Дело № 12-43/2023 Мировой судья Максимов А.А.
Р Е Ш Е Н И Е
С. Миассское 30 марта 2023 года
Судья Красноармейского районного суда Челябинской области Высоких Ю.Ю., при секретаре Шагивалеевой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Красноармейского районного суда (с.Миасское, ул.Садовая, 7), жалобу
индивидуального предпринимателя Мышковец Елены Васильевны, Дата года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>,
на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное мировым судьей судебного участка № 2 Красноармейского района Челябинской области 26 января 2023 года, о привлечении ИП Мышковец Е.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей,
у с т а н о в и л:
Мышковец Е.В. обратилась в районный суд с жалобой, в которой просит указанное постановление мирового судьи изменить, заменив наказание в виде административного штрафа на предупреждение. В обоснование жалобы заявитель указывает, что она обратилась к региональному оператору по договору на оказание услуг, однако до настоящего времени ответа нет. Кроме того она впервые совершила административное правонарушение и просит применить положения ст. 4.1.1 КоАП РФ. Кроме того заявитель не была извещена о дате, времени, месте рассмотрения дела.
Мышковец Е.В. в судебном заседании не явилась, в письменном ходатайстве просила о рассмотрении дела в ее отсутствии, прекратить одно из дел по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, применив положения п. 5 ч. 4.4 КоАП РФ.
Заслушав заявителя, проверив материалы дела и доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Таким образом, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Административная ответственность по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ наступает за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что Мышковец Е.В., являясь индивидуальным предпринимателем, Дата в 16 час. 20 мин., осуществляя деятельность по реализации продуктов питания по адресу: <адрес>, не заключила договор по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от Дата №№ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон от Дата N №
Согласно статье 1 Федерального закона от Дата № №:
твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Также к твердым коммунальным отходам относятся, в соответствии с Письмом Минстроя России от Дата №-МП/06, отходы, образующиеся при уборке территории городских и сельских поселений, - например, мусор и смет уличный, мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог и другие.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) утверждены Постановлением Правительства РФ от Дата № «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от Дата №» (далее - Правила обращения с ТКО).
Правила обращения с ТКО устанавливают порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (разд. I(1)), в соответствии с п. 8 (1) настоящих Правил:
региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от Дата № № юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от Дата № № региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Федерального закона от Дата № №).
В соответствии с положениями ст. ст. 24.1, 4.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ч. 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзацах 1, 2 пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от Дата № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»:
при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
В качестве доказательства совершенного правонарушения Мышковец Е.В. должностным лицом административного органа к материалам дела приобщены:
протокол об административном правонарушении от Дата;
рапорт о выявлении административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Мышковец Е.В., которая осуществляла предпринимательскую деятельность без договора с региональным оператором;
объяснения Мышковец Е.В. от Дата;
фотография выписки из ЕГРИП;
справка на физическое лицо, сведения о привлечении Мышковец Е.В. к административной ответственности.
Вместе с тем, в федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом от Дата № Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации федеральная служба по надзору в сфере природопользования, отходы коммунальные твердые имеют код - № и все их виды расположены в Блоке №.
В соответствии с ФККО в тип «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) включены группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам. Юридические лица, в деятельности которых, помимо отходов производства, образуются ТКО, обязаны заключить договор с региональным оператором (письмо Минприроды России от Дата №-ОГ «Об обращении с твердыми коммунальными отходами»).
Материалы дела не содержат данных, что в результате деятельности индивидуального предпринимателя образуются ТКО.
Из изложенного выше следует, что мировой судья не проверил обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, не исследовал надлежащие сведения о собственнике (владельце) здания (павильона) по адресу: <адрес>, и к какому виду фонда относится данное здание (сооружение); о виде деятельности ИП Мышковец Е.В. (например, наименование отходов, какие именно и т.д., исходя из категории отходов федерального классификационного каталога отходов, действительно ли в результате деятельности индивидуального предпринимателя образуются ТКО), не дал оценки доказательствам в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Таким образом, вывод мирового судьи о виновности ИП Мышковец Е.В. в совершении административного правонарушения сделан без выяснения всех обстоятельств, имеющих отношение к вменяемому административному правонарушению и подлежащих установлению по данному делу в целях правильной юридической квалификации действий лица, привлекаемого к административной ответственности, и является преждевременным.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 настоящего Кодекса является основанием для отмены постановления мирового судьи от Дата и возвращения дела об административном правонарушении на новое рассмотрение мировому судье, поскольку сроки привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, не истекли.
Возвращением дела на новое рассмотрение права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не нарушены, поскольку при новом рассмотрении оно в силу ст. 25.1 КоАП РФ имеет возможность приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, представлять доказательства, а также отстаивать свою позицию доступными процессуальными способами.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление по делу об административном правонарушении от 26 января 2023 года, вынесенное мировым судьей судебного участка № 2 Красноармейского района Челябинской области о привлечении индивидуального предпринимателя Мышковец Елены Васильевны к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, - отменить, возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 2 Красноармейского района Челябинской области.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения.
Судья подпись Ю.Ю. Высоких
Копия верна.
Судья Ю.Ю. Высоких
Секретарь Ю.С.Шагивалеева