№
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Спасск-Рязанский 02 мая 2024 года
Спасский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Барковой Н.М.,
при секретаре Тутовой Ю.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Спасского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Городковическая средняя школа» муниципального образования – Спасский муниципальный район Рязанской области о возложении обязанности провести инвентаризацию источника выбросов и выбросов загрязняющих веществ,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Спасского района Рязанской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Городковическая средняя школа» муниципального образования – Спасский муниципальный район Рязанской области о возложении обязанности провести инвентаризацию источника выбросов и выбросов загрязняющих веществ, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ), образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Положениями ч. 2 ст. 55 ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что юридические лица при осуществлении хозяйственной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия на окружающую среду.
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон № 96-ФЗ) устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона № 96-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Пунктом 4 указанной статьи установлено, что инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утв. Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871, инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - инвентаризация выбросов) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВ), с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее также - источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы, загрязняющие вещества, ЗВ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 96-ФЗ, источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества; стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.
В <данные изъяты>» по адресу: <адрес>, отопление здания осуществляется путем выработки тепловой энергии посредством сжигания газа в 3 газовых котлах «ИШМА-100», с последующем выбросом в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании газа.
Проверкой установлено, что при эксплуатации вышеуказанного отопительного оборудования в период с ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ произошло сгорание <данные изъяты>.м газа.
На момент проверки (ДД.ММ.ГГГГ) газовый котел работал, однако в нарушение ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не проведена.
В соответствии с пунктами 3, 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.
Кроме того, ст. 120 Гражданского кодекса РФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственниками полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
В силу пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено финансирование муниципальных учреждений в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.
Отсутствие в бюджете муниципального района средств на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности не может являться основанием для освобождения от возложенных на администрацию обязанностей. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Право человека на жизнь и здоровье защищается гражданским законодательством согласно ч. 2 ст. 2 Гражданского кодекса РФ.
Возможность наступления в будущем вредоносного результата вследствие бездействия лица, которое в силу закона обязано принимать меры для минимизации вероятности наступления опасных последствий, является достаточным основанием для обращения в суд с иском.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц, так как установить круг лиц, права и интересы которых нарушаются в настоящее время, и будут нарушаться в будущем, привлечь их в процесс в качестве истцов, указать в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностей каждого при разрешении дела, - невозможно.
На основании изложенного, прокурор <адрес> просит обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Городковическая средняя школа» муниципального образования – Спасский муниципальный район <адрес> провести инвентаризацию источника выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух – 3 котлов марки «<данные изъяты>», расположенных по адресу: <адрес>, МБОУ «Городковическая СШ». Установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий 18 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Спасского района Рязанской области ФИО2 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель ответчика муниципального бюджетного образовательного учреждения «Городковическая средняя школа» в судебное заседание не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что заявленные прокурором требования признает в полном объеме.
Представитель третьего лица – администрации муниципального образования – Спасский муниципальный район Рязанской области, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, оставив разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд, выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, учитывая, что ответчик добровольно признает иск в полном объеме, признание иска не противоречит действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов других лиц, принимает признание иска и считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Разрешая вопрос об установлении срока для выполнения действий по проведению инвентаризации источника выбросов и выбросов загрязняющих веществ, суд принимает во внимание объем действий и сроки, необходимые для проведения данных мероприятий, баланс интересов сторон, позиции сторон по данному вопросу, в связи с чем, приходит к выводу о необходимости установления ответчику срока для исполнения указанных в решении суда действий в течение 18 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Городковическая средняя школа» муниципального образования – Спасский муниципальный район Рязанской области в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести инвентаризацию источника выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - 3 котлов марки «№», расположенных по адресу: <адрес>, МБОУ «Городковическая СШ».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Спасский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.М. Баркова