УИД 72RS0014-01-2022-013750-53
Дело № 2-1035/2023
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень 18 января 2023 года
Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Мурай Ю.В.,
при секретаре Секисовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента имущественных отношений Тюменской области к Малышеву Сергею Алексеевичу о возложении обязанности освободить земельный участок, взыскании судебной неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественный отношений Тюменской области обратился в суд с иском к Малышеву С.А. о возложении обязанности освободить земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 020 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> от расположенного на нём имущества – забора, незавершенного строительством жилого дома и хозяйственно-бытовых построек (гараж, баня) в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда. Кроме того просит взыскать судебную неустойку в размере 500 рублей за каждый день неисполнения судебного акта и до его фактического исполнения.
Требования мотивированы тем, что в адрес Департамента имущественных отношений Тюменской области 25.11.2021 из Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени поступили материалы обследования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер №
Согласно информационному письму от 19.01.2021 отдела полиции № 3 УМВД России по г. Тюмени пользователем земельного участка с кадастровым номером № является гражданин Малышев С.А., проживающий по адресу: <адрес> Актом обследования земельного участка установлено, что на земельном участке расположены незавершенный строительством жилой дом и хозяйственно-бытовые постройки (гараж, баня); участок огорожен по периметру; имеются признаки неиспользования земельного участка, жилого лома и хозяйственных построек; свободный доступ на земельный участок отсутствует.
29.01.2021 Малышев С.А. обращался в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка. Рассмотрев заявление, Департамент 26.02.2021 принял решение № 235-о «Об отказе в предоставлении земельного участка в аренду» по следующим основаниям:
п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
По общему правилу, установленному Земельным кодексом Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на торгах. Случаи предоставления земельных участков в аренду установлены п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В заявлении от 29.01.2021 о предоставлении в аренду земельного участка в качестве основания предоставления земельного участка без проведения торгов Малышев С.А. указал пп. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного уравнения.
Согласно акту обследования земельного участка от 02.02.2021 на земельном участке расположен объект капитального строительства (незавершенный строительством жилой дом), при этом, правоустанавливающие документы на указанный объект не представлены.
Представитель истца Департамента имущественных отношений Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
Ответчик Малышев С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, причины неявки суду не известны, об отложении дела не просил, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие в порядке заочного судопроизводства.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пунктов 1, 2 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Пунктом 2 ст. 76 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
В соответствии со ст. 12 Гражданского Кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (п. 1). Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами (п. 2).
Согласно п. 1 ст. 3.3 Федеральный закон от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Согласно п. б ч. 1 ст. 5 Закона Тюменской области от 05 октября 2001 года №411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" органы исполнительной власти Тюменской области от имени области управляют (владеют, пользуются и распоряжаются) землями, отнесенными к государственной собственности Тюменской области, в том числе передают земельные участки в собственность граждан и юридических лиц, предоставляют в пользование, осуществляют резервирование земель, изъятие земельных участков для нужд Тюменской области, в соответствии с федеральным и областным законодательствами
Согласно Положению о Департаменте имущественных отношений Тюменской области, утвержденному постановлением Правительства Тюменской области от 27 мая 2013 года № 183-п, Департамент имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, осуществляющим проведение в Тюменской области единой государственной политики в сфере имущественных и земельных отношений путем формирования оптимальной структуры областной собственности, осуществления приватизации государственного имущества Тюменской области, организации учета государственного имущества Тюменской области и его оценки, управления и распоряжения государственным имуществом Тюменской области и контроля за его использованием.
Пунктом 1.8 постановления Правительства Тюменской области от 27 мая 2013 года № 183-п "О Департаменте имущественных отношений Тюменской области" предусмотрено, что Департамент обладает правами юридического лица, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, бюджетную смету, лицевые счета, бланки и печати с изображением малого герба Тюменской области и со своим наименованием, штампы, вправе от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности.
В соответствии с положениями Закона Тюменской области от 26 декабря 2014 года № 125 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области", Закона Тюменской области от 05 октября 2001 года № 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области", полномочиями по распоряжению и управлению государственными землями Тюменской области и землями, государственная собственность на которые не разграничена, на соответствующей подведомственной территории обладают органы государственной власти Тюменской области.
Выявление самовольно установленных объектов на территории города Тюмени осуществляется должностными лицами на основании содержащихся в обращениях органов государственной власти Тюменской области, органов местного самоуправления, юридических лиц, физических лиц сведений о самовольно установленных объектах.
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период возведения спорных объектов) самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
На основании статей 60, 62, 76 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения.
Как следует из искового заявления, Департаментом земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени в адрес истца был направлен материал обследования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №
На основании обращения 23.11.2021 было произведено обследование земельного участка с кадастровым номером №, в ходе которого специалистами отдела муниципального земельного контроля департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № расположены: незавершенный строительством жилой дом и хозяйственно-бытовые постройки (гараж, баня), участок огорожен по периметру. Имеются признаки неиспользования земельного участка и признаки неиспользования жилого дома и хозяйственных построек, о чем составлен соответствующий акт обследования земельного участка (л.д.15).
Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на 21 декабря 2022 года №КУВИ-001/2022-227259655 площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет 1020 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под самовольно выстроенный индивидуальный жилой дом, сведения о зарегистрированных правах на земельный участок отсутствуют (л.д.77).
28.01.2021 Малышев С.А. обращался в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в аренду на максимально возможный срок на основании пп.9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ (л.д.32-34)
Согласно решению Департамента имущественных отношений Тюменской области от 26.02.2021 года № 235 –о, ответчику Малышеву С.А. было отказано в предоставлении земельного участка в аренду, поскольку он не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, на указанном участке расположено здание (жилой дом), принадлежащее гражданам, юридическим лицам (л.д. 36).
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 45 - 48 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, следует, что в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
В соответствии с пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
На основании п. 1 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Согласно пункту 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Поскольку ответчиком, в нарушение ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств выделения или предоставления в собственность прилегающего земельного участка площадью 1020 кв.м. к участку ответчика, суд полагает, что имеются основания для удовлетворения исковых требований и возложении обязанности на Малышева С.А. освободить земельный участок площадью 1020 кв.м., с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, от расположенного на нём имущества – забора, незавершенного строительством жилого дома и хозяйственно-бытовых построек (гараж, баня) в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда.
В соответствии с положениями ч.2, 3 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения 30 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу, а в случае неисполнения ответчиком решения суда в установленный срок установить судебную неустойку в размере 500 рублей за каждый день неисполнения судебного акта и до его фактического исполнения, которая подлежит взысканию в пользу истца Департамента имущественных отношений Тюменской области.
В силу ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход муниципального образования городской округ город Тюмень подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей, от уплаты которой истец был освобождён при подаче иска.
Руководствуясь ст.ст. 3, 12, 56, 67, 103, 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 1020 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░, ░░░░) ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░7202138460, ░░░░ 1057200738792) ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 500 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6000 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>