектам РФ.

На основании ст.1 Закона Краснодарского края № 805-КЗ от 15 декабря 2004 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» муниципального образование Тимашевский район наделено отдельными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом наделение данных органов указанными полномочиями не освобождает администрацию Краснодарского края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий указанных лиц.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 653 30 июля 2009 года утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма. Согласно пункта 1.3 указанного Порядка, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.

В соответствии с Законом Краснодарского края № 805-КЗ от 15 декабря 2004 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», субвенции на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, предоставляются муниципальным образованиям края из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании Краснодарского края, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет.

Оценив в совокупности доказательства по делу, суд приходит к выводу, что заявленные требования Карташовой Т.А. являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Кроме того, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд учитывает, что Карташова Т.А. не реализовала гарантированное государством право на обеспечение жильем как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди по договору социального найма. Договор социального найма с нею не заключался, жилое помещение не предоставлялось.

С учетом собранных по делу доказательств, суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном размере.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Карташовой Т.А. к Министерству труда и социального развития Краснодарского края и администрации муниципального образования Тимашевский район об обязании предоставить лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение – удовлетворить.

Обязать Министерство труда и социального развития Краснодарского края выделить денежные средства для приобретения и предоставления Карташовой Т.А., <дд.мм.гггг> года рождения, уроженке <данные изъяты>, благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края, в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по мере поступления денежных средств.

Обязать администрацию муниципального образования Тимашевский район предоставить Карташовой Т.А. жилое помещение в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края, в соответствии с датой подачи заявления для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по мере поступления денежных средств.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тимашевский районный суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 15 апреля 2021 года.

Председательствующий Справка: решение не вступило в законную силу.

2-1009/2021 ~ М-698/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карташова Татьяна Александровна
Ответчики
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Администрация МО Тимашевский район
Суд
Тимашевский районный суд Краснодарского края
Судья
Муравленко Евгений Игоревич
Дело на сайте суда
timashevsky--krd.sudrf.ru
22.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.03.2021Передача материалов судье
26.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2021Подготовка дела (собеседование)
15.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.04.2021Судебное заседание
15.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2021Дело оформлено
13.04.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее