Дело № 2 -992/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Федоровка 15 сентября 2022 г.
Стерлибашевский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Баскаковой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Сагдатовой З.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Федоровского района Республики Башкортостан Башлыкова М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Федоровского района Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан (далее – администрация сельского поселения) о возложении обязанности устранения нарушений в сфере дорожной деятельности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Федоровского района Республики Башкортостан, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к администрации сельского поселения о возложении обязанности устранения нарушений в сфере дорожной деятельности.
В обоснование иска указал, что в ходе проведённой прокуратурой Федоровского района Республики Башкортостан проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в администрации сельского поселения выявлены нарушения, требующие принятия мер прокурорского реагирования. Так, проверкой установлено, что на проезжей части автомобильной дороги общего пользования вблизи МБОУ СОШ №2 с. Федоровка по адресу: <адрес> вблизи МБДОУ детский сад «Колокольчик», расположенного по адресу: <адрес> горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Пешеходный переход», не соответствует требованиям ГОСТ Р 52289-2019, а именно горизонтальная дорожная разметка частично отсутствует ввиду износа в процессе эксплуатации, что создает угрозу безопасности передвижения по нему неопределенного круга лиц, в том числе обучающихся в данных образовательных учреждений, нарушает их прав и законные интересы.
Уточнёнными исковыми требованиями просит возложить на администрацию сельского поселения обязанность произвести горизонтальную дорожную разметку 1.14.1 «Пешеходный переход» в соответствие с требованиями ФИО4 52289-2019, расположенную на проезжей части автомобильной дороги общего пользования вблизи МБОУ СОШ №2 с. Федоровка по адресу: <адрес> вблизи МБДОУ детский сад «Колокольчик», расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Башлыков М.М. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Суд, в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский процессуальный кодекс), с учетом мнения участников процесса, находит возможным рассмотрение гражданского дела в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав помощника прокурора, исследовав и оценив материалы дела, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно статье 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
Из пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 данного закона следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский процессуальный кодекс) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
На основании ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту - Закон N 196-ФЗ) его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих правилах организации местного самоуправления в РФ" (далее по тексту - Закон N 131-ФЗ) и ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Статья 2 Закона N 196-ФЗ гласит, что безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
Согласно ст. 4 Закона N 196-ФЗ законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
В силу части 1 статьи 12 Закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Технические требования к эксплуатационному состоянию дорог и улиц установлены ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденным Приказом Росстандарта России от 26.09.2017 г. N 1245-ст.
Пункт 6.2 ГОСТ Р 52289-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденный Приказом Росстандарта от 20 декабря 2019 г. N 1425-ст (далее по тексту - ГОСТ Р 52289-2019), регламентирует правила нанесения горизонтальной разметки на дорожные одежды капитального и облегченного (асфальтобетонного вида) типов.
Согласно пункту 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2019 для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами, применяют разметку 1.14.1. Ширину размечаемого пешеходного перехода определяют по интенсивности пешеходного движения из расчета 1 м на каждые 500 пеш./ч, но не менее 4 м.
В силу требований статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" для целей технических регламентов применение ГОСТ Р 50597-2017 и Р 52289-2019 является обязательным.
Судом установлено, что решением Совета муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан от 11.12.2014 муниципальный раон передала поселению полномочия по вопросу дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Прокуратурой Федоровского района Республики Башкортостан во исполнение поручения прокуратуры республики от 26.04.2022 № проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в администрации сельского поселения, в ходе которой выявлены нарушения законодательства, которые выразились в следующем: на проезжей части автомобильной дороги общего пользования вблизи МБОУ СОШ №2 с. Федоровка по адресу: <адрес> вблизи МБДОУ детский сад «Колокольчик», расположенного по адресу: <адрес>, горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Пешеходный переход», не соответствует требованиям ГОСТ Р 52289-2019, а именно горизонтальная дорожная разметка частично отсутствует ввиду износа в процессе эксплуатации.
Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Администрация сельского поселения как собственник автомобильных дорог в границах населённых пунктов сельского поселения Федоровский сельсовет является органом, ответственным за соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дороги.
Таким образом, в результате невыполнения администрацией сельского поселения мероприятий в сфере надлежащего содержания автомобильных дорог, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения нарушаются права неопределенного круга лиц, что также влечет за собой угрозу их жизни и здоровья.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора Федоровского района Республики Башкортостан действующего в интересах неопределённого круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь положениями статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Федоровского района Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределённого круга лиц, удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения Федоровский сельсовет муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан произвести горизонтальную дорожную разметку 1.14.1 «Пешеходный переход» в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52289-2019, расположенную на проезжей части автомобильной дороги общего пользования вблизи МБОУ СОШ №2 с. Федоровка по адресу: <адрес> вблизи МБДОУ детский сад «Колокольчик», расположенного по адресу: <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Стерлибашевский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья Т.В. Баскакова