Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-456/2021 ~ М-163/2021 от 25.02.2021

дело № 2-456/2021

24RS0054-01-2021-000383-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 апреля 2021 года          г. Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Сазоновой О.В.,

при секретаре Дригота К.А.,

с участием истца прокурора- заместителя прокурора Ужурского района Владимировой О.В.,

представителя ответчика и.о. главы Озероучумского сельсовета Ужурского района Красноярского края Рамазановой Ж.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ужурского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Озероучумского сельсовета Ужурского района Красноярского края о возложении обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества объекта недвижимого имущества - обелиска, павшим в годы Великой Отечественной войны, суд

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ужурского района Красноярского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Озероучумского сельсовета Ужурского района Красноярского края о возложении обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества объекта недвижимого имущества - обелиска, павшим в годы Великой Отечественной войны, мотивируя его следующим. На территории Озероучумского сельсовета Ужурского района Красноярского края по адресу: Красноярский край, Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Почтовая, 5А находится военно-мемориальный объект - обелиск, павшим в годы Великой Отечественной войны. В реестре муниципальной собственности Озероучумского сельсовета Ужурского района указанный объект недвижимости не значится. По данным регистрационных органов право собственности на указанный объект недвижимости ни за кем не зарегистрировано, так же указанный объект на учет в соответствии с требованиями ст. 225 ГК РФ не поставлен. По результатам проведенной проверки, на имя главы Озероучумского сельсовета 10.03.2020 внесено представление, которое рассмотрено, частично удовлетворено, однако нарушения фактически не устранены.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» к памятникам Великой Отечественной войны относятся скульптурные, архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления ответственны за сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.

Сохранение и реставрация памятников Великой Отечественной войны обеспечиваются выделением средств местных бюджетов - на памятники местного (муниципального) значения, а также пожертвованиями физических и юридических лиц.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

Частью 1 ст. 1 Закона Красноярского края «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, отнесено к полномочиям сельских поселений.

В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 50 указанного закона, для поселений предусмотрена возможность иметь в муниципальной собственности объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации, что также предусмотрено и ч. 4 ст. 25 Закона РФ от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

Согласно вводной части Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственная охрана памятников истории и культуры является одной из приоритетных задач органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 6 указанного Закона органами местного самоуправления поселений в установленном порядке должны приниматься меры (правовые, организационные, финансовые, материально-технические и др.), направленные на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия муниципального значения, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием таких объектов.

На основании абз. 5 ст. 3 Закона № 73 -ФЗ, памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.

В силу ст. 9.3 этого же Закона, к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований, государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Пунктами 1 и 3 ст. 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Вместе с тем администрацией Озероучумского сельсовета Ужурского района действенные меры к постановке памятника на учет в качестве объекта бесхозяйного имущества и дальнейшем признании права на него муниципальной собственности не приняты.

Выявленные нарушения законодательства в области охраны культурного наследия создают угрозу для сохранности объекта культурного наследия, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям и обеспечение их сохранности, создают угрозу гарантированной государством сохранности объекта культурного наследия в интересах настоящего и будущих поколений многонационального народа Российской Федерации.

На основании изложенного, прокурор Ужурского района Красноярского края просит возложить на администрацию Озероучумского сельсовета Ужурского района Красноярского края обязанность по постановке на учет в качестве объекта бесхозяйного имущества: военно- мемориального объекта - обелиска, павшим в годы Великой Отечественной войны, расположенного по адресу: Красноярский край, Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Почтовая, 5А, в течении 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.

В судебном заседании прокурор- заместитель прокурора Ужурского района Владимирова О.В. настаивает на удовлетворении заявленных требований, подтвердив изложенные в иске обстоятельства.

Представитель ответчика и.о. главы Озероучумского сельсовета Ужурского района Красноярского края Рамазанова Ж.В. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, суду пояснила следующее. На данный момент чтобы поставить военно- мемориальный объект на учет в качестве объекта бесхозяйного имущества необходимо оформить земельный участок под данным объектом и поставить его на кадастровый учет. Работы по оформлению земельного участка и постановки его на кадастровый учет проводятся. После чего необходимо изготовить техническую документацию на объект. В настоящее время сельсоветом произведена оплата за изготовление технической документации на объект. Таким образом, работы сельсоветом в данном направлении проводятся. Не оспаривает, что военно- мемориальный объект - обелиск, павшим в годы Великой Отечественной войны, расположен по адресу: Красноярский край, Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Почтовая, 5А, был установлен в 2013 году. Администрация Озероучумского сельсовета Ужурского района принимала участие в установке данного объекта. Считает достаточным срок 6 месяцев для постановки объекта на учет.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав, помимо прочего, осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

По смыслу указанной правовой нормы, орган местного самоуправления является органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.

В соответствии с п. 13 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно п. «з» ч. 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», за сельскими поселениями Красноярского края, в частности закреплены вопросы местного значения по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Ужурского района Красноярского края проверки соблюдения органами местного самоуправления законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия, на территории Озероучумского сельсовета Ужурского района по адресу: Красноярский край, Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Почтовая д. 5 А, установлено нахождение военно-мемориального объекта - обелиска, павшим в годы Великой Отечественной войны, что подтверждается материалами дела и не оспаривается представителем ответчика. Указанный объект не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, до настоящего времени не поставлен на кадастровый учет и на учет в качестве бесхозяйного объекта. Право собственности на указанный мемориальный объект не зарегистрировано соответствующими государственными органами, осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость.

Указанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.

Согласно сообщению межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (МТУ Росимущество в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва) от 02.03.2021, военно-мемориальный объект - обелиск, павшим в годы Великой Отечественной войны, расположенный по адресу: Красноярский край, Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Почтовая, 5А, в реестре федерального имущества не учитывается.

В соответствии с уведомлением агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 09.03.2021, военно-мемориальный объект - обелиск, павшим в годы Великой Отечественной войны, расположенный по адресу: Красноярский край, Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Почтовая, 5А, в реестре государственной собственности Красноярского края не учитывается.

Как следует из сообщения администрации Ужурского района Красноярского края от 26.02.2021, военно-мемориальный объект - обелиск, павшим в годы Великой Отечественной войны, расположенный по адресу: Красноярский край, Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Почтовая, 5А, в реестре муниципального имущества Ужурского района Красноярского края не числится.

Согласно информации администрации Озероучумского сельсовета Ужурского района Красноярского края от 18.02.2021, военно-мемориальный объект - обелиск, павшим в годы Великой Отечественной войны, расположенный по адресу: Красноярский край, Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Почтовая, 5А, на кадастровом учете не состоит, в реестр муниципальной собственности не занесен.

В соответствии с вводной частью Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В силу абз. 5 ст. 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.

Согласно абз. 1, 2ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» к памятникам Великой Отечественной войны относятся скульптурные, архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления ответственны за сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.

На основании ст. 6 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Согласно пунктов 1, 2 ст. 9.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся, в частности, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Судом установлено, что объект недвижимого имущества - военно-мемориальный объект - обелиск, павшим в годы Великой Отечественной войны, расположенный по адресу: Красноярский край, Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Почтовая, 5А, не имеет собственника.

Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года № 931 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

В силу п. 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Согласно п. 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований

Согласно частей 2, 3, 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

По результатам проведенной прокуратурой Ужурского района проверки, 10 марта 2020 года в адрес и.о. главы Озероучумского сельсовета Ужурского района Красноярского края прокурором Ужурского района Красноярского края внесено представление об устранении выявленных нарушений, в том числе в отношении военно-мемориального объекта - обелиска, павшим в годы Великой Отечественной войны, расположенного по адресу: Красноярский край, Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Почтовая, 5А.

Согласно ответов администрации Озероучумского сельсовета Ужурского района Красноярского края от 08.04.2020 и 18.02.2021, в реестр муниципальной собственности военно-мемориальный объект - обелиск, павшим в годы Великой Отечественной войны, расположенный по адресу: Красноярский край, Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Почтовая, 5А, не занесен, ведутся работы по постановке данного объекта на кадастровый учет.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, пояснив, что в настоящее время проводятся работы по постановке на кадастровый учет военно-мемориального объекта - обелиска, павшим в годы Великой Отечественной войны, расположенного по адресу: Красноярский край, Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Почтовая, 5А, а также по постановке объекта на учет в качестве объекта бесхозяйного имущества.

Постановлением администрации Ужурского района Красноярского края № 339 от 27.05.2020 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 24:39:0700001, площадью 352 кв.м., по адресу: Красноярский край, Ужурский муниципальный район, сельское поселение Озероучумский сельсовет, п. Озеро Учум, ул. Почтовая, земельный участок 5А, из земель населенных пунктов, территориальная зона Ж-3 «Зона застройки многоэтажными жилыми домами».

Решением Ужурского районного Совета депутатов от 09.02.2021 № 7-40р внесены изменения в Правила землепользования и застройки, согласно которых был изменен предельный минимальный размер земельного участка, что дает возможность поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 352 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, Ужурский муниципальный район, сельское поселение Озероучумский сельсовет, п. Озеро Учум, ул. Почтовая, земельный участок 5А.

Доказательств, подтверждающих осуществление администрацией Озероучумского сельсовета Ужурского района Красноярского края деятельности, направленной на выполнение требований действующего законодательства, а именно обращение с заявлением в регистрирующий орган о принятии спорного объекта недвижимости - военно-мемориального объекта на учет как бесхозяйного имущества, не представлено.

Таким образом, исковые требования прокурора Ужурского района подлежат удовлетворению.

Разрешая вопрос о сроке исполнения обязанности по постановке объекта недвижимости - военно-мемориального объекта - обелиска, павшим в годы Великой Отечественной войны, расположенного по адресу: Красноярский край, Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Почтовая, 5А, на учет как бесхозяйного имущества, суд принимает во внимание, что администрация Озероучумского сельсовета Ужурского района в настоящее время проводит работы для постановки спорного объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного, период времени - в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу, по мнению суда, будет являться достаточным для того, чтобы обратиться в регистрирующий орган с соответствующим заявлением, подготовив необходимую для этого документацию.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ужурского района Красноярского края удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Озероучумский сельсовет Ужурского района Красноярского края в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу поставить на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве объекта бесхозяйного имущества, объект недвижимого имущества: военно-мемориальный объект - обелиск, павшим в годы Великой Отечественной войны, расположенный по адресу: Красноярский край, Ужурский район, п. Озеро Учум, ул. Почтовая, 5А.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий         О.В. Сазонова

Решение в окончательной форме составлено и подписано 26 апреля 2021 года

2-456/2021 ~ М-163/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ужурского района
Ответчики
Администрация Озероучумского сельсовета
Суд
Ужурский районный суд Красноярского края
Судья
Сазонова Оксана Владимировна
Дело на странице суда
ujur--krk.sudrf.ru
25.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.02.2021Передача материалов судье
01.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2021Подготовка дела (собеседование)
22.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.04.2021Судебное заседание
26.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2021Дело оформлено
14.07.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее