Дело № 2-90/2024
УИД: 91RS0008-01-2023-002142-10
Решение
Именем Российской Федерации
9 января 2024 года г. Джанкой
Джанкойский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Решетнева А.С.,
при секретаре судебного заседания - Ельцовой АА.,
представителя ответчика - адвоката ФИО3, действующего на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО2 о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка, при участии третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 ФИО8,
установил:
ФИО1 обратилось в суд к ответчику ФИО2 с требованием о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка, мотивируя заявленные требования тем, что в результате рассмотрения сведений из Единого государственного реестра недвижимости установлено, что ФИО2, гражданин Германии, является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №. В соответствии с п. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ. Таким образом Министерство имущественных и земельных отношений считает, что земельные участки, расположенные на приграничной территории <адрес>, не могут принадлежать на праве собственности иностранным гражданам и подлежат отчуждению.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ занесенным в протокол судебного заседания, к производству приняты уточненные исковые требования, в которых истец просит осуществить принудительную продажу с публичных торгов земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. расположенного по адресу: <адрес>.
Представитель истца ФИО1, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Представитель ответчика ФИО3 назначенный в порядке ст. 50 ГПК РФ в судебном заседании просил отказать в заявленных требованиях.
Суд выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела приходит к следующему.
Статьей 9 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что земля н другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих за соответствующей территории.
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В силу статьи 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Условия и порядок пользования землей определяется на основе федерального закона.
Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.
Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
Так, действующим законодательством для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц предусмотрены определенные ограничения в отношении права собственности на земельные участки некоторых категорий.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На основании п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником.
Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок.
В случае, если при нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона собственник не произведет в течение срока, установленного настоящим пунктом, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах).
Судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимостей об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № правообладателем земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. расположенного по адресу: <адрес> является ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, правообладателем земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. расположенного по адресу: <адрес> является <адрес>, дата регистрации собственности ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведений предоставленных МО МВД России <данные изъяты> гражданин ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. уроженец <данные изъяты> является гражданином Германии, ДД.ММ.ГГГГ пересек государственную границу и в настоящее время находится за пределами Российской Федерации.
Согласно ст. 44 ЗК РФ, право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.
Как указано, в пп. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238).
Согласно п. 1 и 2 ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства проживания ответчика в другом государстве, наличие гражданства Германии, установление права собственности зарегистрированное за гражданином Германии на земельный участок с назначением – земли сельскохозяйственного назначения, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственную пошлину следует взыскать с ответчика Исакова Йоханна в доход местного бюджета Республики Крым.
Руководствуясь положениями статей 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования ФИО1 к ФИО2 о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка - удовлетворить.
Осуществить принудительную продажу с публичных торгов земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. расположенного по адресу: <адрес>
Взыскать с ФИО2 (паспорт гражданина Германии серии №, выданный ДД.ММ.ГГГГ <адрес>), государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек в доход бюджета муниципального образования городской округ <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым через Джанкойский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня, следующего за днем составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение составлено 16.01.2024.
Судья А.С. Решетнев