Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-168/2024 от 05.04.2024

Дело № 12-168/2024

РЕШЕНИЕ

08 июля 2024 года                              г. Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Бабарика О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Горелика Владимира Ильича на постановление заместителя начальника Главного управления – начальника Управления финансового контроля Главного контрольного управления города Севастополя Аксютина А.И. от 07.02.2024 №05-05/73-2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, вынесенное в отношении должностного лица – директора Общества с ограниченной ответственностью «Кундуз» Горелика Владимира Ильича,

установил:

Постановлением заместителя начальника Главного управления – начальника Управления финансового контроля Главного контрольного управления города Севастополя Аксютина А.И. от 07.02.2024 №05-05/73-2023 должностное лицо – директор Общества с ограниченной ответственностью «Кундуз» Горелика Владимира Ильича, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000,00 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Гореликом В.И. подана жалоба, в которой он просит отменить обжалуемое постановление.

В обоснование доводов жалобы, Горелик В.И. ссылается на то, что он не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в виду того, что получателем гранта являлось юридическое лицо. Кроме того, Горелик В.И. указывает на отсутствие как события, так и состава административного правонарушения, указывая на ошибочность выводов административного органа о том, что фактическое использование земельного участка с кадастровым номером не соответствует виду его разрешенного использования.

В судебном заседании Горелик В.И. и его представитель Авдеев А.И. настаивали на удовлетворении жалобы, по изложенным в ней доводам.

Представитель Управления финансового контроля Главного контрольного управления города Севастополя Чеботаев Р.П. просил об оставлении обжалуемого постановления без изменения.

Представитель Севастопольской природоохранной прокуратуры в судебное заседание не явился, о его месте и времени извещен надлежаще.

Выслушав заявителя и его представителя, представителя Управления финансового контроля Главного контрольного управления города Севастополя, изучив письменные материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся к бюджетным ассигнованиям.

В силу статьи 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственным (муниципальным) заданием признается документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Пунктом 1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что государственное (муниципальное) задание должно содержать: показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ); порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения; требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением (пункт 2 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (абзац 2 пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений абзаца 1 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и в соответствии с частью 4 статьи 4 Закона об автономных учреждениях (в редакции Федерального закона от дата N 83-ФЗ) финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 статьи 4 данного Закона деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Условия и порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 5 статьи 4 Закона об автономных учреждениях).

Постановлением Правительства Севастополя от 26.08.2022 № 392-ПП утвержден Порядок предоставления гранта в форме субсидии на осуществление государственной поддержки развития инфраструктуры туризма (далее - Порядок), который определяет цели, условия и механизм предоставления гранта в форме субсидии на осуществление поддержки развития инфраструктуры туризма города Севастополя в рамках основного мероприятия «Развитие туристической инфраструктуры» подпрограммы «Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» государственной программы города Севастополя «Развитие туризма города Севастополя», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 23.12.2021 № 685-ПП.

Пунктом 1.4. Порядка установлено, что целью предоставления грантов является оказание государственной поддержки развития инфраструктуры туризма на финансовое обеспечение затрат юридических лиц (за исключением некоммерческих организаций, являющихся государственными (муниципальными) учреждениями) или индивидуальных предпринимателей при реализации следующих мероприятий, в том числе на приобретение туристского оборудования, используемого в целях обеспечения эксплуатации туристских объектов, объектов туристского показа, приобретение оборудования для туристских информационных центров, пунктов проката, включая детские комплексы.

Способом проведения отбора в соответствии с п. 1.7. Порядка является конкурс, который проводится при определении получателя гранта исходя из наилучших условий достижения результатов, в целях достижения которых предоставляется грант (далее - конкурс, результат предоставления гранта).

В силу подп. 1 п. 2.1 Порядка участник конкурса должен соответствовать требованиям, в том числе; намерен реализовать до конца текущего финансового года на земельном участке, находящемся в собственности либо аренде/субаренде (сроком не менее чем на пять лет) и соответствующем виду его разрешенного использования, проект в соответствии с целями предоставления гранта, установленными в пункте 1.4 Порядка.

При этом конструкция Порядка подразумевает презумпцию добросовестности получателя гранта, что выражается в предоставлении организатору конкурса гарантийного письма (подп.2 п. 2.8 Порядка), а также справки о соответствии участника конкурса требованиям Порядка (подп.4 п. 2.8 Порядка).

Как усматривается из материалов дела, Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований бюджетного законодательства в части использования Обществом с ограниченной ответственностью «Кундуз» (далее - ООО «Кундуз») гранта в форме субсидии на осуществление поддержки общественных инициатив, направленных на развитие туристической инфраструктуры.

В ходе данной проверки установлено, что 19.10.2022 в 14:49:02 на портале специализированного сервиса за № 22-16-000011 зарегистрирована заявка ООО «Кундуз» на участие в предоставлении на конкурсной основе гранта в форме субсидии на осуществление поддержки реализации общественных инициатив, направленных на развитие туристической инфраструктуры г. Севастополь.

Согласно данной заявки запрашиваемый грант необходим для реализации проекта по организации пункта проката туристического оборудования на базе отдыха «Гераклея», расположенной в границах земельного участка с кадастровым номером

При этом, согласно предоставленных к заявке гарантийного письма и справки о соответствии участника конкурса требованиям Порядка, ООО «Кундуз» гарантировал, что проект будет реализован на земельном участке, соответствующем виду его разрешенного использования в соответствии с целями предоставления гранта, а также будет обеспечен контроль за соблюдением условий и порядка предоставления гранта.

По итогам рассмотрения заявки на конкурсной основе 03.11.2022 Управлением туризма города Севастополя с ООО «Кундуз» заключено соглашение о предоставлении из бюджета города Севастополя гранта в форме субсидии на осуществление государственной поддержки развития инфраструктуры туризма на расходы, связанные с приобретением оборудования для оснащения пункта проката инвентаря на земельном участке с кадастровым номером

В тоже время, проведённой проверкой установлено, что земельный участок с кадастровым номером отнесенный к категории земель особо охраняемых природных территорий, с видом разрешенного использования: «Для санаторной деятельности (код 9.2.1)», предоставленный ООО «Кундуз» Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя по договору от 07.08.2019 № 723, расположен в границах особо охраняемой природной территории - государственном природном заказнике «Ласпи».

Постановлением Правительства Севастополя от 08.02.2018 № 66-1111 создан государственный природный ландшафтный заказник регионального значения «Ласпи». Приложением № 2 к указанному нормативному акту утверждено Положение о данной особо охраняемой природной территории (далее - Положение об ООПТ). Задачами создания заказника являются: сохранение ландшафтного и биологического разнообразия; сохранение в естественном состоянии территории заказника, а также прилегающей к заказнику акватории Черного моря, как места обитания черноморских дельфинов и многочисленных водоплавающих птиц.

При этом в пределах заказника установлен дифференцированный режим его особой охраны.

TOC \o "1-5" \h \z Так, согласно подп. 1 п. 12 Положения об ООПТ, на территории заказника запрещена деятельность, противоречащая его целям и задачам, в том числе строительство, размещение и реконструкция объектов капитального строительства, линейных объектов (за исключением объектов обороны страны и безопасности государства; обустройства мест для занятия спортом, физической культурой, пеших или верховых прогулок, отдыха и туризма, наблюдения    за природой, пикников, рыбалки, пляжей и размещения объектов, необходимых     для их функционирования, в том числе сетей электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, строительства автомобильных     дорог на территории: «Парус-1» (земельный участок с кадастровым номером ); пляж «Дельфин» (земельные участки с кадастровыми номерами 91:01:058002:973, ); урочище Ласпи (квартал 13,- выделы 15 - 18, Орлиновского участкового лесничества); урочище «Сарыч» (квартал 20, выделы 13 - 25, 28 - 33, Орлиновского участкового лесничества), а также строительства на территории квартала 20, выделов 14 - 16, 29,Орлиновского участкового лесничества посадочных площадок для вертолетов, используемых для реализации задач, возложенных на заказник, в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов).

Приводя свой анализ подп. 1, 19 п. 12 Положения об ООПТ участок с кадастровым номером , Севастопольский межрайонный природный прокурор пришел к выводу о том, что указанный земельный участок не входит в перечень земельных участков, в границах которых разрешено организовывать туристические стоянки и лагеря, а также указал на то, в силу п. 12 Положения об ООПТ на территории заказника также запрещено самовольное обустройство экологических туристских маршрутов и троп, оборудование мест отдыха, организация туристических стоянок и лагерей, установка палаток.

Кроме того, согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Росреестра от 10.11.2020 № ПАИ 12, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером - «Для санаторной деятельности (код 9.2.1)» подразумевает: размещение санаториев, профилакториев, бальнеологических лечебниц, грязелечебниц, обеспечивающих оказание услуг по лечению и оздоровлению населения; обустройство лечебно-оздоровительных местностей (пляжи, бюветы, места добычи целебной грязи); размещение лечебно-оздоровительных лагерей.

В связи с чем, по мнению административного органа, фактическое использование земельного участка с кадастровым номером не соответствует виду разрешенного использования, а потому ведение туристической деятельности, в том числе включающей в себя организацию пункта проката туристического инвентаря на земельном участке, с нарушением режима использования земель свидетельствует о несоответствии получателя гранта условиям предоставления субсидии, предусмотренным подп. 1 п. 2.1 Порядка.

Впоследствии указанные обстоятельства стали основанием для вынесения заместителем начальника Главного управления – начальника Управления финансового контроля Главного контрольного управления города Севастополя Аксютиным А.И. обжалуемого постановления от 07.02.2024 №05-05/73-2023, которым директор ООО «Кундуз» Горелик В.И. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в котором его составитель указал на то, что предоставление ООО «Кундуз» недостоверных данных о соответствии требованиям, предъявляемым к участникам конкурсного отбора, повлекло к необоснованному предоставлению Управлением туризма Севастополя субсидии на основании заключенного соглашения от 03.11.2022 № 30-2022-006430, а потому, своими действиями должностное лицо - директор ООО «Кундуз» Горелик В.И., являющийся получателем субсидий, нарушил условия предоставления субсидии на осуществление поддержки развития инфраструктуры туризма города Севастополя в рамках основного мероприятия «Развитие туристической инфраструктуры» подпрограммы «Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» государственной программы города Севастополя «Развитие туризма города Севастополя», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 23.12.2021 № 685-ПП, чем совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ (нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ).

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат перечисленные в статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения.

Однако, в ходе разбирательства дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении директора ООО «Кундуз» Горелика В.И. обстоятельства фактического использования земельного участка с кадастровым номером 91:01:058002:194, а также соответствия его виду разрешенного использования данного земельного участка, не были выяснены надлежащим образом.

В соответствии с положениями части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ к административной ответственности привлекаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, являющиеся получателями субсидий, за нарушение условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 15.14 КоАП РФ).

    Из материалов дела судом установлено, что согласно заявки №22-16-000011 от 19.10.2022 ООО «Кундуз» на участие в предоставлении на конкурсной основе гранта в форме субсидии на осуществление поддержки реализации общественных инициатив, направленных на развитие туристической инфраструктуры г. Севастополя, ООО «Кундуз» гарантировал, что проект будет реализован на земельном участке, соответствующем виду его разрешенного использования в соответствии с целями предоставления гранта, а также будет обеспечен контроль за соблюдением условий и порядка предоставления гранта.

Согласно пунктов 2.12 и 2.13 Порядка предоставления гранта в форме субсидии на осуществление государственной поддержки развития инфраструктуры туризма, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 26.08.2022 № 392-ПП, (далее – Порядок) Организатор конкурса в течение десяти рабочих дней со дня окончания приема заявок проводит заседание Конкурсной комиссии, на котором рассматриваются поступившие заявки; конкурс проводится в два этапа; на первом этапе Конкурсная комиссия осуществляет рассмотрение предоставленных участниками конкурса заявок в прилагаемыми к ним документами, предусмотренными в пункте 2.8 Порядка, а также рассмотрение информации, полученной в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с пунктом 2.9 Порядка, проверяет документы участников конкурса на предмет их соответствия установленным в объявлении о проведения конкурса требованиям.

Основаниями для отклонения заявки участника конкурса на стадии ее рассмотрения и недопуске участника конкурса к участию во втором этапе конкурса является несоответствие участника требованиям, установленным пунктом 2.1 Порядка; несоответствие предоставленных участником конкурса заявки и документов требованиям к заявкам, установленным в объявлении о проведении конкурса; недостоверность предоставленной участником конкурса информации в представленных им документах, в том числе информации о месте нахождения и адресе юридического лица.

Аналогичные основания предусмотрены и для отказа в предоставлении гранта (пункт 2.15 Порядка).

Таким образом, Организатор конкурса (Управление туризма Севастополя) при оценке предоставленных ООО «Кундуз» заявки, документов и информации не выявил их несоответствие установленным требованиям и заключил с ним соглашение о предоставлении из бюджета города Севастополя гранта в форме субсидии.

Вместе с тем, административный орган в обжалуемом постановлении указал, что предоставление ООО «Кундуз» недостоверных данных о соответствии требованиям, предъявляемым к участникам конкурсного отбора, повлекло к последующему необоснованному предоставлению Управлением туризма Севастополя субсидии на основании заключённого соглашения от 03.11.2022№ 30-2022-006430.

При этом, административный орган пришел к выводу о том, что в нарушение действующего законодательства целевое назначение и вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером «Санаторная деятельность» (код 9.2.1) не предусматривает возможность ведения на нем туристической деятельности.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами, изложенными в постановлении по делу об административном правонарушении №05-05/73-2023 от 07.02.2024 исходя из следующего.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1, пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на указанные в пункте 1 статьи 7 названного кодекса категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий.

Земельный участок площадью 0,2765 га с кадастровым номером был образован в 1997 году и предоставлен ООО «Кундуз» в пользование на основании договора временного пользования землёй № 159 от 29 декабря 1997 года, заключённого во исполнение распоряжения Севастопольской городской государственной администрации № 2187-р от 03.12.1997г. для строительства и эксплуатации сезонного реабилитационного центра воинов-интернационалистов и согласно сведениям кадастрового паспорта земельного участка от 12.10.2016, датой внесения кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости является 29.12.1997.

Данный земельный участок относится к землям особо охраняемых территорий и объектов.

Во исполнение действующего на территории города федерального значения Севастополя законодательства документ на право пользования земельным участком был приведён в соответствие с законодательством Российской Федерации путём заключения нового договора аренды земельного участка.

В настоящее время ООО «Кундуз» является землепользователем земельного участка (КН 91: площадью 0,2765 га на основании договора аренды земельного участка от 07.08.2019 № 723.

На дату перезаключения договора на право пользования земельным участком, находящемся в собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополь виды разрешённого использования земельных участков определялись арендодателем в соответствии с классификатором, утверждённым приказом Минэкономразвития от 01.09.2014 № 540.

Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (Арендодателем) в новом договоре аренды № 723 от 07.08.2019 для данного земельного участка указан вид разрешённого использования «Для санаторной деятельности (код 9.2.1)».

Согласно классификатору видов разрешённого использования земельных участков «Санаторная деятельность» предусматривает возможность размещения санаториев и профилакториев, обеспечивающих оказание услуги по лечению и оздоровлению населения; обустройство лечебно-оздоровительных местностей (пляжи, бюветы, места добычи целебной грязи); размещение лечебно-оздоровительных лагерей.

Данные объекты располагаются в лечебно-оздоровительных местностях.

Согласно статьи 2 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» под лечебно-оздоровительной местностью понимается «территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения».

Данная редакция действовала в 2022 году на дату принятия решения о предоставлении ООО «Кундуз» гранта на осуществление государственной поддержки развития инфраструктуры туризма на расходы, связанные с приобретением оборудования для оснащения пункта проката инвентаря на земельном участке (КН ).

В тоже время, были учтены нормы, регулирующие классификацию видов разрешённого использования земельных участков (приказ Росреестра от 10.11.2020 № П/0412), согласно которым «Отдых (рекреация)» (код 5.0) предусматривает обустройство мест для отдыха и туризма, наблюдения за природой и включает в себя содержание видов разрешённого использования с кодами 5.1 - 5.5.

В соответствии со статьёй 5 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» земли оздоровительного и рекреационного назначения признаются землями особо охраняемых территорий и объектов (вне границ населённого пункта), а в границах населённого пункта - землями населённых пунктов.

На земельном участке (КН ) с 1998 года действует оздоровительный лагерь (кемпинг).

Исходя из классификации лагерей по видам деятельности различают оздоровительные лагеря и лагеря санаторного типа, которые относятся к местам отдыха и располагаются в экологически чистых местностях.

Такие места отдыха подходят для всех, а не только для тех граждан, которым нужно лечение. Базы могут находиться на берегах водоёмов, в горах или в лесу. Программа пребывания отличается тем же разнообразием, что и в учреждениях других типов.

Вид разрешённого использования (ВРИ) «Туристическое обслуживание» (код 5.2.1) предусматривает размещение пансионатов, туристических гостиниц, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, а также детских лагерей.

Для кемпингов предусмотрен специальный вид земель - "Земли рекреационного назначения" (ст. 98 ЗК РФ), относящиеся к землям особо охраняемых территорий.

Цель пребывания в кемпинге, оздоровительном лагере или лагере санаторного типа – оздоровление. Граждане, находясь в соответствующих условиях, получают необходимое общеукрепляющее лечение, при котором широко используются естественные факторы природы (минеральные воды из местных источников, грязи, морские купания - климатолечение и др.). В соответствии с основами организации лечебно-профилактических мероприятий основой физического воспитания являются упражнения для воспитания и тренировки общей и избирательной силовой выносливости, для увеличения подвижности позвоночника, для воспитания общих координаций движений; для воспитания и закрепления правильной осанки; для воспитания навыков правильного дыхания.

Пунктами 7, 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьёй 85 ЗК РФ предусмотрено, что территориальными зонами являются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты, которыми, помимо прочего, в пределах границ соответствующей территориальной зоны определяются виды разрешённого использования земельных участков.

Абзацами вторым и третьим пункта 2 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено, что в отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешённых или вспомогательных видов разрешённого использования. Внесение в ЕГРН сведений о вспомогательных видах разрешённого использования земельного участка не требуется.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2023 № 18-АД23-19-К4.

Постановлением Правительства Севастополя № 66-ПП от 08.02.2018г. создан государственный природный ландшафтный заказник регионального значения «Ласпи» (далее – Заказник) на территории внутригородского муниципального образования города Севастополя Балаклавского муниципального округа общей площадью 1232,74 га; утверждены границы Заказника в соответствии с координатами характерных точек (приложение № 1) и Положение о Заказнике (приложение №2).

В части применения к земельному участку с кадастровым номером норм Положения о Заказнике (Приложение № 2 к постановлению Правительства Севастополя № 66-ПП от 08.02.2018г.) необходимо учитывать следующие обстоятельства.

Согласно пункта 2 Положения о Заказнике южная граница заказника имеет сложную конфигурацию, ограничена землями рекреационных объектов государственной и частной собственности.

Согласно статей 9 и 10 Закона города Севастополя № 212-ЗС от 15.12.2015 г. «Об особо охраняемых природных территориях города Севастополя» и статьи 7 Закона города Севастополя № 761-ЗС от 09.06.2023г. «Об особо охраняемых природных территориях регионального значения города Севастополя» Положение об особо охраняемой природной территории включает в себя сведения о земельных участках, расположенных на особо охраняемой природной территории, предоставленных физическим или юридическим лицам с указанием кадастрового номера, размера площади и вида разрешённого использования; правообладателе; предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если разрешённое использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории регионального значения допускает строительство на них.

Приложением №3 к Положению о Заказнике определён Перечень земельных участков, расположенных на территории Заказника, который является закрытым.

При этом, земельный участок площадью 2 765 кв.м с кадастровым номером не включён в этот Перечень земельных участков, расположенных на территории Заказника. При внесении изменений в Положение о Заказнике какие-либо изменения в Приложение № 3 не вносились.

В тоже время, в Приложении № 3 содержатся сведения о смежных земельных участках с кадастровыми номерами с указанием видов разрешённого использования «Отдых (рекреация» (код 5.0) и «Использование лесов» код 10.0).

Кроме того, согласно сведениям из ЕГРН, в котором содержатся записи об особо охраняемой природной территории: Государственном природном ландшафтном заказнике регионального значения «Ласпи», номер 218.2.1.1 и земельных участках, полностью или частично расположенных в границах указанной зоны с особыми условиям использования территории, земельный участок с кадастровым номером указан под №84.

Исходя из пояснений Горелика В.И. на территории земельного участка Севастопольским лесничеством установлена информационная табличка (квартальный столбик) № 1374, в соответствии с которой, земельный участок расположен в границах квартала 20 выделы 16-17 Орлиновского участкового лесничества.

Согласно редакции подпункта 15 пункта 13 Положения о Заказнике, действующей на дату заключения договора аренды (07.08.2019), в заказнике разрешается осуществление деятельности по оборудованию и прокладке туристических троп, устройству туристических стоянок и лагерей, по согласованию с уполномоченным органом и землепользователем в соответствии с действующим законодательством.

В 2022 году подпункт 15 пункта 13 Положения о Заказнике был изменён и изложен в новой редакции, согласно которой в заказнике разрешено оборудование и прокладка туристических троп, обустройство туристических стоянок и лагерей, мест отдыха населения и туризма, мест для занятия спортом, физической культурой, пеших прогулок, наблюдений за природой, пикников, использование поверхностных и подземных водных объектов (в соответствии с требованиями водного законодательства и законодательства о недрах), создание и уход за пляжами (на территориях, указанных в подпункте 1 пункта 12 настоящего Положения), а также обустройство и размещение объектов, необходимых для их функционирования (в том числе сети электроснабжения, водоснабжения, водоотведения) осуществляется в порядке, определённом Лесным кодексом Российской Федерации, и в соответствии с требованиями настоящего Положения.

В состав территорий, указанных в подпункте 1 пункта 12 Положения о Заказнике, включены квартал 20 выделы 13-25, 28-33 Орлиновского участкового лесничества.

В тоже время, в соответствии со статьёй 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение; к которым отнесены земли: особо охраняемых природных территорий, природоохранного назначения, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, особо ценные земли.

Нормами статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

При этом, на территориях государственных природных заказников действующим законодательством не запрещается осуществление туристической и санаторной деятельности, относящейся к деятельности в оздоровительно-рекреационных целях.

Аналогичные положения, разрешающие осуществление в Заказнике деятельности в оздоровительно-рекреационных целях, содержатся в подпункте 3 пункта 13 Положения о Заказнике (редакция не менялась).

Согласно Генеральному плану города Севастополя, утверждённому решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114 земельный участок (КН 91) расположен в зоне лесов, лесопарков и других лесопокрытых территорий, в зоне общественной застройки общегородского и районного значения.

В соответствии с новым проектом Генерального плана города Севастополя, утверждённым Градостроительным советом Севастополя, этот земельный участок отнесён к зоне земель рекреационного назначения (зоне отдыха).

Постановлением Правительства Севастополя от 02.12.2022 № 621-ПП «Об утверждении Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах Андреевского, Качинского, Верхнесадовского, Терновского, Орлиновского внутригородских муниципальных образований» утверждены Правила землепользования и застройки города Севастополя, согласно которым земельный участок (КН ) расположен в границах контура Р-7/О/-/17 территориальной зоны особо охраняемых природных территорий Р-7, для которой предусмотрен дополнительный вид разрешённого использования «Историко-культурная деятельность» (код 9.3), включающая хозяйственную деятельность, обеспечивающую познавательный туризм.

В соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрена возможность в рекреационных зонах размещать, в том числе: объекты туристической индустрии, музеи и информационные центры. Кроме этого, в пределах особо охраняемой зоны, выделяемой в национальных парках, допускается возможность проведения экскурсий, а также мероприятия и деятельность, направленная на развитие познавательного туризма.

Согласно Классификатора видов разрешённого использования земельных участков, утверждённого приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412, в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристико-оздоровительные лагеря, кемпинги, глэмпинги и другое.

При этом, земельные участки в целях осуществления рекреационной деятельности могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, поскольку правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования, вид разрешённого использования земельного участка «Санаторная деятельность» (код 9.2.1) предусматривает возможность размещения лечебно-оздоровительных лагерей, а земельный участок с кадастровым номером согласно Генеральному плану города Севастополя, утверждённому решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114 расположен в зоне лесов, лесопарков и других лесопокрытых территорий, в зоне общественной застройки общегородского и районного значения, согласно проекту Генерального плана развития города Севастополя 2017 года расположен в зоне лесохозяйственного назначения, используемой в целях рекреации (код 5.0), которая включает в себя содержание вида разрешённого использования с кодом 5.2.1 «Туристическое обслуживание», который является в данном случае вспомогательным видом разрешённого использования земельного участка, что не противоречит Правилам землепользования и застройки города Севастополя, согласно которым земельный участок (КН ) расположен в границах контура Р-7/О/-/17 территориальной зоны особо охраняемых природных территорий Р-7, для которой предусмотрен дополнительный вид разрешённого использования «Историко-культурная деятельность» (код 9.3), включающая хозяйственную деятельность, обеспечивающую познавательный туризм, то отсутствие указания на указанные вспомогательные виды разрешенного использования данного земельного участка в документах, поданных ООО «Кундуз» в Управление туризма города Севастополя с целью участия в конкурсе и приобретения туристического оборудования (каяки, сап борды и спасательные жилеты) за денежные средства гранта (субсидии) для его дальнейшего использования при проведении лечебно-профилактических (реабилитационных) мероприятий в оздоровительном лагере и предоставления услуг отдыхающим гражданам через пункт проката, не является неправомерным.

Суд также отмечает, что ООО «Кундуз» во исполнение предусмотренных договором аренды земельного участка обязательств арендатора осуществляет использование земельного участка с учётом норм природоохранного законодательства Российской Федерации и требований по использованию земель особо охраняемых территорий, осуществляет разрешённую законом деятельность в оздоровительно-рекреационных целях при организации (устройству) оздоровительного лагеря (базы отдыха).

При этом, ООО «Кундуз» является участником инвестиционного проекта в свободной экономической зоне, осуществляющим деятельность по реализации проекта развития на арендованном земельном участке глэмпинга на базе функционирующего кемпинга для сезонного предоставления услуг пляжного отдыха, освоения новых туристических маршрутов в рамках договора № 571 об условиях деятельности в свободной экономической зоне территории города федерального значения Севастополя, заключённого 27.07.2022 с Правительством Севастополя.

Условиями этого договора определены виды деятельности на земельном участке, которые также являются вспомогательными видами деятельности.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Правительство Севастополя согласовало ООО «Кундуз» осуществление указанных выше видов деятельности и через уполномоченные органы осуществляет постоянный контроль за исполнением им договорных обязательств.

Об указанных выше обстоятельствах ООО «Кундуз» неоднократно уведомляло в письменной форме Севприроднадзор, ГБУ «Дирекция ООПТ и лесного хозяйства города Севастополя» и Севастопольскую межрайонную природоохранную прокуратуру. При этом, какие-либо предписания от контролирующих органов и арендодателя земельного участка об устранении нарушений в адрес нашей организации не поступали.

Доказательства привлечения ООО «Кундуз» к какой-либо ответственности в связи с осуществлением хозяйственной деятельности при использовании земельного участка с кадастровым номером в оздоровительно-рекреационных целях отсутствуют.

Согласно части 3 статьи 1.4 КоАП РФ в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства юридических лиц, а также их руководителей (работников), совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее - их работники), настоящим Кодексом устанавливаются особые условия применения мер административной ответственности.

В соответствии с положениями статьи 49 Конституции РФ лицо, подлежит ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина; это лицо не обязано доказывать свою невиновность; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таком положении, изложенные в обжалуемом постановлении заместителя начальника Главного управления – начальника Управления финансового контроля Главного контрольного управления города Севастополя Аксютина А.И. выводы о том, что фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 91:01:058002:194 не соответствует виду разрешённого использования данного земельного участка, и ведение туристической деятельности, в том числе включающей в себя организацию пункта проката туристического инвентаря на этом земельном участке, свидетельствует о несоответствии получателя гранта условиям предоставления субсидии, предусмотренным подп.1 п.2.1 Порядка предоставления гранта в форме субсидии на осуществление государственной поддержки развития инфраструктуры туризма, утверждённого постановлением Правительства Севастополя от 26.08.2022 № 392-ПП, являются не обоснованным, а вынесенное им постановление от 07 февраля 2024 года по делу об административном правонарушении № 05-05/73-2023 о признании Горелика Владимира Ильича, директора ООО «Кундуз», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 10 000,00 (десять тысяч) рублей подлежит отмене.

Поскольку в данном случае отсутствуют событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, то в силу пунктов 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении в отношении директора ООО «Кундуз» Горелика В.И. подлежит прекращению.

     На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.10, 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд

решил:

Жалобу должностного лица – директора Общество с ограниченной ответственностью «Кундуз» Горелика Владимира Ильича - удовлетворить.

Постановление заместителя начальника Главного управления – начальника Управления финансового контроля Главного контрольного управления города Севастополя Аксютина А.И. от 07.02.2024 №05-05/73-2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, вынесенное в отношении должностного лица – директора Общества с ограниченной ответственностью «Кундуз» Горелика Владимира Ильича – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.5.5 КоАП РФ в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Кундуз» Горелика Владимира Ильича, - прекратить, на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в            10-дневный срок со дня получения копии решения.

Судья                                                                         О.В. Бабарика

12-168/2024

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Горелик В.И.
Суд
Ленинский районный суд города Севастополя
Судья
Бабарика Олеся Викторовна
Статьи

ст.15.15.5 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
leninskiy--sev.sudrf.ru
05.04.2024Материалы переданы в производство судье
05.04.2024Истребованы материалы
08.05.2024Поступили истребованные материалы
10.06.2024Судебное заседание
01.07.2024Судебное заседание
08.07.2024Судебное заседание
13.08.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
21.08.2024Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
21.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2024Вступило в законную силу
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее