Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 декабря 2020 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.
при секретаре Шуваркиной Т.П.
с участием прокурора Роговой О.А.
представителя административного истца Кияйкина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 3а-2015/2020 по административному исковому заявлению Болдырева А.В. о признании недействующими нормативных правовых актов в части,
У с т а н о в и л :
Болдырев А.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608.
Требования обоснованы тем, что в указанные пункты Перечней включено нежилое помещение с кадастровым номером №, не отвечающее критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку спорный объект используется как основные и подсобные помещения в качестве музея Русской императорской армии. В документах технического учета и единого реестра недвижимости отсутствует прямое указание на конкретный вид использования помещения в коммерческих целях. Антикварный бутик, расположенный в этом помещении, составляет 11,90 % от общей площади помещения. Включение указанного объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Кияйкин А.В. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, относительно заявленных требований представило письменные возражения, в которых указало, что объект недвижимости включен в Перечни в связи с тем, что по акту осмотра помещения от 17 сентября 2020 года было установлено, что более 20 % от общей площади спорного объекта фактически используется под торговый и офисный объекты.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 14 ноября 2016 года № 1907, которым утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год.
Приказом от 18 октября 2017 года № 1647 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год.
Приказом от 29 октября 2018 года № 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером № включено в пункт № Перечня на 2017 год, в пункт № Перечня на 2018 год и в пункт № Перечня на 2019 год.
Приказ министерства № 1907 от 14 ноября 2016 года опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 313(29859), 24.11.2016, на официальный сайт Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 24.11.2016, "Волжская коммуна", N 316(29862), 29.11.2016 (продолжение),
"Волжская коммуна", N 318(29864), 30.11.2016 (продолжение).
Приказ министерства от 18 октября 2017 года № 1647 опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1 - 90)),"Волжская коммуна", N 283(30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91 - 16435)), "Волжская коммуна", N 285 (30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436 - 20775)), "Волжская коммуна", N 297(30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776 - 34378)).
Приказ министерства № 1608 от 29 октября 2018 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308(30543), 20.11.2018.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что Болдырев А.В. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 159,6 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости указанное помещение имеет назначение и наименование - нежилое помещение.
В техническом паспорте нежилого помещения указано, что в нем располагаются электрощитовая, санузлы, нежилые помещении без указания их назначения, тамбур, лестница, холл, коридор.
Нежилое помещение располагается в здании многоквартирного дома с кадастровым номером №.
Сведения о земельном участке по указанному адресу в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует.
Мероприятия по определению фактического использования нежилого помещения на дату утверждения оспариваемых нормативных правовых актов на 2017, 2018 и 2019 годы министерством имущественных отношений не производились.
17 сентября 2019 года ГБУ СО «ЦРР» осмотрело нежилое помещение и составило акт осмотра, из которого следует, что в нежилом помещении с кадастровым номером № располагается торговый объект площадью 30 кв. м., офис площадью 15,5 кв.м., выставочный зал площадью 45,5 кв.м., актовый зал площадью 31,1 кв.м., склад площадью 2,9 кв.м., санузел площадью 2,4 кв.м., коридор, лестница площадью 14,6 кв.м. В помещения площадью 77,6 кв. м доступ не предоставлен.
Суду представлен также акт осмотра от 2 ноября 2020 года, выполненный ООО «ОГК-САМАРА», согласно которому в помещении на площади 57,8 кв. м располагается музей, 26,9 кв. м –коридор-читальный зал, на площади 19 кв.м- антикварный бутик, 15, 6 кв. м - лекторий, 13,4 кв.м - холл, 9,4 кв.м - электрощитовая, 9,2 кв. м – лестница, 5,1 кв. м - санузел, 3,2 кв. м - тамбур.
Помещение антикварного бутика по акту от 2 ноября 2020 года составляет 19 кв. м, что от общей площади помещения составляет 11,90 %, на площади 15,6 кв. м располагается лекторий.
По сведениям акта ГБУ СО «ЦРР» от 17 сентября 2019 года в помещении площадью 15, 5 кв. м располагается офис, однако, как следует из фотографий, приложенных к акту, следует, что в помещении площадью 15,5 кв.м. имеются стол и стулья. Между тем, наличие указанной мебели не свидетельствует о том, что данное помещение используется как офис, сведений о том, какие организации используют это нежилое помещение, не представлено, на помещении отсутствовали вывески и баннеры.
Сведения о площади занимаемого антикварного бутика в двух актах осмотра противоречивы, оба акта составлены значительно позже утверждения оспариваемых Перечней.
Учитывая положения пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, которыми определено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), суд приходит к выводу о том, что доказательств фактического использования более 20 % помещений в качестве офисного или торгового объекта, объекта общественного питания или бытового обслуживания, не предоставлено.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о признании недействующими Перечней на 2017, 2018, 2019 годы в части включения в них под пунктами соответственно №, №, № нежилого помещения с кадастровым номером № подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм ( 2017, 2018, 2019 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Требования Болдырева А.В. удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, в части включения в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, со дня принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, со дня принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2020 года.